В декабре прошлого года на епархиальном собрании Москвы Святейший Патриарх Алексий сообщил, что с 2009 года в школах вводится новый предмет, который будет рассчитан как на православных, так и на неправославных детей. Один из разработчиков проекта директор Института развития дошкольного образования Российской академии образования Виктор СЛОБОДЧИКОВ ответил на вопросы нашего журнала.
СПРАВКА Виктор Иванович Слободчиков родился в 1944 году. Окончил психологический факультет Ленинградского университета. Работал в лаборатории известного советского психолога Д.Б. Эльконина. В 1990 г. возглавил Институт педагогических инноваций Российской академии образования. С 2004 года возглавляет Институт развития дошкольного образования. Доктор психологических наук, член-корреспондент РАО. В 2005 г. награжден Орденом преподобного Сергия Радонежского III степени «во внимание к трудам по сохранению православных традиций в науке, культуре, образовании».
-- О каком именно предмете говорил Святейший? Это пресловутые ОПК? -- Ну, почему «пресловутые»? Здесь важно обозначить точку согласия о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и епархии Русской Православной Церкви. Суть этого согласия состоит в том, что при обновлении государственных стандартов общего образования (которые сегодня разрабатываются) включить в базисный учебный план ряд альтернативных учебных предметов духовно-нравственного содержания. Так вот, суть нововведений, которые у журналистов проходят под названием «пресловутые ОПК», заключается в том, что достигнуто соглашение о необходимости введения новой образовательной области под названием «духовно-нравственная культура» (ДНК).Что это такое? Все учебные дисциплины собраны в несколько больших групп («образовательные области»). Например, филология, куда входят родной язык, литература, иностранные языки; или естественные науки - физика, химия, биология и так далее. Это первый шаг. Далее, уже внутри этой новой образовательной области будет производиться спецификация по учебным предметам: православная культура, этика, основы исламской культуры и так далее.
-- А как эта схема будет работать? Кто и как будет решать, что преподавать в конкретной школе? И самое главное, как заставить заработать всю эту систему? Ведь у нас огромная страна с тысячами школ? -- Тут надо сказать еще об одном нововведении – о стандарте образования нового поколения. Что это такое? Стандарт – это, с одной стороны, определенный и обязательный объем содержания образования, а с другой - это механизм, обеспечивающий исполнение образовательного закона. Схема такая: принято решение о введении новой образовательной области - духовно-нравственная культура. Дальше встает вопрос: где взять учителей, как их готовить, как проверять их готовность? Пока нет стандарта, духовно-нравственная культура останется лишь благим пожеланием: «хорошо было бы, если бы в школах преподавалось…». Но как только стандарт нормативно закрепляется и начинает работать, он становится законом, выполнение которого всеми региональными управлениями образования строго обязательно: обеспечить школы необходимым количеством учителей, учебно-методическими комплексами и др. Вот этот-то момент и должен наступить уже через год с небольшим, в сентябре 2009 года.
-- А как будет решаться вопрос с тем, кому что нужно преподавать? Я имею в виду, что в нашей многоконфессиональной стране кому-то захочется изучать ислам, а кому-то буддизм… -- Вы наверно слышали об отмене регионального и школьного компонентов учебном плане? Раньше образовательный стандарт делился на три части: федеральный компонент, региональный компонент и школьный компонент. Эта система подразумевала, что регион может ввести (а может и не вводить) тот или иной предмет: например, Москвоведение в Москве не предполагает обязательности его изучения в Твери или на Алтае. А школьный компонент – это вообще введение предмета по желанию школы, родителей, детей. Теперь же эта система изменяется. Фактически, остается только федеральный компонент, то есть обязательный абсолютно для всех. Но он, вероятно, будет состоять из стандартных образовательных областей, как я уже говорил выше – филология, естествознание и т.д.. Вот такой, новой образовательной областью учебного плана и должна стать духовно-нравственная культура! То есть, не преподавать будет нельзя, а что именно преподавать - будет решаться в зависимости от ситуации. Например, Татария может ввести для целого ряда школ основы исламской культуры, в Калмыкии, предположим буддийская культура, в еврейских школах – еврейская культура. А для тех, кто не верит в Бога и не принадлежит ни к каким религиозным направлениям, - основы нравственной этики.
-- Ну хорошо, а что если часть учащихся желает изучать православную культуру, часть -- ислам, а часть -- буддизм. Может же такое быть? -- Конечно. Тогда школа, а перед этим региональное управление по образованию будут обязаны предоставить учителей. А не предоставят -любой родитель будет иметь право подать на них в суд за несоблюдение закона. Если выясняется, что в школе представители разных религий, придется организовывать разные учебные группы. Но ничего страшного тут нет: ведь так преподают в школах иностранный язык: класс делится на группы по десять-двенадцать человек - и они расходятся. А уж если в школе несколько языков - то и подавно! Никакая структура класса при этом не разрушается - просто все занимаются своим специфическим делом, расходятся на час, а потом вновь собираются на математике, литературе, на футболе…
-- Через сколько лет начнет работать эта система? Ведь нужно время для того, чтобы она наладилась. -- Да, она будет вводиться постепенно. Первые два или три года это будет осваиваться только в начальной школе. Следующий этап - это будет уже основная школа. И последний этап - старшая школа. Такая постепенность нужна для того, чтобы не обрушивать на школы в одночасье новый предмет и дать министерству образования накопить и систематизировать опыт. Хотя, как вы знаете, во многих регионах курсы духовно-нравственной культуры уже с успехом ведутся. В «русских» регионах - там, где русское православное население составляет большинство, то есть, в Центральной России, в большой части Сибири и Дальнего Востока - это основы православной культуры. В некоторых регионах изучаются основы ислама – они уже массово преподаются, например, в Ингушетии и Чечне.
-- А не может так получиться, что наступает 1 сентября 2009 года, о котором говорил Патриарх, и православная составляющая еще как-то готова работать, а для всех прочие -- нет, и кадров для преподавания нет? -- Вообще-то я рекомендовал бы ознакомиться с результатами мониторинга соблюдения принципов свободы совести и вероисповедания при изучении курсов по истории и культуре религий, представленных на сайте Комиссии по вопросам толерантности и свободы совести Общественной палаты РФ. Так вот процент школ и учащихся, изучающих историю и культуру ислама и иудаизма значительно выше, нежели изучающих православную культуру. В десяти регионах этот курс вообще отсутствует, в десятках регионов этот курс изучают не более, а чаще - менее тысячи учащихся.
-- Но нас, конечно, гораздо более волнует проблема кадров для преподавания православной культуры. Как с этим? -- Конечно, проблема профессиональной подготовки стоит достаточно остро. Ни в коем случае нельзя, чтобы в школы пришли энтузиасты, неумные любители, которые святее «папы римского». Здесь нужны люди профессионально подготовленные. За подготовку кадров отвечают государственные органы: Министерство образования, Российская академия образования, Федеральный институт развития образования. И - что самое важное – Педагогические университеты, Академия повышения квалификации работников образования РФ, Региональные институты повышения квалификации по договоренности с традиционными религиозными организациями и должны будут готовить учителей. Вот так и будут «коваться кадры» для преподавания духовно-нравственной культуры – ДНК нашего Отечества.
Ученики 4-го класса общеобразовательной средней школы № 40 города Белгорода на уроке «Основы православной культуры»
-- Но вы же понимаете, что к 2009 году должного количества обученных кадров по православной культуре у нас не будет? -- Не будет.
-- А что же делать? Кто будет преподавать? -- Значит, пока нет людей - никто преподавать не будет. Прошу прощения за аналогию, но у нас в свое время была проблема с психологами для школ. Московский и Петербургский университеты выпускали по сто-двести человек на всю страну. И тогда было принято решение, как после гражданской войны, об ускоренной подготовке психологов - появились так называемые девятимесячные психологи. Они выпускались тысячами, десятками тысяч, они сразу окунались в работу, они барахтались, набивали себе шишки там – но, тем не менее, у нас сложилась система психологической службы в школе. И здесь получается та же самая ситуация.
-- Вот все и боятся этих самых «девятимесячных» преподавателей православной культуры. Не наломаю они дров на уроках? -- А вот это уже зависит, извините, от Церкви. Епархия - по просьбе региональных управлений образования – должна обеспечить институты повышения квалификации не только преподавателями, но и, самое главное, экспертами, которые будут аттестовывать будущих учителей! И не сдав экзамена, никто не сможет прийти в класс на урок православной культуры. Правда, нормативно это пока никак не оформлено, но есть уже примерное Соглашение о сотрудничестве, выпущенное Министерством образования и науки РФ, и определяющее именно такую практику. Это письмо от 13 июля 2007 года, если его начинать реализовывать, то и в 2009 году будет хорошая основа.
-- А нет ли опасения у вас, как у психолога, что неталантливое преподавание православной культуры вызовет обычное школьное отторжение у детей? Знаете, некоторые люди всю жизнь отказываются взять в руки Пушкина или Гоголя, помня школьное отвращение… -- Да, это может быть. Примеров масса: известно, что многие революционеры были из семинаристов, которые готовились стать священниками. Отвращение будет в том случае, если учебный процесс будет выстраиваться бездарно. Но здесь опять-таки вся надежда на епархию! Вы поймите, успех будет только в том случае, если будет соработничество государства и Церкви!
-- Еще некоторые православные родители задают такой вопрос: зачем нашим детям изучать православную культуру? Они и так все знают: в церковь же ходят! -- Таким детям курс православной культуры нужен не меньше, чем всем остальным. Ведь во время богослужения в храмах не происходит освоение истории и культуры православной – в смысле, не должно происходить. Батюшка должен заниматься другими вопросами: служить, исповедовать, исполнять требы. Воскресная школа – может быть. Но, во-первых, она не везде и не всегда на большой высоте. А во-вторых, сегодня складывается особое направление в психологии - «антропологическая психологии», или - «психология человека», в центре которой ставится человек во всех своих телесно-душевно-духовных измерениях. Ну, так вот, мы ничего не сможем понять ни в человеке, ни в отечественной культуре без полагания исходного духовного основания. Без него мы не сможем понять и объяснить складывающиеся нравы, обычаи, уклад жизни. Нам нужен некий фундамент. Этого, конечно, батюшка преподать между службами и требами не может. Но и наоборот, ни один преподаватель православной культуры не будет иметь права требовать от ученика, чтобы он постился или ходил на исповедь. У всех должны быть свои функции, и они не должны пересекаться.
-- Еще один часто задаваемый вопрос: а как предполагается аттестовывать знания учеников? Неужели ставить двойки по православной культуре? -- Да, это вопрос открытый, у меня готового ответа на него нет. Я уверен, что нельзя ставить двойки, тройки или ещё что-то там. Может быть, лучше по примеру ВУЗов сделать систему зачётов? Вот эта работа тебе не зачитывается, просто потому, что ты её не сделал. А если ты её сделал, то пусть у преподавателя и осталась масса вопросов, но у тебя зачет. То есть работа становится предметом доброжелательного разбора и анализа, а не предметом милицейской оценки. Кстати, в «Концепции включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» все эти вопросы подробно рассмотрены. (Она опубликована в сборнике материалов и документов «Православная культура в школе. Практика, проблемы, перспективы», подготовленном для 16 Международных Рождественских образовательных чтений). В частности, там прямо указывается, что уровень и качество подготовки обучающихся, текущая успеваемость («срезы знаний») по всем учебным предметам образовательной области ДНК государственными и муниципальными органами управления образованием не контролируются и не оцениваются. Возможна качественная оценка по всей области ДНК, а не отметки по отдельному предмету или его отдельному разделу.