Западный мир ликует: в Европе родилось новое государство. И не просто новое, а первое находящееся протекторатом ЕС и НАТО. Одновременно оно представляет собой стратегически важную территорию в сердце Балкан – знаменитого порохового погреба Европы – и плацдарм для дальнейшего расширения военного присутствия западных стран. Трудно даже говорить о государстве в полном смысле слова – скорее, речь идёт о квазигосударстве, ненастоящей структуре, контролируемой из-за рубежа. Но какова цена создания этого псевдообразования, возведённого на костях и крови мирных сербов, на несчастье стариков, женщин и детей, вынужденных покинуть свои дома в спасении от войны и террора? И каковы могут оказаться последствия этого шага, при котором оказались совершенно попраны все международные законы и соглашения (включая устав ООН)?
Мнения в мире о произошедшем крайне разошлись. Кто-то настроен пессимистично и считает Косово навсегда потерянным для Сербии краем. Иные громко вскрикивают «мы ещё повоюем!» и готовятся к новому кровопролитию. Третьи предпочитают говорить о «европейском будущем для Сербии, Косово и других стран Балканского полуострова», ради которого «нужно забыть распри». Есть и те, кто желает Европе новых потрясений, так как она сейчас спокойно взирает на то, что происходило в последний раз в 1939 г ., когда Гитлер оккупировал Чехию. Наконец, сторонники независимости старательно уверяют общественность в том, что «ничего особенного не произошло», «иного выхода не было», но при этом обязательно отмечают «уникальность» косовского случая и его неприменимость к другим подобным проблемам.
Последняя оговорка в речах официальных лиц далеко не случайна. Признание независимости Косово – не просто позор для западных стран, хладнокровно покровительствующих отторжению исконной территории Сербии. Это шаг в пропасть, в долгую полосу национально-территориальных неурядиц во всей Европе и всплеск сепаратистских настроений. Особенно странным и безумным выглядит признание Косово Бельгией – страной, вовсе не лишённой проблем сепаратизма (в последнее время власть здесь и вовсе находится кризисе из-за угрозы отделения фламандцев). Невольно выходит, что Бельгия сама себе роет яму, создавая предпосылки для собственного распада. То же можно сказать и о Великобритании: Соединённое Королевство давно трещит по швам – уже о своих устремлениях вновь заговорили сепаратисты в Шотландии, стоит ожидать оживления схожих настроений в Северной Ирландии, Уэльсе. Франция, одной из первых признавшая новое государство, рискует вновь осложнить проблему Корсики, Бретани, басков на границе Испанией (последняя побоялась признать Косово независимым, понимая всю тяжесть последствий для своей территориальной целостности). Список примеров можно ещё очень долго продолжать, поскольку практически каждая европейская страна имеет проблемы подобного рода. И если Косово смогло провозгласить свою независимость, которая оказалась признана многими «великими державами», то отчего же другие не могут последовать его примеру?
Даже некоторые западные СМИ признают, что Косовская независимость может иметь самые негативные последствия для Европы: от создания прецедента для отделения мятежных провинций в государствах (а таковых в Старом Свете, как уже было сказано, предостаточно) до небывалого наплыва наркотиков из Косово, которое уже сравнивают с такой наркостолицей, как Афганистан. Косовары же отчётливо выражают стремление к интеграции в Европу и её структуры: об этом прямо заявил в своей речи, предварявшей принятие декларации независимости, премьер-министр новорожденного государства Хашим Тачи. Даже само провозглашение «независимого и свободного Косова» было обставлено по-европейски: был разработан целый церемониал, включавший зачитывание в парламенте декларации независимости под бурные аплодисменты косовских депутатов-албанцев (представители сербской общины объявили о своём бойкоте заседания), народные гуляния в Приштине не сопровождались никакими автоматными очередями в воздух (столь характерными для праздников на Балканах). Завершил же официальные торжества большой концерт симфонической музыки в исполнении Приштинской филармонии, большую часть репертуара которого составляли творения европейских классических композиторов. Вот только одно не учли лидеры косоваров – а ждут ли их в Европе? Нужна ли Старому свету такая «чёрная дыра» с процветающей торговлей наркотиками, людьми и невиданным уровнем преступности?
В самой Сербии тоже есть голоса, диссонирующие с общими настроениями народа. Не все на Косовом поле воевали за свою землю, был и изменник – Вук Бранкович, чьё имя ненавистно каждому сербу. Так и в сегодняшней Сербии есть предатели. Либерально-демократическая партия Чедомира Йовановича открыто заявляет о поддержке идеи отказа от Косово «ради европейского будущего» и «интеграции в ЕС». Более того, её сторонники даже предпочитают обвинять президента РФ Владимира Путина во «вредном влиянии» на умы сербов и «дестабилизации ситуации на Балканах». Нетрудно догадаться, чьих советов слушает эта партия и чьи умонастроения выражает. Пройдёт время – имя Чедомира Йовановича встанет в один ряд с Бранковичем, столь же презираемое и ненавистное.
Но там, где есть Вук Бранкович, есть и Милош Обилич. Только теперь он воплотился не в одном человеке, а в целом народе. Косовские сербы, претерпевающие все лишения сегодняшней скрытой войны, издевательства со стороны албанцев, поругания свое веры и традиций – все вместе они являют собой образ Милоша Обилича, храбро сражающегося за Сербию и за Православную веру. Вдумаемся в само название края – Косово и Метохия. Косово – это напоминание об огромном Косовом поле, на котором прошла памятная для сербов битва с турками. Метохом в Византии называли участок земли, отданный во владение монастырю. Таким образом, Метохия дословно означает «монастырская земля». Тем самым имя края говорит само за себя и ясно показывает, что он означает для сербов. Косово и Метохия – это земля Сербской Православной церкви. Именно здесь находится колыбель православия для сербов – Печская Патриархия, монастырь XIII века, в котором и по сей день каждый новый Сербский патриарх торжественно возводится на престол архиепископов Печских . Сегодняшняя самопровозглашённая власть Косово – власть Хашима Тачи и Фатмира Сейдиу, бывших бандитов и главарей «Освободительной Армии Косово» (ОАК-УЧК) – желает растоптать эту память о православии Косово, потворствуя разрушению православных святынь и изгнанию сербов со своих земель. Но можно ли уничтожить православие таким способом? Ведь албанцы – не «пионеры» в своих действиях. Их прежние покровители, турки, тоже преследовали схожие цели. Результат этих попыток известен.
Косово поле
В центре Белграда стоит величественный храм св. Саввы, задуманный ещё в конце XIX в. как памятник русскому воинству, воевавшему за Сербию в войне 1877 – 1878 гг. Его строительство много раз откладывалось и приостанавливалось из-за мировых войн (во время бомбёжек в крипте храма прятались жители Белграда), потом из-за атеистической политики Тито. В результате его начали достраивать лишь в 1985 г . – ему суждено было стать немым свидетелем всей трагедии развала Югославии, от начала и до сегодняшнего дня. И сегодня к нему снова идут сербы, возмущённые отторжением своей национальной святыни, сердца своего государства. Они молят св. Савву, небесного покровителя Сербии, о защите. В своё время турки, ступив на Балканы, пожелали уничтожить память о св. Савве и сожгли его святые мощи на Врачаре (именно и стоит теперь собор). Но сербы не забыли о своём святом и по сей день обращают к нему свои молитвы. Так и Косово они не забудут, ибо оно – духовное сердце Сербии, её мощи, которые можно попытаться осквернить, но нельзя уничтожить.