Значение слова влюбленность во все времена носило довольно загадочный и таинственный смысл. До настоящего времени реакция на признание в любви вызывает неоднозначные чувства. Иногда сказывает эффект неожиданности, минутное замешательство, чувства берут верх над разумом. Влюбленный человек склонен приукрашивать окружающую действительность. Со времен глубокой древности, античные поэты воспевали это чувство в своих произведениях. Священное писание не осталось в стороне от такой сложной и неоднозначной темы. При этом священнослужители очень осторожно высказываются по поводу чувства влюбленности, некоторые, пожалуй, даже чересчур категоричны в своих суждениях. В их понимании это чувство достойно осуждения и за него предусмотрено соответствующее наказание, и только полное раскаяние способно искупить эмоциональный грех.
Но все же до конца определиться в суждениях обществу так и не удалось. Влюбленность – преступная страсть, с которой необходимо бороться, или настоящий Дар Божий, который указывает истинный путь к чистой и светлой любви.
К сожалению многие путают великое чувство любви с привязанностью или детским обожанием кумира однажды увиденного на телевизионном экране. Юная девочка и глубоко верующий христианин могут оперировать одинаковыми понятиями, но при этом их чувства будут носить совершенно разный характер. Любовь главное в земной человеческой жизни, но ее необходимо подтвердить соответствующими поступками, которые совершаются исходя из сформированных представлений. Если эти представления сложились неправильно, то в дальнейшем возможны совершенно непредсказуемые последствия.
Серьезные психологические исследования, свободные от массовых идеологий, привели к необходимости четко разграничить чувства влюбленности или романтического увлечения от понимания любови, что дает возможность по-настоящему серьезно воспринимать это благородное чувство и никоим образом не умалять его великое значение. Понятие любовь в христианском мире имеет настолько серьезное значение, которое практически не применимо к реальной человеческой жизни. Попробуем разделить и свое отношение к глубокому и популярному понятию любви.
Врачеватель Авиценна еще в 11 веке признавал любовь в своем роде определенным заболеванием, которое напоминает меланхолию, в данном случае он имел в виду современное понятие влюбленности. И хотя сегодня многие с большой эмоциональностью попытаются опровергнуть такую кощунственную для них мысль, но все же здесь присутствует довольно большая часть правды. Период восторженной влюбленности в действительности характеризуется довольно возбужденным и в некотором смысле неадекватным поведением. Практические неуправляемый поток фантазий и ожиданий; резкая смена настроения, от восторженного состояния до отчаяния и тревоги. Влюбленный не способен трезво мыслить и реально оценивать объект своей романтической любви. Это парадоксальное явление заставляет весь окружающий мир оценивать чужими глазами, поставить обожаемый предмет на пьедестал и окружить его своим обожанием, при этом, совершенно не замечая и игнорируя конкретную живую личность с присущими недостатками и проблемами, за своими такими приятными мечтаниями. Романтика всегда ассоциируется с загадочностью и полумраком, яркий свет мешает находиться в приятном неведении, жить только фантазиями. Состояние сходное по своим проявлениям с такой влюбленностью вполне можно считать особым видом психического расстройства, несмотря на его довольно приятные составляющие. Исследователи романтической влюбленности склонны относить такое чувство к категории навязчивых мыслей. В этом случае даже, при отсутствии каких либо проявлений ответных чувств, влюбленный постоянно находится в воображаемом мире, где продолжает общаться с любимым образом, мысленно создавать ситуации, которые возможно никогда не случаться в реальной жизни. Испытывая при этом довольно сильные эмоции, которые не дают возможности заснуть в течение всей ночи.
Сознание поддается определенной иллюзии, которая создает ощущение, что это навсегда; не будет любви и никогда не наступит завтра, при этом некоторая доля сознания прекрасно осознает, что через определенный период все пройдет. Возможно, понадобиться несколько лет, но влюбленный будет продолжать сам себя уверять « что это вечное чувство», и снова узнавать, что все заканчивается. Изначальное невыполнимое обещание основной признак такой влюбленности.
Куда движет человека такая влюбленность – это состояние своеобразный психологический кризис, при котором на первый план выходят извечные вопросы. Кто я и зачем живу, в чем мое предназначение. Человек лишен возможности выбора принять ему это чувство или проигнорировать, но он по-прежнему может решить для себя, чего конкретно он хочет и к чему стремиться. Влюбленность способная сделать человека сильнее, открыть перед ним новые горизонты и двигать вперед к новым свершениям и победам. Она выводит из состояния спокойствия и заставляет отказаться от собственного эгоизма, усомниться в собственной самодостаточности и обратить свое внимание на окружающих. Но влюбленность это лишь толчок к развитию, и указатель возможного направления движения. В нашей культуре под воздействием влюбленности люди вступают в брак, зачастую не понимая в этот момент, какому риску подвергают свою дальнейшую жизнь. Серьезные отношения невозможно создать, поддавшись неадекватным эмоциям.
Сформировавшееся общественное мнение считает, что брак должен быть основан исключительно на обоюдной любви, только в этом залог сохранения брака. Но историки, продолжительное время занимающиеся исследовательской работой института брака, заявляют, что это довольно современное новшество. Ранее влюбленность считалось необходимым просто пережить, а не строить на ее основании прочные семейные отношения. Браки, как правило, заключались родителями будущих супругов, которые беспрекословно следовали воле старших. И лишь стремление к свободе выбора в совокупности с новыми экономическими условиями развивающегося буржуазного общества сделали следование любовным увлечениям популярной концепцией. Еще сто лет назад российские крестьяне даже в мыслях не допускали такой возможности. И лишь двадцатый век, дав женщине большую личную свободу, сделал романтические отношения обязательным условием для вступления в брак. Так влюбленность обрела свой законный статус.
Тем ни менее во многих странах Азии браки и в настоящее время заключаются, исключительно следуя давним традициям, и мнение будущих супругов семья учитывает далеко не всегда. В такой ситуации возникает совершенно другой подход к браку, который предполагает сначала возникновение семейных отношений а лишь затем, когда супруги поймут и узнают друг друга должна прийти любовь. Многим это может показаться совершенной дикостью, но так ли это на самом деле. Индийские ученые, проводившие свои исследования, наблюдая течение семейной жизни нескольких пар, пришли к интересному выводу. Браки, заключенные в европейском обществе на основании чувства влюбленности, более подвержены с течением времени наступлению охлаждения в семейных отношениях, тогда как браки, заключенные посредством родительской договоренности, напротив, в дальнейшем лишь крепнут и через пять лет брачные узы укрепляются. Есть над чем поразмыслить.
Довольно часто любовь рассматривают как альтернативный вариант одиночества. Полноценное ощущение жизни служит достойным основанием соединить свои судьбы. Часто любовь приходит совершенно неожиданно, и совладать с вспыхнувшим чувством просто не невозможно. Можно лишь радоваться приходу любви или грустить, если чувства безответны. Но это только эмоциональное состояние, которое заканчивается, и вы снова в поисках. Такое иллюзорное видение действительности может привести к проблемам. Но все современные фильмы, основанные на романтических историях, призывают именно к таким отношениям.
Большинство супружеских пар вступили в брак, поддавшись чувству влюбленности, но настоящая любовь не терпит ленивых, и только общие усилия способны продолжить отношения которые едва начинают зарождаться. И только двое, своим терпением и ежедневной работой способны дать новое развитие семейным отношениям. И кто не ждет любви в подарок, а постоянно движется вперед, способен воспринимать сам и дарить ответную любовь.