Сотрудница одной фирмы, одевающаяся всегда с большим вкусом, решила однажды сходить в храм. Она попросила своего сослуживца, человека воцерковленного, сходить вместе с ней. Какого же было его удивление, когда, встретив ее в метро, он не узнал стильную женщину: она была одета в старушечью кофту, бесформенную юбку и замотана в платок неопределенного цвета. Поскольку отношения у них были дружеские, он не удержался и спросил, с чем связана столь резкая перемена? На что она ответила: «Так я же иду в храм, а модно одеваться -- это грех!» Можно ли православным хорошо и модно одеваться? Может ли интерес к моде мешать духовной жизни? И должен ли быть у православного свой стиль?
«Стиль "Клуша" мы выбираем сами» Пелагея ТЮРЕНКОВА, заместитель главного редактора журнала Dolce Vita, автор сайта «Православие и мир»: -- Откуда берется мода? Считается, что ее придумывают модельеры. Корифеи этого бизнеса два раза в год представляют публике свои творения на «Модных неделях», а сидящие в зале редакторы глянцевых журналов ищут в коллекциях что-то общее. Если хотя бы пять кутюрье предложили женщинам юбку-карандаш, то она будет внесена в список того, без чего не может обойтись дама, «одетая по последней моде». Однако если сравнить одежду модели, вышагивающей по подиуму, и наряд соседки-модницы, вряд ли можно будет найти хоть что-то общее.
Модно одеваться и иметь свой стиль -- это разные вещи. Одеваться модно может любой, у кого достаточно средств. Быть стильными удается не всем. Причем материальное состояние здесь -- не самый главный фактор. И это на руку православным женщинам. Ведь во всем следовать моде мы не можем, так как очень часто она диктует нам неприемлемые вещи (мини, декольте, вызывающую прозрачность и т. п.), а постоянное ношение определенных вещей уже формирует наш стиль.
Кто она, хорошо одетая женщина? Именно так я отзовусь о той, которая не надевает одно и то же каждый день и умеет пользоваться аксессуарами (шарфы, украшения, заколочки). А еще -- но это мое личное мнение -- имеет хорошую сумку и туфли.
Сейчас многие говорят о православном стиле: длинная юбка и платок. Убеждена, что этот стиль очень хорош! Нет для женщины ничего более красивого, чем одежда «в пол». А самый модный аксессуар нынешнего сезона -- платок!
Стиль в одежде есть у каждой из нас. Правда, женщина, стиль которой, к примеру, «баба на чайник» или «клуша», никогда в этом не признается, прикрываясь отговорками типа «я вообще не думаю об одежде, главное -- душа!». Однако, хотела она того или нет, она уже выработала свой стиль и следует ему.
«Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» Александр КАБАКОВ, писатель: -- Мода и стиль -- не одно и то же, но это и не противоположные вещи. В каждой моде можно найти что-то для себя. Мода меняется, а твой стиль остается, и ты на него, как на стержень, нанизываешь все преходящее.
В одежде главное -- ее уместность на конкретном человеке. За границей довольно легко отличить гарвардского или кембриджского профессора от бизнесмена, бизнесмена -- от государственного служащего и т. д. Люди там одеваются в соответствии со своей социальной ролью. А у нас, поскольку хорошая одежда стала доступна многим недавно, люди одеваются в соответствии со своим кошельком.
Когда женщина в сапогах на высоченном каблуке идет по лужам и ледяным колдобинам -- это нелепо. Такая обувь придумана для тех, кто передвигается только на машине. А наши женщины этого не понимают и смотрят с презрением на иностранок, которые ходят в удобной обуви на низком каблуке. А как одеваются многие наши девушки! В Европе, уж извините, так только проститутки выглядят. У нас абсолютно не развит язык одежды. А ведь это очень важно: прилично, уместно и достойно выглядеть.
Одеваться хорошо в храм -- русская традиция. Когда русские люди шли в церковь, они надевали свою лучшую одежду. И это естественно: молитва -- праздник. Но опять же нужно понимать, как одеваться в храм. Красиво, но торжественно, а не вольно.
Аксессуары также должны быть уместными. Часы за двадцать-тридцать тысяч долларов на руке крупного бизнесмена -- нормальное явление, но такие же часы на руке чиновника -- свидетельство того, что он вор.
Я стараюсь одеваться как, на мой взгляд, подобает пожилому человеку, занимающемуся литературой. Сотруднику крупной компании нужен строгий костюм, а кто, как я, работает в редакции и ходит в издательства, может себе позволить джинсы с курткой или вельветовые брюки с твидовым пиджаком.
Не думаю, что свой стиль, соответствующий достатку и социальному положению, мешает духовной жизни. Это разные, непересекающиеся жизненные сферы.
На презентации православной весенне-летней коллекции магазина «12 праздников» в Государственном Кремлевском дворце 20 февраля 2008 г.
«В здоровом интересе к моде я не вижу ничего плохого» Протоиерей Александр СОРОКИН, настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в честь 300-летия Дома Романовых г. Санкт-Петербурга, председатель издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, редактор журнала «Вода живая»: -- Может ли интерес к моде мешать духовной жизни? Смотря что подразумевать под модой и что под духовной жизнью. Если духовная жизнь, как некоторые думают, это когда очи поднимаешь горе и не замечаешь, что творится вокруг, то такой духовной жизни будет мешать не только мода, а вообще все. В здоровом интересе к моде я не вижу ничего плохого. Один человек интересуется модой, другой автомобилями, третий садоводством. Другой вопрос, если мода (или автомобили, или садоводство) является главным интересом человека; тогда это называется идолопоклонство, и это уже грех.
Бывает, что женщина работает в фирме, где существует дресс-код, и ей необходимо быть в курсе моды и хорошо одеваться. Тут многое зависит от ее мироощущения. Если человеку хочется одеваться красиво -- я не вижу в этом чего-то страшного. Если женщина чувствует, что ей невмоготу постоянно об этом думать и бегать по магазинам в поисках модной одежды, наверное, не стоит себя заставлять.
Иногда спрашивают: нужно ли наряжаться на литургию? На литургию хорошо одеваться не буднично, ведь литургия -- это праздник. К сожалению, у нас в России «одеться празднично» часто значит ярко и броско. Но неправильно было бы одеваться в храм, как на бал.
Плохой вкус -- это, конечно, не грех, потому что «грех» -- понятие не вкусовое, а нравственное. Но все-таки вкус нужно в себе воспитывать. В Евангелии сказано: «…Когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое…» (Мф. 6, 17) -- то есть выгляди празднично. И когда Спаситель говорит о лилиях, которые Господь одевает лучше, чем Соломон одевался, -- ведь Он тоже рассуждает тут с точки зрения красоты и вкуса. Я в принципе против специального православного стиля в одежде. Здесь можно привести в пример часто цитируемый документ раннехристианских времен -- письмо к Диогнету: «Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особых городов, не употребляют какого-либо необыкновенного наречия и ведут жизнь, ничем не отличную от других… Но... следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни…»
Мне кажется, особенный стиль одежды, который порой отличает сегодняшних православных от других людей, -- это свидетельство внутренней слабости православных, которую они возмещают внешними знаками отличия -- неброскими мрачными тонами, чтобы подчеркнуть свое «смирение», но, как правило, это не имеет никакого отношения к настоящему смирению.
Есть мнение, что когда человек много сил тратит на внешнее, например, на то, чтобы хорошо одеваться, то у него не остается этих сил на внутреннюю жизнь, на своих близких. Но вот я знаю некоторых сестер милосердия, которые много душевных сил вкладывают в служение больным -- и при этом одеваются с большим вкусом и выглядят очень красиво.