Православный человек должен быть самым успешным на Земле
Очевидно, что любое дело надо делать хорошо. И Господь в Евангелии призывает к приумножению талантов. Но надо ли при этом стремиться к успеху, известности? Где грань между удовлетворением от удачно выполненной работы, радостью дружеской похвалы и горделивым тщеславием? Не греховно ли стремление к успеху изначально? Как правильно относиться к успеху -- с этим вопросом мы обратились к отцу Максиму. - Должен ли православный христианин добиваться успеха? Да, конечно! Православный человек вообще должен быть самым успешным на Земле. Но при этом нужно понимать, что есть разница между успехом мирским и успехом в глазах Бога. Мирской успех измеряется количеством денег и имущества, которым ты обладаешь. Об этом даже есть мирская поговорка: "победил -- кто перед смертью накопил". Многие люди сейчас говорят об успехе, расценивая его только как сбережения, большой дом, дорогая машина, работа в серьезной компании и много ученых степеней. Но таков ли настоящий успех? Ты можешь радоваться вещам и достижениям месяц или год. Но такой вид успеха всегда носит временный характер, и, следовательно, успехом не является. Именно об этом говорил Спаситель: "Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мф 8:36) Православный человек видит свой успех прежде всего в том, чтобы прославлять Господа всюду: в жизни, семье, церкви, на работе, на отдыхе и даже в страданиях. Таково начало путь к настоящему успеху. Мы прославляем Творца, отдавая ему самое лучшее и самое дорогое. В Православной Церкви это очевидно по тому, как мы молимся, участвуем в Литургии, поем, служим. Прославляя Творца, мы, по сути, становимся причастны к Его славе, жизни, красоте и всему великолепию Его Божественности. Результатом этого приобщения становится полное преображение нашей жизни, а именно это преображение и есть главное требование и твердая основа для того, чтобы добиться настоящего успеха.
Мы, православные, -- часть Тела Христова, поэтому должны отражать Его всеми нашими поступками. Успех в данном случае значит -- "... доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф. 4:13). У нас есть Евхаристия, литургия, святые, иконы -- все дары от Бога с Его благодатью, помогающие нам быть успешными в нашей христианской жизни -- и самым ярким свидетельством этого является обожение и, в конце концов, спасение.
Как Христос успешно выполнил волю пославшего Его в мир Отца, так и нас Он призывает быть верными Господу и разумно распоряжаться теми талантам, которые Он нам даровал, чтобы мы принесли их в мир. Это хорошо отражается в притче о талантах (Мф 25:14-30). Эта притча говорит о человеке, отправляющемся в путешествие, но прежде этого раздавшего таланты (монеты) троим своим слугам, каждому -- по его заслугам. Одному он дал три таланта, другому - два, третьему - один. Прошло время. Хозяин вернулся и пожелал узнать, что сделали слуги с его талантами. Первый слуга вложил деньги в дело и получил еще пять талантов. Второй поступил точно так же, но получил только два. А третий просто зарыл его в землю. Двух первых хозяин похвалил, назвав "добрыми и верными рабами" и сказав, что если "в малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость господина твоего". Про этих двух рабов можно сказать, что они добились успеха.
Того же, кто похоронил свой талант, хозяин назвал "лукавым рабом и ленивым". Он забрал у него талант и отдал имеющим 10 талантов, а самого раба приказал выбросить "во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов". Этот человек потерпел поражение. В этой притче отражается необходимость верности и радения о тех дарах и талантах, что Господь дал каждому из нас, " ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет". Талант тут -- сумма всех благ -- материальных, физических и духовных -- которые Бог дает человеку. Он не требует от нас сделать больше, чем мы можем, но все по счету данных нам талантов. Господь призывает нас умножить наши таланты с проком для Церкви и других людей. Если мы потратим впустую наше время и наши силы, даже то, что мы имеем, будет забрано. Ясно, что Господь предполагает от православного быть успешным в распоряжении теми талантами, которыми Он нас наградил.
Эту же мысль повторяет и св. Павел, говоря о работе "И всё, что делаете" ... "делайте как для Господа", потому что только от него будете получать награду. Как же это делать? "От всего сердца", зная, что Он вознаградит нас и на земле и в Вечности.
Да, в земной жизни будут и горе, и страдания, и гонения -- и они тоже для нас должны быть признаками успешной христианской жизни, но в целом Господь призвал христиан к успеху и умножению числа. В Писании много примеров того, как Господь награждает благочестивых. Из Писания мы узнаем про посев и жатву, дар и благодарность, но мы должны помнить, что успехом для христианина считается не преходящее, а вечное. Именно там ждет награда тех, кто был верен, послушен и разумен в жизни.
Закончу свой ответ я историей св. Макария Александрийского. Однажды некий брат принес св. Макарию гроздь винограда. Однако тот, не думавший о своей пользе, а только о других, отнес эту гроздь другому брату, который был в большей нужде, так как хворал. Больной поблагодарил Господа за доброту св. Макария, но, подумав, также понял, что рядом есть брат, которому этот виноград нужен еще больше. Тот поступил аналогично. Гроздь, рассыпавшаяся к тому моменту на отдельные ягоды, путешествовала по кельям, пока не вернулась к св. Макарию, который возблагодарил Бога с любовью и радостью за щедрость братии.
Что вы делаете с тем, что даровано вам Богом? С Божьей помощью мы все можем использовать наши таланты сердечно, работая во славу Божию, чтобы он благословил нас и умножил их ради спасения нашего и других людей. Поэтому давайте добиваться успеха в каждой сфере жизни как настоящие православный христиане, с надеждой войти однажды в радость Господа -- во имя Отца и Сына и Святого Духа.