Современники о патриархе Тихоне: Сб. в 2 ч. Т. 1. -- М.: изд-во ПСТГУ, 2007. Автор-составитель этого объемного тома, Михаил Ефимович Губонин, в предисловии так представляет читателям свой труд: «В нашем сборнике собраны по возможности все те «мелочи патриаршей жизни», которые, по-видимому, не могут претендовать на внимание и место в официальной биографии… Однако… при всей своей внешней незначительности они нередко носят на себе печать большой исторической правды и обнаруживают ту сокровенную сторону жизни, следы которой мы тщетно бы стали искать в официальных источниках».
На страницах книги читатель сможет увидеть святого патриарха Тихона глазами совершенно разных людей -- от протопресвитера Георгия Шавельского до монахини Анфии, старшей сестры Серафимо-Дивеевского подворья. И все, такие разные рассказчики, будут повторяться в одном: все будут упоминать о кротости, простоте и доброте Патриарха. Очень характерный эпизод приводит И. И. Василевский, рассказывая о духовном концерте, на котором должна была выступать светская актриса -- О. Л. Книппер-Чехова. Ольга Леонардовна очень волновалось, так как выступать нужно было в церкви и в числе присутствующих был сам патриарх. Устроитель концерта разыскал Святейшего перед началом и, рассказав о том, как нервничает актриса, просил его разрешения представить ее. Патриарх согласился, и когда актриса подошла к Святейшему, он «благословив, сказал ей тут же, без предисловий: -- Ну вот, говорят, вы что-то пугаетесь нас. Не пугайтесь. Мы не очень-то уж страшные. Успокойтесь, все пройдет хорошо, -- и он с разговорами увлек ее в зал, где предложил ей место рядом с собою, так что она, сидя рядом с патриархом и беседуя с ним, прослушала все первое отделение концерта».
Стоит заметить, что комментарии и дополнения к воспоминаниям никак нельзя отнести к разряду «мелочей» -- по количеству страниц они превышают основной текст почти в два раза. Комментарии по сути -- это отдельный справочник по истории Русской Церкви в XX веке. Здесь находится более двухсот статей, написанных на высоком научном уровне. Кроме справочного материала, в дополнении опубликованы и самостоятельные материалы, например, малоизвестные статьи патриарха (в то время архимандрита) Тихона и два обширных жизнеописания -- епископа Михаила (Грибановского) и священномученика Фаддея, епископа Астраханского.
М. Е. Губонин работал над составлением книги не один десяток лет, материалы для своего труда он начал собирать с 1920-х годов. Удивительно, что скончался Михаил Ефимович в 1971 году 9 октября -- а именно в этот день через 18 лет состоялось прославление святого патриарха Тихона.
Л. М. Анисимов. "Просветитель Сибири и Америки. Жизнеописание святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского." Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. «Повозочку, в которой я ехал, очень можно назвать гробом, только вместо холста или миткаля внутри она обита медвежиной… Очень часто случалось ехать по таким узким и глубоким дорогам, пробитым в снегах, что дорога представлялась длинною могилою. Гроб и могила были готовы, оставалось закрыть глаза, сложить руки и быть зарыту», -- так описывал в одном из писем свою поездку по Камчатке епископ Иннокентий. Несмотря на всю необычность такого архиерейского объезда епархии, владыке к суровым условиям было не привыкать. Ведь много лет до этого он был священником-миссионером на островах Уналашке и Ситхе, где путешествовал и пешком, и на собаках, и на байдарке.
Священник (а впоследствии епископ) Вениаминов был необычным миссионером для своего времени. Кроме того, что он учил алеутов и индейцев православной вере, он старался быть полезным своей пастве и в житейских нуждах: обучал их плотницкому делу, пчеловодству, садоводству, земледелию.
Он был незаурядным лингвистом -- составил грамматику алеутского языка, перевел на него Катехизис и Евангелие от Матфея. «Что значат трудности английского выговора, в сравнении с этими звуками, в произношении которых участвуют не только горло, язык, губы, щеки, но и брови, складки лба, и даже, кажется, волосы. А какая грамматика! То падеж впереди имени, то притяжательное местоимение слито с именем. И все это преодолено!» - так высказывался о трудах отца Иоанна писатель И. А. Гончаров.
Данное жизнеописание святителя Иннокентия - не житие в полном смысле этого слова, а скорее художественно-документальная повесть в традиции серии «Жизнь замечательных людей». Автор, Лев Анисимов, приводит множество отрывков из писем святителя, воспоминания современников, что делает повествование живым и ярким. Эта книга не только о подвижнике-просветителе, но и о России XIX века, о путях Промысла Божьего.
...В 1839 году после первой встречи со священником Иоанном Вениаминовым, прибывшем в Москву из далекой Америки, митрополит Московский Филарет (Дроздов) заметил: «В этом человеке есть что-то апостольское». В скором времени, после смерти жены, отец Иоанн принял монашество с именем Иннокентий. Спустя двадцать семь лет он стал преемником знаменитого митрополита на Московской кафедре. А в конце XX века оба святителя были причислены Церковью к лику святых и раки с их мощами стояли рядом в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.