У кого самое счастливое Рождество? «У тех, у кого Сам Христос присутствует на празднике» - говорит старая пасторская пословица.
Совсем не много времени осталось до Рождества. Улицы и магазины городов уже празднично украшены. В церквях во всю идут репетиции Рождественских концертов. Во многих семьях уже нарядили традиционные елки. Давайте сделаем небольшой экскурс в историю, чтобы вспомнить о корнях тех рождественских традиций, без которых сегодня справлять сам праздник считается немыслимым.
Елка - главный, а иногда и единственный обычай, общий для Нового Года и Рождества. Многие христиане, и не только в России, немного боятся елки как обычая языческого. Но у язычников Европы священным деревом считался дуб, а вовсе не ель. Более того, ставить на рождество елку - обычай достаточно новый. В России он введен указом царя Петра Алексеевича в 1699-м году, но и в Европе первое письменное упоминание о елке относится к 1605 году. Впервые она была поставлена в Страсбурге.
Если же говорить об устных преданиях, то смелее всего латыши, они утверждают, что впервые на Рождество украсили елку в Риге в 1510 году, поставив ее на главной рыночной площади. Смысл же елки якобы в том, что один из первых проповедников Евангелия на территории Тюрингии в Германии, святой Бонифатий Кредитонский, живший в седьмом столетии, объяснял новообращенным немцам, что такое Троица, показывая на треугольную форму еловой кроны.
Это, можно сказать, "католическое" объяснение. А есть и "протестантское". Есть такое поветрие, что сам Мартин Лютер однажды ночью накануне Рождества гулял на свежем воздухе, молился и, вдруг, посмотрев сквозь еловые ветви на звездное небо, пережил необычайный подъем духа. Чтобы совместить вдохновение, которое он переживал на природе, с теплом очага, Лютер срубил елку и принес ее к себе. Он же украсил елку свечами, чтобы сымитировать поразивший его эффект - просвечивания звезд сквозь иголки.
Свечи были самым первым рождественским украшением, они же первыми и сошли с елки. Пожарникам не понравились настоящие свечи, а ненастоящие свечи не понравились остальному человечеству. Другим древним украшением считаются яблоки. Про этот обычай говорят, что в средневековье, когда в храмах ставили спектакли, рассказывающие об истории грехопадения и искупления людей, дерево познания добра и зла изображали именно яблоней, а позже и на елку перенесли эти библейские символы. Рядом с яблоками вешали круглые вафли - они напоминали об облатках, используемых западными христианами при евхаристии, и символизировали противоядие тому греху, который проник в человека при вкушении запретного плода. Описание первой рождественской елки - в Страсбурге, в 1605 году упоминает еще и корзины, набитые орехами, пирогами и другими лакомствами. Тогда Европа только-только пережила страшный голод и чуму. Голод в то время приходил не только в дома крестьян, но и горожан достаточно часто, отсюда появился обычай вешать не сами яблоки и вафли, а их изображения из фольги или стекла.
Но даже в благополучные времена викторианской Англии детям не позволяли сразу съедать елочные украшения - ждали двенадцать дней и двенадцать ночей, после которых наступал апофеоз и объедание. В Германии же среди разнообразных игрушек вешали один маленький огурчик - настоящий или стекла (и в российских елочных наборах эта деталь сохранялась, хотя смысл ее был забыт). Дети выискивали среди веток огурчик, а нашедший получал за наблюдательность дополнительный подарок. На елку вешали и игрушечных карпов - потому что в Германии долгое время именно карп был главным рождественским угощением.
Конечно, среди елочных украшений были и такие, которые непосредственно иллюстрировали рассказ о Рождестве. Например, верхушку ели украшала восьмиконечная звезда или ангел, а иногда даже вешали ленту с цитатой из Евангелия: "На земле мир, в человецех благоволение". Фигурка зайца символизировала человека - слабое существо, который от греха сам не убежит, может только надеяться на Христа. А зайчик на елке символизировал обновление веры во Христа. Не знали этого в советские времена, когда детишек заставляли изображать под елкой "зайку серенького". Стеклянные птички напоминали о щебетанье в райском саду. Роза считалась символом Христа, виноградная кисть - символом христиан, хотя на самом деле, вчитываясь в объяснения, понимаешь, что все наоборот, ведь шипы розы символизируют те страдания, которые христиане доставляют Христу, а виноградная кисть - то единение в Боге, которое они обретают во Христе.
Последнее десятилетие сознание общества все более склонно к забвению первопричины Рождественских празднеств. Рождество для многих ассоциируется с Санта Клаусом, елкой, мешком с подарками, запеченным рождественским гусем, хвойным венком на двери и прочими праздничными атрибутами.
Один из наших бывших соотечественников, иммигрировавший в США описывал в письме своим верующим друзьям его сильное изумление от посещения одного из центральных супермаркетов Чикаго в дни предрождественских распродаж. Готовясь встретить первое рождество в «христианской супердержаве», вместе с супругой он отправился совершать «шопинг». Планировалось купить детям игрушки, изображающие рождественские сцены – ясли с Младенцем, Иосифа и Марию, волхвов с Востока и тому подобное. К великому своему удивлению таких игрушек они не нашли. Прилавки ломились от всевозможных гномов, Санта Клаусов, героев мультсериалов, мифических и магических персонажей из сказок, но ни одного Младенца в яслях.
Христу надлежало прийти в мир в образе человека, для того, чтобы потом отдать жизнь Свою для искупления всего человечества. Его рождение на земле – это величайшее благословение для всего людского рода. Люди празднуют это событие, но постепенно забывают о его истинном значении. С каждым годом в общественных рождественских мероприятиях все труднее распознать истинный смысл пышных торжеств.
Церковь призвана возвещать о Христе, о смысле его рождения и пребывания на земле. Интересными и несколько нетрадиционными методами в этом году решили напомнить англичанам сотрудники британской церковной рекламной службы. Знакомую по полотнам старых мастеров традиционную рождественскую сцену, представляющую младенца Христа, лежащего в яслях и склонившихся над ним Деву Марию, Иосифа и пастухов, решили в благих целях "усовершенствовать". Младенца "одели" в шубу и колпак Санта-Клауса, а ниже поместили призыв: "Ну-ка, попроси у Него о чем-нибудь в нынешнее Рождество!". Новый постер может, по-видимому, стать настоящим хитом предстоящего рождественского рекламного бума в Англии. Кроме демонстрации постера, Церковная рекламная служба собирается транслировать на коммерческих радиостанциях объявления, где в юмористической форме под музыку народных колядок очумевших от шатания по магазинам британцев призовут возвыситься над потребительским ажиотажем и вспомнить о том, что Рождество - это все-таки церковный праздник.
Цель необычной акции, по убеждению сотрудников Церковной рекламной службы, действительно благая. Она состоит в том, чтобы таким оригинальным способом противодействовать материалистическим тенденциям в праздновании Рождества, которые стали типичными для Запада. Людям важно напомнить, что самый большой дар на все времена послан им свыше, и это - рождение на земле Божьего Сына.
Постеры будут распространяться по всей стране в дни, предшествующие Рождеству. Изготовлением таких оригинальных постеров и сочинением необычных объявлений для радио Церковная рекламная служба занимается на протяжении последних десяти лет. На плакате, выпущенном службой в прошлом году, один из трех волхвов протягивал младенцу Христу свой дар, на котором болтался магазинный ценник. На другом рождественском постере младенец Иисус был изображен похожим на популярного некогда героя кубинской революции Че Гевару.
Трудно сказать, насколько подобные рекламные трюки помогут англичанам провести нынешнее Рождество с осознанием всего того, что сделал для них Христос. Будем надеяться, что помогут.
В отношении же самих себя, нам так же надо позаботиться о том, чтобы на наших Рождественских мероприятиях Именинник присутствовал.