Целью данной работы является исследование книг Ветхого Завета, чтобы выяснить концепцию мести, которая существовала в ветхозаветные времена, и находила свое отображение во взаимоотношениях между:
- человеком и человеком (на бытовом, политическом и религиозном уровне)
- Богом и его избранным народом
- Богом и врагами его избранного народа
- Богом и другими языческими народами, которые не являлись врагами Израиля.
Так же целью данной работы является найти намеки (пророческие образы) в Ветхом Завете, указывающие на другие (не мстительные отношения), которые установятся с приходом Миссии.
ВВЕДЕНИЕ
Согласно Малого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, месть - это возмездие за преступление со стороны пострадавшего или его родственников. Месть, в особенности за убийство, в древности в период родового быта у всех народов составляла не только право, но и обязанность родственников потерпевшего. Существует и теперь на В., Корсике, у кавказских горцев и др.; для ограничения Мести явился институт убежищ, какими считались храмы, а иногда некоторые города.
Таким образом, понятие мести определяется в современном обществе. Вкладывалось ли в ветхозаветные времена такое же значение в это понятие? Как Справедливый и Любящий Бог относится к мести? Является ли Он Сам мстителем, и поощряет ли Он месть не соблюдающим Слово Его? Попробуем ответить на эти и другие вопросы.
Раздел 1 - МЕСТЬ В ОТНОШЕНИЯХ «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»
Месть в среде своего народа
Несмотря на то, что в Законе говориться, чтобы израильтяне не мстили за себя друг другу (Лев.19:18 - Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь), все же усматривается целая процедура, как должен поступать «мститель за кровь», и как должен поступать виновник, если преступление было совершено неумышленно. Города-убежища были отделены специально для неумышленных убийц, скрывающихся от мстящих родственников.
Кровная месть была неотъемлемой частью ветхозаветного общества: «Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину. Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на [теле] человека, так и ему должно сделать. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти» (Лев.24:17-21). Основанием для мести служит справедливость «Виновный должен быть наказан», но само проявление мести может стать более тяжким грехом, потому что «Гнев человека не творит правды Божьей» (Иак.1:20).
Итак, для осуществления правосудия, существовало допущение кровной мести, но для контроля и корректировки мстящих были созданы города-убежища со священниками и судьями, обязанными разбирать дело каждого, прибегавшего в такой город.
Месть иноплеменникам и иноверцам
Практически каждая книга Ветхого Завета содержит упоминания об отмщении иноверцам за то, что они каким-либо образом обижали Израиль. Мщение могло быть делом персональным (пример – двое из сыновей Иакова отмстили за бесчестие своей сестры Дины), групповым (пример – истребление 450 пророков Вааловых, за то что они ввели Израиля в грех), так и общенародным, когда на войну поднимался весь народ. Примером, таких отмстительных воин может быть повеление Божье истребить Амалика, как нацию за то, что они истребляли израильтян в пустыне: «Помни, как поступил с тобою Амалик на пути, когда вы шли из Египта: как он встретил тебя на пути, и побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и утомился, и не побоялся он Бога; итак, когда Господь Бог твой успокоит тебя от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Господь Бог твой дает тебе в удел, чтоб овладеть ею, изгладь память Амалика из поднебесной; не забудь» (Втор.25:17-19).
Большая часть отмстительных воин совершалась по Божьей воле и Его сверхъестественном содействии. Бог называет своими врагами, всех врагов Израиля. Это соответствует условиям Завета. При заключении Завета требовалось, чтобы обе стороны, вступившие в соглашения Завета, обязались вести воины друг друга. Это Завет был заключен Богом с Авраамом (Быт.17:7), и был назван Заветом вечным. С тех самых пор и до последних дней Бог будет соблюдать этот Завет, сражаясь против врагов Израиля. Примеры тому не только исторические события, описанные в Библии, но и дальнейшая история этой нации. Страны и народы, которые враждовали против Израиля теряли могущество и приходили в упадок (например, Египет, Вавилон, Испания), те же страны, кто оказывал помощь и поддержку Израилю в определенный период истории, процветали и усиливались.
Раздел 2 – БОЖЬЯ МЕСТЬ
Месть за нарушение Завета
Всякий Завет является как минимум двухсторонним соглашением, в котором у обеих сторон есть не только права, но и взаимные обязательства. При заключении Завета оговариваются меры отмщения за несоблюдение данного Завета. При заключении Завета с Израилем, Бог обещал охранять и благословлять Свой народ в любое время при любых обстоятельствах, при условии, что народ в свою очередь будет слушаться гласа Господа и исполнять все заповеди Его. Всякий раз, когда народ нарушал свою часть Завета, то приходило праведное возмездие со стороны Бога: «Если и после сего не исправитесь и пойдете против Меня, то и Я пойду против вас и поражу вас всемеро за грехи ваши, и наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет; если же вы укроетесь в города ваши, то пошлю на вас язву, и преданы будете в руки врага» (Лев.26:23-25). Или еще: «Неужели Я не накажу за это? говорит Господь; и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот? Восходите на стены его и разрушайте, но не до конца; уничтожьте зубцы их, потому что они не Господни; ибо дом Израилев и дом Иудин поступили со Мною очень вероломно, говорит Господь» (Иер.5:9-11).
Однако, если при нарушении человеческого Завета одной из сторон, вторая сторона разрывала свои обязательства и могла считать себя свободной от соблюдения условий Завета, то Бог никогда не отказывался от своей части Заветных условий, как бы тяжко не грешил против Него Израиль, и как бы далеко не уходил от Него. Всякое мщение и всякое наказание имело долгосрочный план восстановления и прощения: «Ибо не навек оставляет Господь. Но послал горе, и помилует по великой благости Своей. Ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих» (Плач.Иер.3:31-33).
Месть как знак соблюдение Завета
Как уже говорилось ранее, Бог является исполнителем условий Завета с Израилем, независимо от того, верен ли Израиль Его слову или нет. В те времена, когда Израиль был верен Богу и слушался гласа Его, Бог совершал мщение против всех врагов Израильского народа (Чис.31:2, Втор.32:43, Иис.Нав.10:13, Суд.14:4, Наум.1:2 и множество других примеров). Наиболее яркий пример: «И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: "стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день"?» (Иис.Нав.10:13).
Когда же Израиль грешил, и Бог допускал, чтобы враги Израиля могли осилить его, то и тогда Господь ревностно наблюдал, как вели себя народы-победители над побежденным Израилем. Те же, кто осмеливался вести себя слишком вольно против народа Божьего, очень скоро сами оказывались объектами Его отмщения: «Так говорит Господь Бог: за то, что Едом жестоко мстил дому Иудину и тяжко согрешил, совершая над ним мщение, за то, так говорит Господь Бог: простру руку Мою на Едома и истреблю у него людей и скот, и сделаю его пустынею; от Фемана до Дедана все падут от меча. И совершу мщение Мое над Едомом рукою народа Моего, Израиля; и они будут действовать в Идумее по Моему гневу и Моему негодованию, и узнают мщение Мое, говорит Господь Бог. Так говорит Господь Бог: за то, что Филистимляне поступили мстительно и мстили с презрением в душе, на погибель, по вечной неприязни, за то, так говорит Господь Бог: вот, Я простру руку Мою на Филистимлян, и истреблю Критян, и уничтожу остаток их на берегу моря; и совершу над ними великое мщение наказаниями яростными; и узнают, что Я Господь, когда совершу над ними Мое мщение» (Иез.25:12-17).
Орудиями мести Бог мог использовать как своих избранных рабов, свой народ, а так же другие народы, потому что Он есть творец истории и все в Его руках.
Рассмотрим некоторые примеры Божьего отмщения:
- Бог отмстил за Самсона, пострадавшего за свой собственный грех: «И воззвал Самсон к Господу и сказал: Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже! чтобы мне в один раз отмстить Филистимлянам за два глаза мои» (Суд.16:28).
- Бог отмстил Иезавели за истребление пророков «Помазую тебя в царя над народом Господним, над Израилем, и ты истребишь дом Ахава, господина твоего, чтобы Мне отмстить за кровь рабов Моих пророков и за кровь всех рабов Господних, [павших] от руки Иезавели; и погибнет весь дом Ахава, и истреблю у Ахава мочащегося к стене, и заключенного и оставшегося в Израиле, и сделаю дом Ахава, как дом Иеровоама, сына Наватова, и как дом Ваасы, сына Ахиина; Иезавель же съедят псы на поле Изреельском, и никто не похоронит ее" (4Цар.9:6-10).
- в 46 главе книги пророка Иеремии описано пророчество о Божьем отмщении Египту, которое было произведено Навуходоносором, царем Вавилонским.
Итак, Бог остается верным Своему слову в отношении всех врагов Израиля, даже если сам Израиль при этом оставил Бога и забыл о Завете.
Язычники, не враждующие против Божьего народа
В Библии нет упоминаний о какой-либо мести с Божьей стороны против народов, которые хоть и были язычниками, не знающими Бога, но в тоже время не являлись врагами для Израиля. Само понятие мести подразумевает возмездие за нанесение личной обиды. Нанесением личной обиды можно считать покушение на личную собственность. Израиль был избранным народом, личной Божьей собственностью: «Ибо так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал Меня к народам, грабившим вас, ибо касающийся вас касается зеницы ока Его. И вот, Я подниму руку Мою на них, и они сделаются добычею рабов своих, и тогда узнаете, что Господь Саваоф послал Меня» (Зах.2:8,9).
Бог сражался против всех врагов своего народа, как мститель. Но что же касается наказания других языческих народов, то это не является местью. Наказание нечестивцев земли – это явление Божьей справедливости и праведного суда, который не приходил никогда сразу, по милости и долготерпению Божьему только при переполнении «чаши беззаконий». Кроме того, суд, назначаемый Богом за то, что чаша грехов какого-либо народа была уже переполнена, был так же не раз отменен, если народ раскаивался. Так, например, было с Ниневией (кн. Ионы). Однако, к нераскаявшимся Божий суд приходил, но тем не менее, это нигде не называлось местью.
Раздел 3 – ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПРООБРАЗЫ НОВОЗАВЕТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МЕСТИ
Для виновного есть надежда
Прообразом спасения для виновных, которое в Новом Завете открыто для всех, в Ветхом Завете являлись города-убежища. Подробно об устройстве и правилах для таких городов написано в 35 главе книги Чисел. Всякий преследуемый мстителями за кровь мог найти укрытие в одном из таких городов. Сегодня любой виновный с любой степенью вины может найти убежище в Иисусе Христе, благодаря Его пролитой Крови.
Месть не коснется заключивших Завет
Есть несколько примеров в Ветхом Завете, когда люди определенные на истребление были спасены благодаря тому, что сумели во время вступить в Завет с Израилем. Таким образом была спасена вся семья блудницы Раав из Иерихона (Иис. Нав.6глава). Таким образом были спасены жители Гаваона, когда хитростью вступили в Завет с Иисусом Навиным (Иис. Нав.9глава).
Точно так же, грешный человек сегодня должен быть наказан за грех вечной смертью, но он может избежать этого, если вступит в Завет с Тем Господом, Который смертью смерть попрал и является победителем над смертью и адом. Этот Завет заключается на основании пролитой Крови Христа и является Заветом вечным.
Господь отмститель за кротких
«Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:19).
Те из ветхозаветных героев, которые жили по новозаветному принципу не мстить за себя, но прощать своих обидчиков молясь за них и благотворя им, имели в своей жизни сверхъестественное Божье вмешательство и защиту.
Наиболее яркими примерами таких людей являются
- Иосиф, который имел в своей жизни много несправедливостей со стороны людей, но никогда не имел в сердце месте, благодаря чему смог в полной мере исполнить свое предназначение (Быт.главы37-50).
- Моисей, который был назван кротчайшим человеком на земле. В то время, когда брат его Аарон и сестра Мариамь упрекали его за жену ефиоплянку (Числа 12:1-15), Бог внезапно Сам вступился за кроткого Моисея.
Таким же образом, Церковь призвана быть со всеми в мире, не отвечая злом на зло, но доверяя такие ситуации Богу: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф.5:44).
Заключение:
В Ветхом Завете существует и оправдывается само понятие мести (поскольку законом для него установлены правила), как один из инструментов справедливости. Всякое преступление должно быть наказано – это есть требование справедливости (Иов.19:29).
Однако, человеческая месть существенно отличается от Божьего праведного суда:
- во-первых, крайне пристрастным отношением – не способностью отличить настоящие мотивы (потому что только Бог знает все замыслы в сердце человеческом), а так же человек не может учесть всех смягчающих обстоятельств (потому что только Бог видит искреннее покаяние еще до того, как оно проявилось на деле),
- во-вторых, человек не способен верно определить меру наказания за сделанное преступление, это так же Божья прерогатива.
Поэтому, на протяжении всех книг Библии от Бытия до Откровения, неоднократно проскальзывает идея о том, что Суд – это дело Божье. И с приходом Иисуса Христа на землю, Его смертью и воскресением, наступило новое время в отношениях между людьми, где человеческой мести больше нет места: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:19). Бог же остается единственным Законодателем и Судьей над всеми - над Израилем, над Церковь и над язычниками. Его суды, отмщение и праведное воздаяние – истинны и справедливы.