Источники вдохновения Ирины Войт: <strong>православные монастыри</strong> России
Каждый человек воспринимает и чувствует окружающий мир по-разному. Кто-то слышит гармонию звуков, а кто-то чувствует дыхание ветерка - и это его вдохновляет. Сегодня мы расскажем еще об одном авторе нашего портала - художнице Ирине Войт и ее творчестве. Художник воспринимает мир как зрительные образы в красках и предметах. Умение создавать уникальное вИдение окружающего – дано не каждому. Только настоящий творец может увидеть и передать легкую дымку тумана над озером, показать красоту золотистой листвы, гармонию архитектурных сооружений, духовность современной иконописи и живую атмосферу православных монастырей России. Картины Ирины Войт дают пищу для размышлений и раздумий, дарят душевный покой. Цветовая гамма картин мягкая, теплая, линии плавные – все это создает ощущение умиротворенности и гармонии, которое передается каждым мазком кисти.
Православные монастыри России всегда привлекали тысячи паломников: люди шли в обитель за духовным советом, помощью, покаянием и очищением. При этом было принято вносить свою лепту в монастырскую жизнь: в северные места на острова паломники везли чернозем – для выращивания хорошего урожая, в другие обители – ехали потрудиться во Славу Божию, жертвовали, кто что мог. Посещение монастыря считалось священным делом – туда несли горе и радость, шли за благословением и молитвами. В суете повседневной жизни людям некогда бывает думать о вечном, поэтому посещение монастыря вносит живую струю в духовную жизнь. Молитвенные подвиги старцев, иноческое послушание, стройные богослужения – это непреходящие ценности православных монастырей России. Именно они притягивают к себе внимание в наш век технического прогресса. Развитие общества направлено преимущественно на материальные потребности, комфорт, удобство. Но при этом все шире распространяются духовные проблемы: потеря смысла жизни, депрессии, одиночество. Зов души нельзя удовлетворить при помощи ноутбука и телефона, душа просит молитвы. Благодаря религиозному искусству у нас есть возможность прикоснуться к святыням – православным монастырям России. Такие художники, как Ирина Войт, сохранили способность видеть в материальном мире духовную составляющую. Донести ценности монашества до наших современников стало непросто, так как суета городов заглушает тихие молитвы души. Для наших соотечественников паломнические поездки открывают возможность прикоснуться к вечным ценностям: в монастырях исчезает грань времени, там есть другое состояние – молитвенное предстояние перед Богом. Прикоснувшись к жизни православных монастырей России, люди выносят за стены обители мир, гармонию, смирение.
Ирина Войт – художница из небольшого российского города Старого Оскола, который находится в Белгородской области. Мы расскажем о серии ее картин, на которых изображены православные монастыри России. Каждый храм и скит имеет свою историю. Если мы обратим внимание на годы создания полотен – то именно в 90-е началось возрождение православного монашества на территории бывшего Советского Союза. Миллионы людей обратились к вере в Бога и начали возвращаться в Церковь. Этот период жизни был сложным с экономической точки зрения, но именно нестабильность социальная способствовала поискам истинных ценностей для наших соотечественников. Для того, чтобы понять мотивы творчества Ирины Войт, нужно проникнуться историей каждой отдельной обители, которая изображена на полотнах художницы. Православные монастыри России – неисчерпаемый источник духовной жизни на протяжении сотен лет. Ряд наиболее известных российских святынь нашли отражение в творчестве художницы: сюда вошли Соловки, Ростов Великий, Задонск, Валдай и другие… С каждой этой обителью связана целая веха в истории христианской жизни, поэтому мы хотим остановиться на религиозном значении полотен Ирины Войт.
Небольшое полотно «Монастырь в Ростове Великом» художницы Ирины Войт было создано на рубеже столетий – в 1996-1999 года. Этот монастырь был основан в 1390 году ростовским святителем Иаковом, который был там же и погребен. В 1549 году святитель Иаков Ростовский был канонизирован. В 1709 году в этом же монастыре был погребен Святитель Димитрий Ростовский. В настоящее время монастырь носит имена обоих ростовских святителей и называется Свято-Яковлевский Димитров монастырь в Ростове Великом. После октябрьской революции в 1923 году, как и все православные монастыри России, он был закрыт и стал частью музейной экспозиции города. Историческая ценность монастырских сооружений помогла сохранить здания от полного разрушения. В храмах монастыря совершались богослужения вплоть до 1928 года. В корпусе настоятеля власти расположили детский дом, братские кельи использовались под жилье. В 30-е годы монастырские здания передали под военные склады.
Возрождение обители началось в апреле 1991 года – первое богослужение было совершено на Пасху. Что интересно, в этот год по церковному календарю Пасха совпала с праздником Благовещения – и именно в этот день святая обитель была возвращена Церкви. Все здания обветшали и требовали капитального ремонта. Первые монахи получили небольшую комнату в детском саду и там поселились. Возрождение обители по молитвам братии проходило очень быстро. Первым настоятелем монастыря стал игумен Евстафий Евдокимов, который восстанавливал Московский Данилов и Толгский монастыри. В начале июня в монастырь возвратили мощи святителя Димитрия Ростовского, а через полгода – мощи Авраамия Ростовского. За несколько лет Свято-Яковлевский Димитров монастырь в Ростове Великом превратился духовный центр, который привлекает паломников со всего концов страны.
Монастырь находится на западе Ростова и украшает город со стороны озера Неро. По пути из Москвы он хорошо виден путешественникам. Ирина Войт на своей картине воспроизвела гармоничную красоту архитектурного ансамбля монастыря. Мы видим золотые купола, колокольню и братские корпуса. Судя по желтизне листьев – это начало осени, время сбора урожая. Небо затянуто низкими тучами, которые предвещают похолодание. Именно в это время года монастырю требуются дополнительные руки для сбора и заготовки урожая на зиму. По монастырской традиции братия солит на зиму огурцы, помидоры, капусту, грибы. На помощь инокам приходят паломники и миряне, которые приезжают в обитель. Спасо-Яковлевский монастырь является жемчужиной края и духовным центром региона. В обители сегодня есть обширное собрание книг и прекрасная библиотека, действуют несколько мастерских: ризничная, иконописная, швейная, столярная, есть своя пекарня и просфорня.
Одно из самых известных мест на Руси – Соловецкий монастырь. Основан был иноками Зосимой и Германом в первой половине XV века. Монастырская территория имеет форму неправильного пятиугольника с 9 церквями. Самый большой храм Соловецкого монастыря – Преображенский собор. На всю Русь славилась библиотека монастыря: она имела богатейшее собрание книг.
Суровый северный климат островов накладывает определенный отпечаток на стиль жизни монахов: только самые стойкие выдерживают послушание в обители. Именно благодаря такому отбору, братия монастыря отличалась высотой духовной жизни. Соловецкие острова всегда притягивали внимание паломников любого ранга и статуса: сюда приезжали ученые, писатели, путешественники, промышленники и бизнесмены.
После октябрьской революции соловецкие острова превратились в место ссылки православных иерархов, бывших дворян, ученых, писателей и тысяч наших сограждан. С 1923 года на островах организовали Соловецкий лагерь особого назначения – СЛОН. Десятки тысяч заключенных остались навсегда в соловецкой земле безымянными мучениками и страдальцами. Удалось восстановить имена только нескольких сотен иерархов, погибших на Соловках. Вечная им память! Более 60 священнослужителей, погибших на Соловках в заключении, были причислены к лику новомучеников и исповедников Российских на Соборе 2000 года. Паломники отмечают, что совершенно особая атмосфера царит на острове – там земля пропитана кровью, слезами и молитвами невинных страдальцев.
Секирная гора Соловков – это особая святыня, одно из наиболее почитаемых мест на островах. По преданию, именно здесь была построена Германом и Савватием Соловецкими их первая келья. Тут секирами святые подвижники рубили лес для строительных работ.
В советские времена на Секирной горе располагался штрафной изолятор – место наказания, мучений и страшной смерти. С Секирной горы живыми не возвращались – методы пыток были страшными и жестокими. Один из зверских способов наказания состоял в том, что заключенного привязывали к бревну и скатывали по крутой лестнице с вершины горы. Место казни окружено почетным караулом вечно зеленых сосен. В честь новомучеников Соловецких в августе 1992 года на северо-западном склоне горы был воздвигнут Поклонный крест.
На картине художницы Ирины Войт Секирную гору окружает густой лес. Деревья растут стройной стеной вокруг страшного места – зеленые силуэты напоминают церковные свечи, зажженные в память и погибших. Эти деревья помнят прощальные молитвы мучеников и стоны смертников. Теперь на этом месте братия монастыря регулярно совершает поминовения усопших и возносит молитвы.
Эти картины была написана через 10 лет после начала возрождения известной православной обители – Задонского монастыря. В конце ХХ века на территории монастыря располагалась овощная база, были утрачены красота и благолепие всех храмов и строений. С 1988 года начались реставрационные работы по восстановлению обители. Через год братии монастыря вернули весь комплекс зданий. 25 августа 1991 года в Задонский монастырь торжественно были перенесены мощи святителя Тихона. В том же году начались восстановительные работы по возрождению женской обители-скита. За короткий период времени стараниями братии и благочестивых верующих были полностью отреставрированы храмы обители, братские корпуса и часовни. В дни престольных праздников в монастырь стекаются тысячи верующих богомольцев.
По традиции, для расположения монастыря святые старцы выбирали красивейшие места окрестностей: в окружении цветущей природы иноки славили Творца и Создателя. Ирина Войт изобразила Задонский монастырь в летнюю пору – в зеленом обрамлении окрестных деревьев. Золоченые купола возвышаются крестами над окрестными строениями, призывая к вере и молитве. Недалеко от монастыря расположен скит. На полотне Ирины Вы можете увидеть храм и жилые корпуса в скиту. На картине Скит на переднем плане видна ветка дерева – она создает ощущение близости к строениям. Ирина выбрала удачный ракурс для всей композиции – с этой точки открывается прекрасный вид на скит и окружающую его природу.
Уникальное по своей красоте место – известный пещерный монастырь в Костомарово. Он находится в меловой гряде, которая тянется на десятки километров от Белгорода. Эта местность известна тем, что в пещерах явился преп. Серафим Саровский и вывел оттуда заблудившуюся девочку. На самом деле храм назван в честь Спаса, но в простонародье он известен как храм Веры, Надежды, Любови и Софии. В храме хранится простреленная пулями большевиков икона Валаамской Божией матери, старинный образ святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и другие святыни.
На картине Ирины Войт монастырь изображен на фоне золотых полей спелой пшеницы и ярко-голубого летнего неба. Такое цветовое решение подчеркивает белизна меловых гор – в результате картина получилась очень светлая и легкая. Полотно пронизано теплом и светом. Современная иконопись Ирины Войт представлена несколькими полотнами, которые отличаются легкостью, прозрачностью и одухотворенностью созданных образов.
Божия Матерь с Младенцем на руках – классический православный образ. В современной иконописи Ирина Войт нашла свой подход к трактовке иконы, наполнив ее молитвенным содержанием. Богородица держит младенца на руках, смиренно склонив голову. Богомладенец простирает руку с благословением, а над этой мирной композицией мы видим ночное небо, месяц и звезды. Икона источает ощущение покоя и смирения.
Чудотворный образ Спас нерукотворный письма Ирины Войт отличается светлым колоритом общего фона. Некоторые художники изображают убрус в виде белого полотна, закрепленного в верхних углах. На иконе Ирины Войт тени на полотне расположены по радиусу, образуя дополнительные круги вокруг лика Спасителя. Как известно, в иконописи круг – символ бесконечности. Эти линии можно трактовать как нимб и сияние, а можно в них увидеть бесконечно замкнутые круговые линии, символизирующие вечность. Икона насыщена теплыми золотисто-желтыми тонами, которые напоминают солнечные лучи.
Религиозная живопись наших соотечественников – это удивительное явление. Каждый художник находит свои краски и штрихи, которые показывают православные монастыри России в новом свете. И далеко не каждый живописец способен в современной иконописи передать молитвенное состояние. Ирина Войт смогла соединить в своем творчестве профессионализм и духовность: это редкое качество, которое повышает ценность полотен художницы.