«Скажи, а ты тоже расстраиваешься, когда твой муж уезжает надолго, или это только я такая ненасытная?» - спрашивает меня подруга. Что тут ответить?.. Остаётся только вздохнуть в ответ. На минуту внимание привлекает слово «ненасытная»; но почти сразу мысленно соглашаюсь с таким определением – сколько лет уже прошло со дня Венчания, а я всё не могу насытиться общением со своим супругом…
Вспоминается, как несколько лет тому назад муж вынужден был уехать учиться в другой город. Видела я его, в лучшем случае, два дня в неделю… Почти каждый вечер мы созванивались по межгороду и не могли наговориться… А потом пришёл телефонный счёт, едва ли не превышающий треть тогдашнего дохода нашей семьи. О мобильных телефонах мы в то время имели довольно смутное понятие… Помню сумрачные вечера, когда мне казалось, что кроме меня и моего маленького сына больше никого нет на свете; и я, до того абсолютно равнодушная к телевизору, садилась смотреть всё подряд – новости, спортивные передачи, бесконечные занудные сериалы, обзванивала знакомых – лишь бы не чувствовать мучительного одиночества, какой-то пустоты душевной, которую не могла победить моя слабая молитва... Хозяйственные заботы– уборка, стирка без стиральной машины, походы по магазинам с тяжелыми сумками – всё это было полностью на мне…Но самым трудным казалось то, что на мои плечи ложились заботы о сыне: мне не только приходилось одной водить его в поликлинику, в храм, расположенный далеко от дома, - труднее всего был сам процесс воспитания без отца. Наставления, наказания и поощрения – всё это казалось каким-то ненастоящим без авторитетного слова мужа…
Зато какой радостью были встречи после нескольких дней разлуки! Жизнь превращалась в праздник, и казалось, что время остановилось… Можно было вместе ходить в храм, на прогулки, ездить в гости к друзьям. Дома муж помогал по хозяйству, играл с сыном; я постоянно чувствовала его заботу и любовь, как-то по-новому воспринимались слова: «И к мужу твоему влечение твое» (Быт.3,16) Ощущение «одного целого» было настолько сильным, что боль от разлуки становилась почти физически ощутимой…И не верилось, что можно относиться к мужу иначе.
Женщине свойственно стремление быть рядом с мужем, находить в нём опору и поддержку. Вспоминаются слова из любимой книги: «Какой отрадой было, прижимаясь к нему, сознавать, что между ней и действительностью стоит этот сильный и умный, бесконечно преданный ей человек! Он, правда, часто говорил: «Не надёжен твой муж», но она, рядом с ним, ничего не страшилась: в ссылку, в лагерь – всюду пошла бы за ним, уверенная в его защите и поддержке. Какие угодно испытания, лишь бы быть под его крылом!» Некоторые мужья возмущаются постоянными вопросами: «А ты куда?», «Ты надолго?», «Когда приедешь?» и раздражаются попытками жен «привязать» их к дому и семье, не понимая, что за этим кроется естественное желание прильнуть к сильному плечу…
Общаясь со многими женщинами, я поняла, что большинству из них знакомы мои переживания от расставания с мужем. Приходилось, правда, слышать даже такое: «А я уже привыкла к тому, что я постоянно одна». Удивительно, но даже к «неблагополучным» мужьям – пьющим, гулящим, не желающим помогать жене, не обеспечивающим семью, не заботящимся о воспитании детей, - женщина способна испытывать такие чувства, как горячая любовь, жалость, ожидание раскаяния, исправления, и всепрощение… А самое большое желание – не разлучаться, быть вместе «и в радости, и в горе».
Конечно, ситуации бывают разные. И различные причины вынуждают мужей оставлять семью. Кто-то, не жалея себя, трудится, не покладая рук, стремясь обеспечить жену и детей всем необходимым. И, понимая это, жена, пусть и с болью в сердце, отпускает его, иногда надолго, иногда далеко. Зато в её глазах супруг – настоящий глава семьи, на которого можно положиться и за которым она чувствует себя, как за каменной стеной.
Нередки случаи, когда муж отдаёт всего себя на служение обществу, на служение ближним. Одной моей подруге, мечтавшей стать супругой священника, духовник сказал: «Если хочешь быть матушкой, то готовься к одиночеству – и физическому, и душевному». Осознавая высокое призвание мужа, жены священников, врачей, военных, а также представителей других профессий, хоть и страдают от недостатка общения с супругом, всё же находят для себя утешение в том, что через деятельность мужа, через создание ему крепкого «тыла», и сами они могут быть полезны обществу.
К сожалению, в последнее время особенно участились случаи, когда муж, то ли в силу воспитания, то ли в силу каких-либо других причин, проявляет непростительную инфантильность в отношении своей семьи. Он совершенно не понимает своих обязанностей или же намеренно не выполняет их. Забывая о жене, о детях, он думает только о том, чтоб ему было удобно и комфортно. Когда же ему начинают «надоедать» напоминаниями о его долге по отношению к семье, он принимает самое удобное для себя решение – просто уходит. А как там жена будет справляться одна – это не его забота. В поисках развлечений и беззаботного времяпрепровождения он просто не думает о том, что может омрачить ему настроение. Уставшая, потерявшая свежесть юной девушки мать его детей перестаёт быть ему интересна как человек. А ведь, как утверждал протоиерей Глеб Каледа, «всякое отношение к женщине или мужчине (вне брака или даже в браке) лишь как к источнику только плотского наслаждения с христианской точки зрения есть грех, ибо оно предполагает расчленение триединого человеческого существа вещью для себя. Оно свидетельствует о неумении управлять собою. Жена носит – муж бросает её, ибо она не может с блеском удовлетворять его страстность. Жена кормит – муж уходит, ибо она не может уделять ему достаточно внимания. ГРЕХОМ ЯВЛЯЕТСЯ ДАЖЕ НЕЖЕЛАНИЕ ИДТИ ДОМОЙ К БЕРЕМЕННОЙ ИЛИ УСТАВШЕЙ И БЕСПРИЧИННО (МОЖЕТ БЫТЬ, - ТОЛЬКО КАК КАЖЕТСЯ) ПЛАЧУЩЕЙ ЖЕНЕ (- выделено мной). Где тогда любовь?»
Но иногда женщина и сама бывает виновата в том, что мужу не хочется быть рядом с нею. Вспоминаются слова священномученика Сергия (Митрофана) Сребрянского: «Мы, мужчины, грубая натура, а потому более всего ценим ласку, нежность и кротость – то, чего в нас самих не хватает. И нет ничего более отталкивающего мужчину от женщины, как дерзость и суровая грубость или наглость в женщине». Кто из современных женщин может похвалиться тем, что сполна обладает этими замечательными качествами – ласковостью, нежностью и кротостью? Кстати говоря, можно по-разному относиться к брюкам на женщине, но многие психологи и священники утверждают, что, одеваясь в мужскую одежду, женщина утрачивает значительную долю женственности, а мужчина, находясь рядом со своевольной, властной женой, привыкшей принимать решения за двоих, ставящей себя на место мужа, становится женоподобным и безответственным. Стремясь ускользнуть «из-под каблука» своей половины, такой мужчина будет стремиться проводить как можно меньше времени рядом с нею.
По словам Тертуллиана, в счастливой христианской семье «супруги вместе молятся, вместе припадают на колени, вместе постятся, взаимно ободряют друг друга и руководят. Они равны в Церкви и общении с Богом, равно делят бедность и обилие, ничего один от другого не имеют и не в тягость друг другу… Они вместе поют псалмы. Иисус Христос радуется, видя их такое домоводство, посылает мир Свой на дом сей и обитает в нём вместе с ними». В наше сложное время таких семей не так уж много, но они должны быть для нас примером, образцом, к которому нужно стремиться. Но ведь бывает и такое, что в вопросе веры супруги не единодушны. Бывает и так, что муж и жена по-разному смотрят даже на вещи, не имеющие отношения к их мировоззрению. Тогда хотя бы один из них начинает себя чувствовать «чужим среди своих». Такое «душевное» одиночество бывает страшнее постоянных разлук, может причинять более острую боль, потому что и в разлуке супруги могут утешаться взаимной любовью, ожиданием встречи, а если нет общих интересов, единодушия во взглядах на жизнь, то теряется внутренняя связь между людьми…
Да, не можем мы постоянно быть с любимыми людьми, как бы нам того ни хотелось. Женщина, существо хрупкое и ранимое, наиболее остро переживает состояние одиночества, тем более, если не она тому виной. Те женщины, которые берут на себя роль хранительниц домашнего очага, воспитывающие детей, особенно страдают оттого, что постоянно вынуждены оставаться дома одни. Когда рядом нет самого близкого человека, жена может чувствовать себя, словно ребёнок, на время потерявший мать в толпе; и даже радость от общения с детьми бывает неполной. В чём же здесь можно найти утешение?.. Ведь у неё нет ни любимой работы, ни постоянной смены впечатлений – только дом и хозяйство…
Вспоминается рассказ одной женщины, которую муж бросил одну с детьми. Как ей было тогда тяжело – не передать. Она вновь и вновь спрашивала себя: как так получилось, что, прожив вместе с нею не одно десятилетие, этот человек позабыл всё, что довелось им вместе испытать на жизненном пути? Дети и друзья поддерживали её, как могли, но рана в душе не заживала. И вот, однажды она явственно услышала в сердце: «Что же ты так печалишься? Ведь Я-то тебя никогда не оставлю». И с этого момента жгучая боль, которая так долго терзала её, начала утихать и уступила место горячей любви и благодарности Богу. Что же мешает каждому из нас обращаться за помощью к Нему, нашему Спасителю, Который взывал на Кресте: «Боже Мой, Боже мой, для чего Ты Меня оставил?»?
Кто знает, не для того ли мы иногда чувствуем себя одинокими, чтобы в трудную минуту вспомнить о Боге? Мы не умеем молиться, благодарить Его, даже вера наша настолько слаба, что нам и в голову не всегда приходит мысль обратиться к Нему за помощью и утешением… Мы и любить Его толком не умеем… Нам ведь так трудно бывает без тех, кого мы любим! Но часто ли мы скучаем без молитвы, без живого общения с Богом? Наши бесконечные дела и душевные слабости, в том числе, неразумная, зачастую пристрастная любовь к супругу, заслоняют от нашего внутреннего взора Того, Кто Сам Есть Совершенная Любовь. Он знает все наши скорби, которые нам посылаются для нашего же спасения. А нам просто не хватает веры, чтобы почувствовать Его помощь и заботу…