22 февраля в Православном свято-Тихновском гуманитарном университете состоялась встреча митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра и других членов делегации РПЦз со студентами.
Участники встречи
Многих молодых людей интересовало, где зарубежная ветвь Русской православной Церкви готовит своих будущих пастырей. Как рассказал собравшимся секретарь митрополита Лавра протоиерей Серафим Ган, у РПЦз в Америке два высших учебных заведения: Свято-Троицкая духовная семинария в Джорданвилле (там только один факультет – богословский, обучение идет только на русском языке, но зато семинария имеет официальный статус американского высшего учебного заведения), и заочные Чикагские богословско-пасторские курсы (преподавание там ведется на английском языке).
На самом же деле духовное образование для детей из верующих семей начинается в приходских воскресных школах. Наиболее популярные из них это гимназия в честь Мефодия и Кирилла (Сан-Франциско, при Скорбященском кафедральном соборе) и приходская школа, созданная прот.Серафимом Слободским, автором популярного учебника по Закону Божиему (Покровский храм города Наяк (под Нью-Йорком). В каждой из них обучается более 150 учеников.
Рефреном многих выступлений стала мысль, что цель духовного образования, которое стараются дать приходские школы – сохранить зерна православной веры и благочестия, бережно принятые из рук ушедшего поколения русских эмигрантов первой волны, и проповедь веры среди тех народов, где оказались русские. Однако сделать это невозможно, не заботясь о воспитании детей в русской культурной традиции.
Протоиерей Серафим Ган - крайний слева
«Поэтому мы обучаем наших детей русскому языку, русской истории, культуре, литературе и пению,- сказал отец Серафим. - Когда молодежь ассимилируется, забывает свой родной язык и культуру, она отдаляется от Церкви. Но если она остается при Церкви, она останется русской и православной. Мой дедушка, священник Ростислав Ган, говорил молодым людям: «Если вы будете активно участвовать в приходской жизни, в жизни братств и сестричеств, то вы всегда будете хорошо говорить по-русски. И не стыдитесь быть русским».
Когда о.Серафим учился в школе, было время холодной войны. Сверстники – американцы относились к русским очень плохо. Но дедушка объяснил будущему о. Серафиму: «Ты скажи им: мы не коммунисты-безбожники. Мы - русские православные верующие, что мы трепетно храним свою веру и культуру, и тогда они изменят свое отношение к нам». Так и случилось.
Как бы в подтверждение этих слов, епископ Манхеттенский Гавриил привел любопытный факт. В РПЦз в последние десять-пятнадцать лет появилось много англоязычных прихожан. По мнению владыки, американцев привлекает именно дух святой Руси, русская культура, пронизанная православием культура и церковно-славянский язык. Так, несколько лет назад лет в нижнем храме Скорбященского собора в Сан-Франциско для их удобства стали служить по-английски. И часть американских прихожан начала ходить на службы в верхний храм собора, где богослужение по-прежнему шло на церковно-славянском. Когда их спросили, почему они не хотят слушать службу по-английски, они объяснили, что церковно-славянский язык нравится им больше, он им ближе и лучше выражает молитвенные чувства и истинность веры.
Наряду с этим, РПЦз пополнилась новыми прихожанами из числа русских эмигрантов. Новый их поток хлынул в 1991 году, после падения Советского союза. Паства в Чикаго на 90% состоит из новых русских эмигрантов. А приход архиерейского собора в Нью-Йорке на 80%. Новые приходы есть в Гондурасе, Панаме, ЮАР и Колумбии.
«И когда меня спрашивают чем РПЦз может помочь процессу воцерковления русского народа,- продолжил владыка Гавриил, - я считаю, Русская Церковь за рубежом смогла сохранить понятие о приходской семье, и о том, что такое приходская жизнь. Ведь церковь не только место, куда можно прийти помолиться и поставить свечку, но и то, где есть духовная семья. Каждый приход и у нас в зарубежье был духовной семьей. Потому что мы понимали - важно не только сохранить свою веру, но и свою культуру, свой язык. Я родился и вырос в Австралии между школьными друзьями и приходскими. Но приходские друзья были ближе мне, потому что нас связывала пасхальная радость, радость общей молитвы и общая культура. У нас при храме были молодежные кружки, мы постоянно общались друг с другом и старались держаться вместе. У нас есть опыт приходской жизни, как она должна развиваться, мы готовы им поделиться».
В конце встречи епископы ответили на короткие вопросы журналистов. В частности, на вопрос о своем отношении к конфликту в Косово епископ Кливлендский Петр сказал: «Я благодарен Америке, она много мне дала. Но, к сожалению, Запад не понимает славян и никогда не был их другом. Чем это объяснить? Думаю, Запад чувствует свое духовное банкротство перед славянством и боится русского национализма и славянского единства».
По словам предстоятеля РПЦз, митрополита Лавра, после подписания Акта о воссоединении совместные служения, делегации из-за рубежа в Россию и поездки по зарубежным приходам русских групп. Таким образом, дело восстановления внутрицерковного единства продолжает развиваться.
Предстоятель РПЦз, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр
А на вопрос «НС», о том, как теперь строится взаимодействие между епископатом РПЦз и РПЦ на местах – ведь после объединения в некоторых зарубежных епархиях появилось по два равно легитимных архиерея, владыка ответил, что старший архиерей является управляющим, а другой его помощником, и в этом нет никакой проблемы.
Прощаясь и благодаря за теплый прием, митрополит Лавр подарил храму свт. Николая Кузнецах икону свт. Иоанна (Максимовича), епископа Шанхайского.