Еще два века назад серьезные мужчины раскладывали на столах необъятные карты и… играли в солдатики -- разыгрывали реальные и вымышленные сражения. Сейчас появились компьютеры -- казалось бы, играть стало гораздо проще и интереснее. Но нет. Популярность настольных игр только растет. Более того, по-прежнему находятся любители, которые делают их сами. Или копируют иностранные -- те, которые у нас еще не выпускают. Изучением вопроса занималась Анна ПАЛЬЧЕВА.
Убить время с пользой «В конце девяностых мы с детьми были в отпуске в Латвии. Нам очень не повезло с погодой: все время лил дождь. И мы решили хоть как-то развлечься. Так родилась моя самая лучшая настольная игра», -- рассказывает филолог Андрей Десницкий.
Игра называлась «Освобождение принцессы»: разные рыцари шли к логову дракона, задача -- первым добраться до чудища, убить его и освободить принцессу. Это была «ходилка». Но с развилками: можно было пойти по одному пути, по другому, по третьему. На некоторых «остановках» нужно тянуть карточку. Игроку может выпасть что-то вроде: «Тебе перебежал дорогу бешеный слон. Пропусти два хода, с ним связываться бесполезно». Или: «Ты нашел клад. Кинь кубик, чтобы узнать, сколько в нем золотых монет». Дальше на эти монеты можно покупать различные волшебные вещи, откупаться от неприятностей. Рыцари собирают оружие и защиту, которые помогают получить дополнительные очки в поединке с драконом. Поединок проходит тоже путем выбрасывания кубика. У дракона три головы -- каждая по три очка. Итого нужно девять очков. Но девять очков выкинуть невозможно. Поэтому рыцарю необходимы еще волшебный меч (допустим, плюс два очка), щит, копье и т. д.
Делать игру Андрею помогали дочери -- одной тогда было тринадцать, а другой девять лет. Они рисовали сказочные атрибуты, которые находил рыцарь, вместе с папой разрабатывали правила. А потом играли все вместе -- отпуск был спасен! Вспоминает Аня Десницкая: «Где-то неделю мы с увлечением делали эту игру, заставлять нас не приходилось. Это было так здорово -- мало того что мы сами сделали игру, у рыцаря к тому же были всегда разные приключения».
Цифры показывают, что интерес к настольным играм повышается. В 2007 году оборот отечественной индустрии настольных игр, ежегодно увеличиваясь на 20 процентов, превысил 60 миллионов долларов. При этом мировой рынок растет только на 12 процентов в год. Посещаемость сайтов о настольных играх на русском языке тоже увеличивается, каждый год в магазинах появляется все больше новинок, в том числе игры, которые раньше можно было привезти только из-за границы. Наконец-то можно купить развеселую карточную игру UNO, игру-детектив Cluedo, снова в продаже «Каркассон», получившая престижную премию немецких критиков Spiel des Jahres в 2001 году.
«Зачастую компьютерные игры -- это настольные, переведенные в компьютерный формат, -- говорит Андрей Десницкий. -- Особенно это касается военных игр. В компьютерной игре больше детальности и реализма, зато в бумажной игре вы сидите рядом, общаетесь».
Действительно, в настольной игре очень важен воспитательный момент. Это не просто возможность провести свободное время вместе. «Настольные игры могут стать поводом для общения, средством развития и обучения ребенка, -- считает педагог и писатель, автор многих игр самого разного типа, методист по игровым методам обучения Юрий Гурин. -- В процессе игры можно научить ребенка уважительно относиться к сопернику, не хвастать после побед и не унывать при неудачах». В игре дети учатся взаимодействовать друг с другом. Игра развивает мелкую моторику (маленькому ребенку не так-то просто бросить кубик и аккуратно подвинуть фишку), усидчивость и концентрацию внимания. Ребенок учится отсчитывать ходы -- осваивает навыки порядкового и количественного счета. Педагог, специалист по раннему развитию детей Ася Штейн отмечает еще один важный момент: «Большинство игр-бродилок основаны на сюжетах сказок или мультфильмов, поэтому такая игра -- хороший способ активизации читательского интереса. Часто в игре требуется не просто пройти заданный маршрут, но и воссоздать сказку, придумать свой вариант развития событий. Все это будит детскую фантазию, способствует интенсивному развитию речи».
Вечные игры Абсолютно новую игру придумать невозможно. «Новая игра многим покажется единственной в своем роде, но специалисты наверняка сумеют отыскать в этой игре элементы уже известных», -- говорит Юрий Гурин. Настольные игры составляют гигантский пласт культуры человечества, каждая развитая цивилизация создавала свои собственные игры.
Самая древняя из достоверно известных нам игр относится к 6000 году до н.э. -- она напоминает популярную в Азии и Африке стратегическую игру «манкала». Этот древнейший образец был обнаружен в Иордании. Второй по старшинству игрой считаются нарды -- исследователи древнеегипетских захоронений обнаружили около 50 наборов для игры «сенет», самые древние из которых относятся к 3500 году до н. э. Сенет считают прародительницей нард, еще ее называют египетскими шашками. Поле состояло из тридцати клеточек, расположенных по десять в ряд. Цель -- дойти первым до финиша. Вместо костей выкидывали четыре палочки с белой и черной сторонами. Сохранились изображения фараонов, играющих в сенет. Пожалуй, самое известное из них -- царица Нофретари, пытающаяся обыграть судьбу.
Древнеегипетская игра «мехен» датируется 3000 годом до н. э. Доска имела форму закрученной змеи, разделенной на сегменты. В мехен играли при помощи фишек в виде львов и стеклянных шариков. Возможно, это была первая бродилка. Впрочем, правила игры доподлинно не восстановлены.
В шашки играли еще древние греки: осадившие Трою воины развлекались игрой под названием «пессои». Правда, в греческой игре помимо фишек использовались игральные кости. Изобретателем пессои считается Паламед, побитый камнями под стенами осажденного города.
В 548 году до н. э. впервые в письменном источнике упоминается игра «го», или японские шашки. Первое упоминание о шахматах -- точнее, об игре «чатураджи», которая считается одним из прообразов шахмат, -- встречается в индийском эпосе Махабхарата, датируемым 500 годом до н. э. Но в эту игру, фигуры которой действительно похожи на шахматные, играли четыре игрока.
«Можно выделить три группы настольных игр, -- говорит Юрий Гурин. -- Первая -- логические игры, в которых ход игры зависит только от действий самих игроков. Это шашки, шахматы, го. Сюда же относятся знаменитые крестики-нолики. Противоположная группа -- игры, успех в которых зависит исключительно от удачи. Это, например, русское лото или простейшие бродилки. В этой группе и игры в кости, рулетка и тому подобные азартные игры. Ну и, наконец, самая многочисленная -- смешанная группа. На ход игры здесь влияют и случайные события, и действия игроков. В этой группе домино, нарды, экономические игры. Большинство современных игр относятся именно к этому типу».
По преданию, первая бродилка появилась в XVI веке: Франческо I де Медичи преподнес изящную игральную доску с искусно сделанными фишками испанскому королю Филиппу II. С тех пор игра получила распространение в Европе. Задачей игрока было, кидая кости, добраться до гуся, сидящего в центре поля. По дороге можно было попасть в яму, потерять время на перелезание забора или сгинуть вовсе.
В России эта игра получила название «гусек» -- из-за гуся, сидевшего в центре поля. Как ни удивительно, это была игра для взрослых, в которую резались на деньги. А первые детские настольные игры появились только к XIX веку, и были это как раз похожие на «гусек» бродилки.
Во что и как играть Пожалуй, самой народной игрой на Руси считаются вошедшие в поговорку бирюльки -- палочки или точеные из дерева мелкие предметы, которые высыпают на стол горкой. Задача игроков -- при помощи крючочков вытащить из кучки как можно больше бирюлек так, чтобы не тронуть остальные. Если кучка шевельнулась, ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набрал больше бирюлек. Подобная игра существует практически в каждой стране. В Японии она называется «микадо», в Великобритании – «спелликанз», в Германии -- «кайзершпиль». Эта игра известна и китайцам (некоторые исследователи считают, что именно отсюда она и пошла), и американским индейцам. В России из игры крестьянских детей бирюльки превратились в развлечение модных салонов начала XX века. Точеные бирюльки в коробочке в виде бочонка или золотого яблока можно купить сейчас, к примеру, в магазине «Маленький гений» или заказать через интернет.
Играть в бирюльки увлекательно и полезно - у детей эта игра развивает мелкую моторику рук, влияющую на общее развитие
На втором месте по азартности в сочетании с простотой принципа игры стоит «падающая башня», или дженга. Башня состоит из 54 брусочков -- по три в каждом этаже. Игроки по очереди вытаскивают по одному брусочку из башни и кладут их сверху. Таким образом, сооружение растет вверх, при этом становясь все более шатким. Тот, кто обрушит башню, проигрывает. Игра авторская, изобретена в 1989 году американской фирмой Hasbro. Фирменная башня продается во многих игрушечных магазинах, в т. ч. и в «Детском мире». Впрочем, в самых различных магазинах, а также и на рынке, можно приобрести и более дешевый вариант под названием «волшебная башня», «падающая башня» и т. д. Обычно игра сделана из дерева, но бывают модификации из цветного пластика. В 2007 году прошел первый всемирный чемпионат по дженге.
Мемори, или парные картинки, -- классическая настольная игра, рекомендованная пособиями по педагогике, она развивает внимание и память. Дети эту игру любят гораздо больше, чем взрослые, наверное, потому, что чаще в нее выигрывают. Игра состоит из парных карточек, которые выкладываются на стол рубашкой вверх. Игроки их по очереди переворачивают, а потом снова кладут рубашкой вверх по две любые картинки и так запоминают их расположение. Тот, кто откроет одинаковые картинки, берет совпавшую пару себе. Цель -- собрать как можно больше карточек. Встречаются самые разнообразные варианты этой игры. Один из самых удачных, на тему картин Третьяковской галереи, к сожалению, снят с производства. Пожалуй, самый неудачный из встретившихся нам вариантов -- мемори с изображением икон: все же священные изображения -- не игрушка.
Тем, кого не смущают карточные игры, можно порекомендовать детские карты UNO. Масти здесь различаются по цветам -- красный, зеленый, желтый и синий. Есть еще черные карты-джокеры. Достоинство карт обозначено цифрами. Есть карты действия -- в них-то и заключается все веселье игры: при помощи их можно заставить следующего игрока пропустить ход, взять лишние карты или «закрутить» игру в другую сторону. Цель -- сбыть карты с рук. Тот, у кого на руках остается последняя карта, должен крикнуть: «Уно!» Если этого не сделать, придется брать четыре дополнительные карты. Можно придумать свои дополнения к правилам игры. Одна из самых забавных модификаций -- условиться, что, если выпадает «ноль», игроки меняются картами. Тогда шанс может неожиданно перейти к кому-то другому! UNO, известная на Западе с 1972 года, появилась в России только в прошлом году. Игру выпускает фирма Mattel, ее можно купить в «Детском мире» и его филиалах.
Карточная игра-стратегия на тему древнерусской истории называется «Князья»: на картах изображены города, монастыри, которые строит игрок, возводит вокруг них укрепления, собирает дружину. При помощи соответствующих карт можно пойти войной на соперника, устроить поджог или найти во вражеском городе предателя. Цель -- отстроить самый влиятельный город. Хотя игра предназначена для детей, умеющих читать (так как на картах довольно много текста), играть в нее могут и малыши: они довольно быстро учатся различать карты по изображенным на них картинкам. Игра продается в книжных и магазинах игрушек, выпускает ее фирма «Астрайт».
Многие настольные игры основаны на литературных сюжетах - это положительно влияет на читательский интерес. На фото: популярная в конце XIX века настольная игра "Вокруг света" по мотивам знаменитого романа Жюля Верна ("За 80 дней вокруг света")
Любителям несложных семейных игр понравится «Каркассон». Заранее заданного игрового поля нет, игроки сами складывают ландшафт из карточек: строят города, поля, дороги, реки и т. д. Задача -- отстроить и занять наиболее выгодные земли. Игра авторская, в России ее выпускает компания «Смарт». Купить ее можно в книжных и детских магазинах.
Знакомый с детства «Эрудит» -- игра-кроссворд -- теперь часто продается под английским названием «Скраббл». Иностранный вариант игры больше и ярче, но и стоит он в разы дороже отечественного. «Эрудит» же более компактный, его удобно брать в дорогу, зато эту игру придется поискать -- американская версия вытесняет нашу с прилавков. По похожему принципу устроены «Найди слово» отечественной фирмы Stellar или «Динамический кроссворд» компании «Астрайт».
Замечательная китайская головоломка танграм тоже знакома нам с детства. Помните, в начальных классах нас заставляли из треугольничков и квадратиков складывать фигуры? Это она и есть -- головоломка, получившая распространение в Европе с начала XIX века. Известно, что во время ссылки на остров Святой Елены за танграмом коротал дни Наполеон. Фигурки для танграма и его модификаций («Колумбово яйцо», «Листик») производит масса фирм. Но эту головоломку легко сделать и самому -- вырезать из картона или выпилить из фанеры. При желании к ним можно приделать магнитики и налепить на холодильник. Если сделать два разноцветных комплекта, играть можно наперегонки. Пожалуй, самое сложное -- найти изображения силуэтов, которые нужно сложить. Но издаются целые книги этих изображений с отгадками, много сюжетов есть в интернете.
В последнее время в продаже появились дорожные, более дешевые варианты дорогих западных игр: они стоят раза в полтора дешевле полновесных аналогов. Например «Угадай, кто?» (Guess Who?) -- незатейливая, но забавная игра для двух игроков (нужно по внешним признакам угадать, кого из изображенных на портретах человечков загадал противник). Стоит также заглянуть в магазин подарков «Красный куб» -- среди ярких, но довольно бессмысленных сувениров попадаются приятные настольные игры (например, «Собор» (The Cathedral) -- игра для двоих, цель -- выставить все свои фишки, помешав это сделать противнику) и головоломки. Не обижайтесь, если вдруг среди описанных здесь игр вы не обнаружите свои любимые -- «Колонизаторы», уголки, манкалу, реверси. Мы не претендуем на полный обзор настольных игр, продающихся в отечественных магазинах, а только выбрали наиболее, на наш взгляд, занимательные.
Своими руками Опытный разработчик настольных игр, методист по игровым методам обучения Юрий Гурин дает следующие рекомендации тем, кто хочет сделать свою собственную игру: «Бродилку придумать проще всего. Покажите шести-семилетнему ребенку такую игру, поиграйте вместе с ним, а потом предложите сделать игру самому. Сюжетом могут стать события из жизни вашей семьи (например, вы идете в поход или в гости), приключения любимых литературных или киногероев, исторических персонажей».
При этом Юрий советует учитывать два простых правила. Первое: игра, предназначенная для малышей, не должна быть затяжной. Маршрут желательно сделать таким, чтобы его можно было пройти за 15-25 ходов. Второе: каждый третий-четвертый ход должен быть связан с сюрпризным моментом (дополнительным перемещением, превращением и т. п.).
Юрий считает, что новую игру обязательно нужно протестировать: «Как минимум поиграть несколько раз. Чаще всего я играю дома со своими детьми, у меня их пятеро. Они уже неплохо разбираются в нюансах и часто дают дельные советы».
Игра в спасение принцессы, с которой мы начали, была не первым опытом Андрея Десницкого. Первая удачная сделанная им самим игра называлась «Кораблики»: «Идею я взял из какого-то научно-популярного журнала. Было игровое поле с морем и частями суши, разделенными на квадраты. По полю передвигались кораблики. Сила и направление ветра определялась при помощи вертушки. А дальше нужно было рассчитать, насколько кораблик может плыть и в каком направлении, учитывая его быстроходность (там были корабли разных типов: бригантина быстроходнее галеона, галеон быстроходнее шхуны и т. д.) и скорость ветра. Кораблики мы делали из бумаги -- из нее можно сделать практически все». А дальше нужно придумать задание для кораблей. Это может быть парусная регата -- кто быстрее пройдет из точки А в точку В. Можно перевозить торговый груз из порта в порт. Можно еще играть в войну. Один играет за пиратов, другой руководит испанскими галеонами. Галеоны перевозят золото, а задача пирата -- подстеречь их, напасть и завладеть грузом. Тут еще вводятся правила боя. Чтобы определить дальность и силу залпа, кидается кубик. Плюс учитывается мощность пушек на том или ином типе корабля. «Правила можно усложнять до бесконечности, можно разыгрывать хоть Трафальгарское сражение. Просто надо все продумать, сделать кучу кораблей и так далее, -- говорит Андрей. -- Но в эту игру мы играли не слишком долго: расчеты были довольно сложными. И мне было интереснее, чем дочкам».
Впрочем, при необходимости правила можно упростить: «Сыну мы недавно купили готовую игру про пиратов, -- продолжает Андрей. -- В ней оказались неоправданно сложные правила, ребенку играть по ним неинтересно. Тогда мы их упростили. Еще там были клады в виде каких-то карточек. А я взял и заменил их настоящими старинными монетами из моей коллекции. Сережке очень понравилось. То есть, делая игру, не обязательно что-то рисовать или клеить. Можно просто модифицировать уже существующую».
И в заключение еще один совет Юрия Гурина: «Обычно в настольных играх каждый играет за себя. Но вполне допустима, а с воспитательной точки зрения и уместна командная игра. В этом случае все участники либо проигрывают, либо выигрывают, а в ходе игры можно передать ход товарищу или поддержать его каким-либо другим способом». Желаем интересного времяпрепровождения!