Каноническая и литургическая традиции Церкви утверждают, что для христианина второй брак непозволителен, а лишь терпим, по слову апостола Павла: «Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7: 9).
По правилам святителя Василия Великого, второй брак влечет за собой епитимью отлучения от Причастия на срок от года до двух, третий брак - отлучение от трех до пяти лет. Причем второй и третий браки рассматриваются свт. Василием Великим как многоженство и блуд, а не полноценный брак. В Древней Церкви на второ- и третьебрачных не возлагались венцы, лишь в Константинопольской Церкви иногда венцы возлагались, но к Причастию не допускались на протяжении нескольких лет.
В современном требнике «Последование о двоебрачных» сильно отличается от обычного чина Венчания, в нем меньше связи с Литургией. Например, чин не начинается литургическим возгласом «Благословенно Царство…», а многие молитвы носят не радостный, а покаянный характер.
Четвертый брак вовсе запрещен Церковью и не рассматривается как возможный. Разрешение на второй и третий браки – это снисхождение к немощным людям, не могущим следовать христианскому идеалу вечной верности супругу/супруге. Знаком вечной связи жены и невесты служат обручальные кольца. А прочность металла символизирует крепость брака, по этой причине в обручальных кольцах и используют золото или серебро.
Апостол Павел, следуя учению Господа, запрещает женщине христианке разводиться с мужем, а если разведется, то должна жить одна (1 Кор. 7: 10-11). Апостол рассматривает и ситуацию, когда в браке один только из супругов стал верующим. Вера только одного супруга не дает повода для развода, один верующий способен освящать свой брак. Развод допустим, только если неверующий настаивает на разводе.
В практике современной Церкви встречаются разные подходы к Венчанию. По правилам, если разведенный был виновником развода, то ко второму венчанию он не допускается. Если же разведенный не виновник развода, а его избранник/избранница ни разу не был/была в браке, то их допустят к полноценному венчанию. Конкретные ситуации брака, как правило, рассматривает местный епископ.
Таким образом, перед вступлением в брак христианину надо настраиваться, что семейный союз совершается навсегда, брак – не попытка пожить вместе.