Член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе в г. Москва игумен Дамаскин (Орловский), занимается историческими исследованиями и в частности подвигом юродивых в Русской Православной Церкви. Один из изучаемых вопросов – это роль юродства во времена отрицания христианских истин и всеобщего безбожия.
Если рассматривать юродство как подвиг, в основе которого лежит полное самоотречение, то именно в России существует ряд особенностей. Наше национальное самосознание не признает «золотой середины» и часто склоняется к крайним мерам. Для нас или максимально возможное стремление к высшему идеалу или полнейшее игнорирование, каких либо общественных или нравственных норм. Учитывая такие настроения, юродство наиболее близко русскому народу своей возможностью сочетать подвиг и нарушение общепринятых правил. Особо показательным стало время гонений на Православную Церковь в 20 веке, когда люди не решались, открыто демонстрировать свою веру, но в тайне продолжали почитать Христа и тех, кто ради исполнения Его заповедей отказались от всех возможных жизненных благ. Юродивые в христианском обществе шли путем смирения, терпя гонения и поношения от окружающих. Но в Советском Союзе сама Церковь находилась на месте юродивого, против которого ополчилась вся государственная система. Само следование вере Христовой уже становилось бескомпромиссным подвигом, за него преследовали, арестовывали, высылали и даже расстреливали. И, тем не менее, юродство сохранилось, хотя и приобрело несколько иной смысл.
Основным центром сосредоточения верующих, в это непростое время, стали сохранившиеся монастыри. Дивеевский монастырь место подвига Серафима Саровского связывают еще и с именами женщин-подвижниц. Так известные ныне блаженные Мария Ивановна Дивеевская и Евдокия из села Пузо, вступили на путь подвига еще до начала периода гонений на Церковь. Сознание этих подвижниц формировалось в соответствии с Церковными традициями, что в дальнейшем помогло им выстоять и продолжать двигаться по выбранному пути. Они сохраняли и укрепляли веру в особенно трудный период гонений на Церковь, когда всякое проповедование христианских ценностей приравнивалось к преступлению, и церковная жизнь едва теплилась внутри храмов чудом избежавших разрушения или превращения в клубы или склады. Послереволюционный период и начало двадцатых годов Советской России можно считать относительно спокойным в церковной жизни, когда наблюдался даже расцвет духовной жизни и христианской культуры. Церковь хоть и ощущала внешнее давление, но внутренне продолжала развиваться достаточно свободно. И если до наступления сложного времени юродивые скрывали свой разум и способности под маской психически больных, то уже в период 20-х 30-х годов они исполняли роль духовных наставников, просветителей и проповедовали Священное Писание. Когда храмы пустовали, а лиц духовного сословия арестовывали, расстреливали и целыми семьями отправляли в ссылку, юродивые становились тем необходимым советчиком и утешителем. Находились среди простых людей, кто старался содействовать юродивым в их деятельности. Оказывала помощь дивеевским подвижницам и блаженная Ксения, скрывая их от властей. Юродивым 20 столетия пришлось приспосабливаться к существующим условиям нового общества и отступить от тайны аскетического подвига, занимаясь еще и миссионерской деятельностью. Несмотря на все сложности, они успешно справлялись с возложенной миссией. Ведь за внешней странностью поведения, отличающегося от общепринятых норм, юродивые скрывают свою глубокую духовность и пресвященный разум. Постоянное самосовершенствование, скрытое от людских глаз маской чудачества, приводит к выработке новых черт характера и логической четкости мышления. Для того, кто победил свою гордость, нет нужды в лукавстве. Все низины возвысились, а возвышенности сгладились и уже ничто не заслоняет образ Христа. Благоразумный человек советует или критикует того, кто способен понять и услышать, а исправившись и очистившись ответить любовью, а не ненавистью. Истинные же подвижники руководствуются в первую очередь высшей необходимостью и обличают тех, кто может их возненавидеть, и в этом скрыт высший христианский подвиг – возлюби ненавидящих тебя. Обладая трезвым взглядом и логическим мышлением, они способны оценить окружающий мир и разумно объяснить происходящее. Когда Церковь не испытывала внешней угрозы юродивые скрывали свой ум и всячески смиряли гордость, демонстрируя отсутствие разума и шокируя окружающих странным поведением. Но даже для юродивого необходимо было иметь человека для особого общения, кому бы он мог доверить свои мысли и говорить с ним прямо. Так у подвижницы Пелагеи Ивановны Дивеевской была Анна Семеновна, жившая с ней в келье и сохранившая для нас подробности жизни и подвигов блаженной. Друзья, как правило, становятся самым подробным источником и самым надежным хранителем историй жизни таких подвижников.
Русская Православная Церковь прославляет юродивых за их мученический подвиг во времена, когда истреблению подвергались те, кто пытался мыслить не так, как предписывалось государственной властью. Юродивых арестовывали за их проповедническую деятельность. Советская власть пыталась единолично распоряжаться жизнью своих граждан и не терпела любых проявлений инакомыслия. Евдокию Пузовскую преследовали за востребованность и авторитет среди людей, которые стремились лично услышать праведное наставление. Власти грозили арестом, но даже под угрозой и давлением блаженные не могли отказать в утешении и духовном просвещении всем приходящим. Мученик Федор (Иванов) много лет был лишен возможности передвигаться, а значит принимать участие в какой либо противоправной деятельности. Тем ни менее его обвинили в том, что он сознательно выдает себя за святого и использует этот образ для ведения контрреволюционной деятельности; что под видом служителей культа у него собираются и подготавливают вооруженное восстание, направленное на свержение существующей народной власти. Это же обвинение было выдвинуто и против блаженной Матроны Анемнясевской, ей вменялось, что прикрываясь образом блаженной, она «организовала у себя на квартире в деревне Анемнясево массовый прием верующих — своих почитателей, которых обрабатывала в антисоветском духе». Схимонахиня Александра (Червякова), отвечая на вопросы верующих, приходящих к ней за помощью использовала кукол для наглядности. Была обвинена властью в контрреволюционной деятельности за массовые проповеди и расстреляна в 1937 году.
Спорным до настоящего времени считается юродство епископа Варнавы, хотя его и благословил на подвиг преподобный Алексий Зосимовский. Здесь присутствовали явные личные мотивы, и юродство было своеобразной формой разрешения проблемы. До момента вступления на путь юродивого он служил викарием в Нижегородской епархии, где руководитель архиепископ Евдоким Мещерский принял обновленчество и всячески склонял к такому решению подчиненных священнослужителей. Будучи зависимым от руководящего архиерея он не решался открыто заявить о своем несогласии, но и присоединяться к обновленцам епископ Варнава не хотел, принятие юродства стало идеальным решением проблемы. Но этот случай в истории церкви считается единичным, хотя если бы ситуация сложилась другим образом и Нижегородской епархией не руководил глава обновленцев, то он может быть не пришел к решению о необходимости для себя такого рода подвига.
Блаженный и Христа ради юродивый мученик Максим Иванович (Румянцев) уроженец Костромской губернии появился на свет в середине 20 века в селе Вандышки. Едва достигнув 15 лет, покинул родительский дом, отправившись странствовать. Грамоте не обучался и, тем не менее, помнил всю церковную службу. Странствовал по миру 30 лет, затем вернулся в родную деревню, односельчане почитали его за провидческий дар и помощь молитвами. Заслужил высокую оценку от епископа Кинешемского Василия: «Многих я видел подвижников, молитвенников и духовных людей, но этот ближе всех к Богу». Блаженного Максима неоднократно арестовывали, за что он причислен Православной Церковью к мученикам, хотя жил среди людей как юродивый.
Блаженный и Христа ради юродивый мученик Алексий (Алексей Иванович Ворошин) 1886 года рождения, известен своей благочестивой и праведной жизнью, много времени посвящал молитвам. Крестьяне даже выбрали его председателем сельского совета в 1917 году, так как считали его честным и рассудительным человеком. Но свою общественную деятельность Алексий осуществлял, не выходя из храма, большую часть времени посвящал молитвам, не пропуская церковных служб. Через год он оставил общественный пост и уединился в келье, которую построил рядом с отцовским домом, впоследствии почти не покидал ее пределов, проведя в добровольном затворничестве 9 лет. В 1928 выбрал путь подвижничества и жил в обществе единомышленников, хранивших церковные традиции. Его юродство носило некую провидческую форму, что вначале окружающие воспринимали как чудачество. Он везде появлялся с палкой и мерял землю, смысл его действий стал понятен с появлением в деревне колхозов, когда приехавшие из городов представители власти стали перекраивать крестьянские наделы. Алексий принялся выносить имущество из одного дома, а вскоре хозяина и его семью лишили всего нажитого и выслали из деревни, и снова его провидческий дар себя полностью оправдал. Врачи неоднократно проводили его психиатрическое освидетельствование, но признавали полностью дееспособным и отпускали. Предвидел Алексий и собственную кончину. Его арестовали и подвергли жестоким пыткам, вынуждая сделать порочащее признание. Но даже страшные физические страдания не сломили дух блаженного мученика. Он умер в тюремном лазарете, так и не оговорив себя, за что почитаем Русской Православной Церковью как Христа ради юродивый, мученик. Его мощи и по настоящий день хранятся в Свято-Введенском женском монастыре города Иваново.
Блаженная и Христа ради юродивая Матрона (Белякова) Анемнясевская, 1864 года рождения, признана самой почитаемой подвижницей 20 века. Еще в раннем детстве терпела унижения, избиения от родной матери и остальных членов семьи. Но, несмотря на окружающую людскую злобу и греховность Матрона во всех мирских испытаниях, выпавших на ее долю, видела лишь Божий промысел. Главной целью жизни стало служение Богу и ближним. Каждодневно подвергаясь истязаниям, Матрона стала инвалидом, не могла расти и была очень маленького роста, но для нее гораздо важнее была пища духовная. Церковные девушки, навещавшие калеку, читали ей церковные книги, а она запоминала тексты на память с помощью божией Благодати; даже не обучившись грамоте, знала церковные службы. Господь открыл ей свою волю и дал способность наставлять на путь истинный приходящих людей, она призывала их к покаянию и исправлению, говорила о Боге и напоминала, о необходимости молиться. Будущий епископ Стефан, находясь в лагере, обратился к Матрене за помощью и ее молитвы помогли заключенному священнослужителю. Ему не увеличили срок, что в то время было редким случаем. Выйдя из заключения, Стефан поспешил с благодарностью к подвижнице и она даже будучи незрячей сразу его узнала. Такие эпизоды и ранее встречались в христианской истории. Описание жизни Матроны Анемнясевской основано на реальных событиях, что подтверждают служители церкви, лично знавшие юродивую. Ее подвиг был начат еще в дореволюционное время и определен промыслом Божьим направившим Матрону на путь подвижничества уже в начале жизни. Ей с детства причиняли страдания самые близкие люди, а она принимала испытания с покорностью и доверием к Божьей воле. Матроне не пришлось использовать мир и человеческие страсти для смирения своей гордыни, она просто поняла свое предназначение, согласившись и доверившись Божьей воле, не сопротивляясь и не отгораживаясь, сочетав свой сознательный выбор с волей Всевышнего. За что прославляется Русской Православной Церковью как Христа ради юродивая и исповедница.
По материалам сайта "Православие и мир", статья "Во времена гонений юродивые стали миссионерами"