Юродивый – святой или дурак? Почему Церковь молится за них и почитает. За что в России любят юродивых и в чем заключается сам подвиг?
Василий Блаженный при жизни позволял себе ломать святые иконы и возражать главе государства, не страшась его грозного нрава; Симеон Блаженный, живший в 7 веке притворялся калекой и при этом сбивал с ног проходящих мимо горожан. Прокопий Устюжский был известным и богатым германским купцом, но ходил по древнему Устюгу в ужасающем рубище, а спал на городской свалке мусора. В таком же облачении уже известная Ксения Петербуржская, несколько веков спустя бродила улицами Петербурга. Что же толкало на такие поступки людей разного сословия?
Кандидат исторических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрей Виноградов высказывает свое видение распространенного в России подвига юродивых. В народе юродивых еще называют блаженными: «это человек, который добровольно избирает путь сокрытия своих способностей, притворяется лишенным добродетелей и обличает мир в отсутствии этих самых добродетелей». Современному человеку для понимания некоторых терминов, связанных со святостью могут потребоваться дополнительные разъяснения. Зачастую «блаженными» называют юродивых, не получивших опыта обличения в мирской жизни. В этом случае принято ссылаться на влияние Католической Церкви, где блаженному присваивают низшую категорию святости. В понимании нашей Церкви блаженные, это идущие по пути неординарного подвига, его еще относят к «периферийному» типу. В восточных странах слово «блаженный» принято употреблять в полном соответствии с определением «святой». На первоначальном этапе зарождения христианства святыми считали только мучеников и апостолов, но с течением времени понятие святости распространилось на «преподобных» монахов и святых епископов именуемых «святителями». И уже «блаженными» начинают считать людей с необычным проявлением святости, в частности юродивых. «Божии люди», чья жизнь очень похожа на жизнь юродивых, тоже именуются блаженными, но их подвиг несколько ниже по своей значимости.
Необычное и порой вызывающее поведение юродивого в первую очередь должно воздействовать на окружающих и иметь социальную направленность. Юродивый не только обязан скрывать от постороннего взгляда свои способности, но и быть в глазах окружающих психически больным или «буйным», что вполне соответствует греческому слову «салос», в древнеславянском варианте это уродивый или урод. Прикрываясь маской мнимого безумия, юродивый получает возможность выступить в роли обличителя пороков, напомнить людям о грехах и по возможности направить по пути исправления. Юродство неразрывно связано с подвигом «божьего человека», отличительной особенность становится лишь элемент обличения и направленность подвига юродивого, прежде всего на борьбу с собственной гордыней.
Особо стоит отметить такой подвиг как экстремальная аскетика, время появления которого определить сегодня очень сложно. Игумен Дамаскин (Орловский) связывает появление юродства, прежде всего с расцветом в духовной жизни: «мы не знаем юродства в самые первые времена христианства, тогда само христианство воспринималось миром как юродство. Когда апостол Павел призывал своих обвинителей к вере в воскресение Христово, они ему говорили: безумствуешь ты Павел. Но в традиционном понимании юродство появляется, когда пустынникам и подвижникам было мало и поста и молитвы и они обращались к крайним средствам стяжания смирения – поношения от мира за самый образ жизни. И, побеждая свою гордость, достигали совершенного смирения». «Духовные основания для юродства заложены были еще в Новом Завете, это знаменитые слова о безумии ради Христа (см. 1 Кор. 4: 10).
Еще на стадии формирования христианские общины вовлекаются в конфликт с остальным миром, обличая его пороки. Андрей Виноградов обращает наше внимание на преемственность подвига первых учеников апостолов и появившихся гораздо позже уже в развитом христианском обществе подвижников. «Юродивый обличает общество в не следовании христианским нормам, но эта апелляция возможна только в том случае, если христианство является для общества общепризнанной нормой. А как государственная религия христианство утверждается только в Византии в конце IV века».
Само понятие юродства связывают с подвигом Симеона Юродивого датируемого шестым веком, местом события становится Сирия, которая на тот момент была довольно своеобразным регионом в отношении развивающихся аскетических традиций. Христианская религия влекла за собой все новых восторженных последователей, при этом развивались и такие «экстремальные» направления подвижничества.
«В каждой конкретной ситуации юродивый подбирает для «ругания мира», обличения свои образы и способы, но самый важный элемент такого языка — это момент переворота. Поведение юродивого противоречит всем христианским нормам. Он позволяет себе во время поста есть мясо, бросает камни в святые иконы (Василий Блаженный). Но попирая общепринятые нормы поведения выявляет моральные пороки общества того времени. Придерживаясь выбранной линии поведения и скрывая свои добродетельные черты характера, юродивый не только дает совет подобно все другим христианским святым, он подталкивает человека к активным действиям и вскрывает его тайные отрицательные черты. Известен случай, когда Василий Блаженный опрокинул на рынке лоток торговца калачами за что и подвергся избиению, а спустя время торговец сам признался, что подмешивал в муку мел и, опрокинув прилавок, блаженный старался обнародовать факт обмана.
По мнению А. Виноградова - «Обличение словами — это язык мира, который со временем притупляется. Юродивый обличает делом, он, демонстрируя обществу общественные пороки, как бы сам принимает за эти пороки страдание, подвергается поношению и этим переворачивает ситуацию. Подвергая атаке устоявшиеся формы общественного поведения или благочестия, юродивый обращает внимание на внутреннюю сущность, актуализирует забытое внутреннее содержание этих форм».
Диагностировать психическое заболевание бывает сложно даже опытному специалисту, и отличить больного от юродивого тоже довольно непросто. «Нам просто в древнем юродивом увидеть его святость, потому что мы смотрим на него через призму агиографии, церковного осмысления его подвига» (А. Виноградов)
Любому начинанию необходимо выдержать проверку временем. Об этом говорит учитель апостола Павла, когда всякие разговоры о Христе находились под строжайшим запретом. “Если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его, берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками.” (Деян. 5: 38-39). Существуют юродивые и кликуши, старцы и лжестарцы. Духовный мир каждого скрыт от посторонних взглядов. И когда решается вопрос о канонизации всегда остается что-то неведомое и непознанное, подвластное исключительно Господу. С этим согласны духовник московской епархии, настоятель Покровского храма села Акулово протоиерей Валериан Кречетов и отец Дамаскин (Орловский): «Поскольку этот подвиг крайности, очень трудно определить, в точности оценить юродство Христа ради. Это, пожалуй, единственная форма подвига, которая духовно настолько сложно различима».
Как в Византии, так и в России издавались законы, направленные против ложного юродства, что не мешало применять их и против истинных подвижников. Примером может служить случай в Константинополе (ХI век), когда канонист Феодор Вальсамон став Антиохийским патриархом держал на цепи подвижников, принимая за лжеюродивых, и только спустя время признал их подвиг настоящим и отпустил. Поведение юродивого иногда ничем не отличается от поведения психически больного человека. А. Виноградов был свидетелем случая, когда пожилая женщина громким голосом упрекала приехавших на дорогих машинах служителей церкви. Своим поведением она действительно походила на больную, но четкой грани здесь быть не может, возможно, это была юродивая. Ее прогнали, но такая общественная реакция закономерный результат ежедневного подвига блаженного, который сознательно провоцирует конфликт. Исключением стал только период XVI-XVII веков, когда в российской действительности юродивый был редким явлением и не подвергался общественной агрессии. В то время юродивый мог обратиться к человеку любого общественного положения, который покорно выслушивал обличительные речи. Это объясняется особенностями темперамента, русские люди принимали публичное осмеяние как искупление своих грехов, надеясь получить прошение Всевышнего, в отличие от греков, чье сознание формировалось в строгих границах национальной культуры. В Греции история Православия строго определила формы святости, которые соблюдались тысячелетиями. Святой должен был соответствовать определенным нормам поведения и никаких отклонений просто не допускалось. Юродивый, нарушивший общепринятые нормы рисковал собственной жизнью. Россия отличалась более мягкой церковной культурой и позволяла юродивым некоторые вольности, а присутствие того, кто мог уравнять царя и простым человеком стало своеобразным двигателем социального развития, так необходимого обществу того времени. Ну и конечно необходимо учитывать русскую национальную специфику, склонную к крайностям.
Что же касается типологии русского юродства, то здесь определить национальные особенности довольно сложно. Даже исследователи признают каждого юродивого отдельным и уникальным случаем. Каждый из них выбирал свою дорогу и свой тип подвига, будь то бросание камнями или молитва и обличительное слово. Но все юродивые признают за образец Симеона Юродивого и сходятся во мнениях, объясняя свое понимание подвига.
Юродство в России развивается непродолжительное время, и основной период приходится на промежуток с XVI по XVII век. И подвиги юродивых стремятся к образу «божьего человека», а не классическому экстремизму. Мы чтим Ксению Петербуржскую и Матрону Анемнясевскую. «В их подвиге нет такой атаки, обличения, характерного для юродства, так как юродивый в классическом понимании может жить только в том обществе, ценности которого он призывает соблюдать». Андрей Виноградов видит актуальность юродства в современном российском обществе: «Известно, что многие старцы XX века — святитель Иоанн Шанхайский, протоиерей Николай Залитский — в некоторых ситуациях принимали модели поведения, свойственные юродивым, но, чтобы такой подвиг был постоянным, требуется определенное состояние общества. Возможно ли возрождение этого подвига в будущем? Судя по тем процессам, которые сейчас происходят, когда общество внешне воцерковляется, часто именно внешне, и в перспективе может быть создано новое традиционное общество, основанное на христианских ценностях, — появится и необходимость в новых юродивых, которые будут обличать общество, актуализировать для обывателей внутреннее содержание принятых норм поведения и христианских ценностей».
По материалам сайта "Православие и мир", статья "Святые дураки"