Будите себя, свою мысль, свою душу, будите и своего пастыря, спрашивайте его, требуйте от него продуманных, обоснованных ответов. Всякое явление жизни надо освятить светом Христовой истины. Нет такой области жизни, куда бы этот [свет] не мог, или не должен был проникать. И не только на исповеди уместно говорить об этом. На исповеди надо каяться, обличать свои преступления и грехи в слове и определении, - в домашних беседах надо уметь поговорить обо всем. Не единым хлебом жив будет человек, но и всяким словом, исходящим из уст Божиих. Как бы мы ни были сыты хлебом, как бы мы ни питались пространно – в этом нет жизни, мы можем заживо умереть по слову Апостола, если не будем питаться и духовно – словом Божиим, а сколько этих питательных слов, о которых Сам говоривший их сказал: Слова Мои суть дух и жизнь! (Ин. 6, 63). Вам некогда почитать Евангелие, изучить его. Спросите священника. Он должен знать учение Христа в его истинном – церковном понимании.
Отец Василий Надеждин. 1927 год
Сегодня 19 февраля в день памяти священномученника Василия Надеждина мы мы публикуем его проповедь, обращенную к молодежи. Год ее написания нам неизвестен. Она относится к периоду пастырского служения отца Василия, то есть к 20-м годам.
Проповедь публикуется впервые.
Проповедь публикуется в авторской орфографии и пунктуации.
Справка: Священномученик Василий Надеждин был рукоположен в 1921 году во иерея к церкви во имя святителя и чудотворца Николая у Соломенной Сторожки. Никольский храм, единственное место священнического служения отца Василия до дня его ареста в 1929 году, был построен усердием офицеров расквартированной в Петровско-Разумовском 675-й пешей тульской дружины и освящен епископом Можайским Димитрием (Добросердовым) в 1916 году.
Служения и проповеди отца Василия, активная пастырская деятельность не остались незамеченными гонителями Церкви. 28 октября 1929 года отец Василий был арестован и помещен в Бутырскую тюрьму. На вопросы следствия о посещающей его молодежи батюшка ответил: «…я читал им иногда на темы по истории Церкви выдержки из церковных писателей Болотова и Лебедева, читал им некоторые подлинники сочинений церковных писателей (Василия Великого, Григория Богослова). Специальных вопросов по поводу существующего социального порядка и по поводу отдельных моментов взаимоотношения Церкви и государства, равно и чисто политических вопросов, мы никогда не обсуждали. Когда у нас затрагивался вопрос об исповедничестве, то есть о возможности примирения верующих с окружающими условиями, то здесь я проводил такую точку зрения: есть пределы (для каждого различные), в которых каждый христианин может примиряться с окружающей его нехристианской действительностью; при нарушении этих пределов он должен уже примириться с возможностью и неприятных для него лично изменений условий его жизни, иначе он не есть христианин. Христианином надо быть не только по имени...»
В Бутырской тюрьме отец Василий встретился с отцом Сергием Мечевым, которого хорошо знал; их беседа продолжалась несколько часов и была очень значительной для обоих.
По приговору Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 20 ноября 1929 года священник Василий Надеждин был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, но, ввиду того, что навигация была уже закрыта, оставлен до весны в Кеми. В лагере отец Василий заболел сыпным тифом. В санчасти ему сделали укол и внесли инфекцию, началась гангрена.
Перед своей кончиной, последовавшей 19 февраля 1930 года, отец Василий сподобился принятия Святых Христовых Таин. Последние слова его были: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны».
Житие священномученика Василия Московского
"Отцу Василию на добрую память о приезде братства церкви Покрова в "Соломенную Сторожку" 19 июня 1924 года"