В православной России издавна было принято почитать и прислушиваться к юродивым. В литературе этот образ используется в особо важные моменты сюжета и слова юродивого всегда носят пророческий смысл. Образ князя Мышкина из произведения А.П. Чехова один из интересных и обсуждаемых в русской литературе, но можно ли его считать юродивым в подлинном смысле. Как сочетается это понятие с душевными болезнями? Иерей Владимир Новицкий, врач-психиатр, клирик храма Святых бессребреников Космы и Дамиана в селе Космодемьянском (Москва), руководитель службы «Благое дело», что оказывает помощь лицам с психическими заболеваниями, а также наркоманам и алкоголикам полагает, что юродство в христианском понимании довольно высокая ступень духовной жизни. Эту миссию человек принимает на себя совершенно сознательно. А в таком случае наличие здравого ума и трезвой памяти обязательное условие. Если следовать святоотеческой аскетике, то прежде чем прийти к избранному подвигу, необходимо не просто достичь внутреннего бесстрастия, а полностью отринуть чувства, что даст возможность руководствоваться в дальнейшем только чистым разумом. Каждый подвижник, выбравший для себя этот непростой путь, скрывает свое настоящее лицо под маской психически больного и служит Богу втайне от людских глаз. Ему не стоит ожидать одобрение окружающих в земной жизни, чаще приходится терпеть оскорбления, ежедневно смиряя свою гордость. Поведение юродивого может выглядеть как неадекватное и провокационное. Но под показной нарочитостью скрывается цельная личность, отличающаяся неординарным мышлением сильной волей и максимальной собранностью. При этом настоящий юродивый должен находиться в полном духовном сознании и знать, что юродствует. Его внутреннее самосознание находится под контролем. Юродивый соблюдает трезвый образ жизни, что дает возможность адекватно оценивать себя и окружающих. Это состояние сопровождается благодатной силой Всевышнего поддерживающей человеческие усилия. Юродство и болезнь, совершенно разные понятия. Юродство это решение на личный духовный подвиг, который предполагает осознанный выбор.
При душевном заболевании человек не отдает отчета своим действиям и не понимает значения своих поступков из-за нарушения самосознания и личностной целостности. Наступающая психопатическая дисгармония проявляется на всех уровнях. В поведении отчетливо видны признаки психопатии, иногда в крайне острой степени. Проявляющиеся эмоции не соответствуют реальной ситуации. При более глубоких проявлениях расстраивается процесс мышления и человек все больше и больше погружается в мир бредовых идей и собственных фантазий. В таком состоянии он не способен критично относиться к самому себе и окружающим, поддается галлюцинациям и беззащитен перед злыми силами, так как не может адекватно реагировать на события и поступки людей.
Если юродивый всячески принижает собственное «я», так как его первостепенная задача, это борьба с собственной гордыней, то больному еще предстоит восстановить свое душевное состояние и осознать себя как личность. Из-за болезни нарушается внутреннее равновесие и человек лишается возможности волеизъявления, чем руководствуется принявший на себя роль юродивого. Невозможно быть одновременно юродивым и больным, что не лишает больного Божьей помощи. Необходимо понимать, что юродство – это подвижничество, требующее призвания и не всякий способен выдержать этот путь.
Особо стоит лжеюродство или кликушество. Определяющей в этом случае является мотивация. Юродивый борется с собственной гордыней, тогда как лжеюродивый пусть и бессознательно всячески подпитывает собственную гордыню. Подвиг в этом случае становиться средством достижения материальных благ и морального удовлетворения. Этот способ привлечения внимания окружающих используют люди с истерическими наклонностями.
Можно еще выделить людей, которых в народе принято называть блаженными, что не имеет отношения к блаженным в христианском смысле. Такие личности отличаются необычным поведением, которое направленно на привлечение общего внимания. В этом случае странности характера обусловлены повреждением интеллекта, что в свою очередь позволяет развиться интуиции. Эта категория верующих ведет смиренный образ жизни, они могут периодически высказывать интересные идеи, при этом сознательно никаких обязанностей на себя не возлагают. Учитывая особенности порой болезненной психики им в первую очередь необходимо сострадательное и внимательное отношение. Не нужно искать какого-либо особенного человека. Стремясь к духовной жизни, стоит искать не другого человека, а свою дорогу к Христу.
Известный князь Мышкин не может считаться юродивым потому, что он все же был больным человеком и не принимал роль юродивого сознательно. Да, князь Мышкин был глубоко верующим и развитым человеком, но этого еще недостаточно для вступления на путь юродивого, этот крест не каждому по силам.
Со стороны невозможно четко разграничить юродивого, кликушу и блаженного. Юродивый в первую очередь глубоко духовная личность, но судить о степени духовности могут только равные. Внутренний мир каждого - это скрытая от посторонних глаз область не доступная посторонним. По признанным ориентирам можно попытаться определить истину. Но в конечном итоге только Господь в случае необходимости способен открыть искреннюю святость или выявить фальшь и предать посрамлению. И в свою очередь подлинная Божья благодать не остается незамеченной. Так Ксения Петербуржская при жизни прошла медицинское обследование была признана врачами здоровой и обрела людское признание. Пусть спустя определенное время, но ее святость и благодатная сила пробили стену человеческого равнодушия. Истинный юродивый – это смиренно служащий Богу и человеку, любящий всех и спасающий всех своей чудотворной молитвой.
По материалам сайта "Православие и мир", статья - "Не надо искать необычного человека"