Церковь помнит заповедь, данную Богом человеку: «Владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом…» (Быт. 1, 28). Многие православные монастыри разводят животных и птиц, которые служат не только украшением обители, но и утешением человеку. С подробностями -- диакон Федор КОТРЕЛЕВ.
Новосибирск: олень, павлин, белки… В новосибирском мужском монастыре во имя святого мученика Евгения живет пятнистый олень, белки, павлин, раки и рыбы. Как рассказал «НС» настоятель монастыря игумен Филипп (Новиков), начинался живой уголок с одной белки, которую ему подарили в Новосибирском зоопарке, когда он привозил туда на экскурсию детей-сирот из детдома. Для белки построили во дворе храма небольшой домик. Потом кто-то из прихожан пожертвовал храму еще двух белок. Беличья клетка стоит на самом видном месте церковного двора, вызывая неизменный интерес у прихожан и посетителей монастыря.
Видя такую популярность «живого уголка», в монастыре завели кроликов, голубей, вырыли небольшой бассейн, где летом живут рыбы и раки. А в конце прошлого года монастырский зоопарк пополнился пятнистым оленем. Оленя, привезенного с Алтая, монастырю подарил архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон. «Поначалу мы очень переживали: ведь одно дело -- ухаживать за мелкими зверьками, а другое -- за оленем. Как его кормить, как содержать -- никто понятия не имел, -- рассказывает настоятель монастыря игумен Филипп. -- Пришлось одного из послушников отправлять специально учиться у специалистов». Оленя назвали Яшей -- таково было решение учеников воскресной школы. Живет Яша в вольере, специально сооруженном для него. Вольер небольшой, но, по словам отца Филиппа, «если вольер сделать побольше, он может разбежаться, перемахнуть через ограду и убежать». В «живом уголке» монастыря есть еще несколько кроликов, волнистые попугайчики, голуби и павлин. По мнению настоятеля, наличие животных при храме может играть миссионерскую роль: «Иногда ведь человек не может сразу в храм прийти. Но вот он приходит сюда на территорию, видит, как тут все красиво -- белочки, олень. И люди думают: как все прекрасно, так почему бы и в храм не зайти?»
Живут в российских монастырях и страусы (Свято-Никольский монастырь в Коломне). Фото ИТАР-ТАСС/Владимир Смирнов
Серпухов: павлины Вo Bвeдeнcкoм Bлaдычнeм жeнcкoм мoнacтыpe пoдмocкoвнoгo Cepпyxoвa разводят пaвлинoв. Этa тpaдиция насчитывает уже более 300 лет: еще в конце XVII века Введенскому монастырю были подарены «…гнездо журавлей, павлин да пава». Павлинов разводили не только как декоративных птиц, но и как древний христианский символ бессмертия. Разведение павлинов в монастыре оказалось настолько успешным, что, когда в конце XVIII века решался вопрос о гербе Серпухова, было решено пoмeстить на нем изображение павлина. Интересно, что даже советский вариант серпуховского герба содержал в себе павлина -- наряду с тракторной шестерней и атомным кольцом. С возрождением монастыря вернулось и пaвлинoвoдcтвo. Сейчас в монастыре полтора десятка павлинов.
Троице-Сергиева лавра: кошки в безопасности
Фото Евгения Позняка
В конце октября прошлого года интернет-сообщество защитников животных потрясла ужасная новость. По сообщению одного из пользователей Живого журнала, 30 кошек, живущих на территории Троице-Сергиевой лавры, были вывезены в запечатанных мешках за пределы города и якобы брошены в водоем рядом со свалкой. Информация стала стремительно обрастать новыми «фактами». Будто кошки были с котятами, и активисты сообщества «Кот и пес», срочно прибывшие к месту «трагедии», сумели спасти десять животных. Кто-то сообщил даже, что котята были с выколотыми глазами (но потом эту информацию опровергли на этом же форуме). Стоит ли говорить, что все сообщения буквально пылали праведным гневом в адрес монашествующей братии, однако никаких фактов, подтверждающих убийство кошек, выступающие не привели. Что же произошло на самом деле? Как сообщили «НС» в Троице-Сергиевой лавре, в течение года на территории скапливается большое количество бездомных кошек. Одних животных подбрасывают, другие приходят сами, они размножаются, и их численность неуклонно растет в отсутствие собак. Кроме того, сердобольные люди в Лавре подкармливают животных, и кошкам здесь живется довольно хорошо. Однако на территории Лавры нет ветлечебницы, и такое скопление бездомных животных небезопасно. Чтобы обезопасить братию и посетителей монастыря от возможных болезней, которые могут разносить кошки, ежегодно в конце октября бездомных кошек собирают и вывозят на пустырь, за территорию Сергиева Посада. Там животные выпускаются на свободу (часть их, к слову, опять возвращается в Лавру), ни о каком убийстве кошек не может быть и речи. К сожалению, монастырь пока не располагает иными средствами решения злободневной проблемы бездомных животных.
Кошачий монастырь на Кипре В десяти километрах от кипрского города Лимассол находится женский монастырь святого Николая Кошатника. По традиции в его стенах живут несколько десятков кошек. По преданию, в 327 году по Р. Х. Кипр посетила св. царица Елена. Узнав, что на острове, страдавшем в те годы от страшной засухи, расплодилось невиданное количество змей, она велела доставить сюда около тысячи кошек. Через несколько лет со змеями было покончено. Неподалеку от того места, где Елена сошла на берег, был основан мужской монастырь святого Николая, ставший прибежищем для привезенных на остров кошек. Венецианский монах, посетивший остров в 1484 году, рассказал в своих заметках, что кошки сбегались на обед при звуках монастырского колокола. Насытившись, они опять приступали к своим прямым обязанностям -- охоте на змей. Источники сообщают, что, когда монастырю в XVI веке передавались в дар прилегающие земли, было поставлено условие: братья должны ухаживать как минимум за сотней котов, снабжая их едой дважды в день. После захвата Кипра турками в XVI веке монастырь пришел в запустение и возродился лишь в 80-е годы XX века -- уже как женский. Монахини восстановили традицию держать кошек. Сейчас в монастыре пять насельниц и около 70 кошек. Каждый день монахинь начинается около трех часов утра: сначала они готовят еду кошкам, потом отправляются в храм на службу. После службы -- завтрак, кормежка кошек, уборка двора и другие послушания. Помимо ухода за кошками православные монахини занимаются иконописью.