Что такое «девство Христа ради»? Почему вообще в христианстве девственности придается такое значение? Максим Монашескую жизнь в мире называют «девством ради Христа». Это значит, что человек посвящает свою жизнь Богу, принимает обеты верности Христу. Но прежде чем принять монашество, желательно испытать себя. В таких случаях молодой человек или молодая девушка могут жить в миру, работать, жить церковной жизнью, прислуживать в храме и иметь друзей, не теряя своей чистоты и пытаясь услышать, к чему их призывает Господь, к монашеству они призваны или к семейной жизни. Ведь можно жить чисто и не принимать монашеских обетов, потому что есть такая замечательная пословица – «лучше не называться и быть, чем называться и не быть». Да, отчасти это может быть подготовкой к монашеской жизни – ведь со временем может возникнуть желание уйти в монастырь. Но даже если монашеством дело не кончится, человек совершенно ничего не потеряет. Всякая праведная жизнь благословлена Богом, и неважно, ведет человек семейную жизнь, хранит девство из любви ко Христу и его заповедям или становится монахом. Девство, чистота всегда почитались в христианстве, да и вообще девство является для человека более естественным и гармоничным состоянием, чем связи без брака или до брака. Ведь почему важно «донести» себя до брака в чистоте? Чистота отношений влюбленных до брака обычно становится надежным фундаментом семейной жизни (а чем еще проверить верность, если не воздержанием?). А память о прошлых связях, мне кажется, со временем способна разрушить любые отношения. Конечно, покаяние в изначальном понимании этого слова (метанойа по-гречески – буквально «перемена разума») может многое исцелить и исправить, но память ничем не очистишь. Человеку по мере усиления его духовной борьбы будут приходить яркие соблазнительные воспоминания, которые волей-неволей станут отравлять его жизнь. От этого очень сложно уйти, и нецеломудренных людей по-хорошему очень жаль, потому что они сами, кирпич за кирпичом разбирают фундамент своей будущей семейной жизни. А ведь от правильно заложенного фундамента зависит устойчивость всего здания… Современные девушки часто под влиянием мнения своих подруг и телевидения боятся не того, что могут утратить девственность, а того, что могут ее не утратить, бывают и такие мысли – а вдруг меня больше никто не полюбит?.. Но это же просто безумие. На что в итоге купится тот человек, которому она отдаст свою чистоту? На тело. А душа? Где будет душа в этот момент?.. Потом, после расставания, люди говорят – мы просто не сошлись характерами. Но ведь с этого-то как раз и нужно было начинать! Да, Господь исцеляет все сердца, и настоящее покаяние способно исправить любую ошибку. Но надеяться на то, что потом хватит сил на такое глубокое изменение себя – все равно что прыгать с самолета с зонтиком вместо парашюта и надеяться приземлиться живым. Да, иногда может повезти, и упадешь в сугроб, но такие случаи никогда не станут правилом. Так что лучше себя не доводить до состояния, когда для возврата к чистоте тела и души понадобится такая сила воли, которая далеко не у каждого может найтись.
Бывают ли вещие сны? Ольга Чаще всего бывает, что, если верить в сны, особенно в дурные – то они и сбудутся. А если их забывать – не сбудутся. Почему так? Никакой мистики тут нет, просто если человек находится под впечатлением от дурного сна, то часто попадает именно в ту ситуацию, которой боится, потому что от страха теряет трезвомыслие. К примеру, человеку приснилась авария. Он уже едет неуверенно, нервничает, и эта его нервозность как раз и приводит к аварии. А он потом говорит: «Сон в руку!». Но если бы он спокойно отнесся к ночному кошмару, разве его сон сбылся бы? Нужно жить трезво и спокойно. Спокойно утром помолиться Богу, выпить чашку кофе и забыть. Больше всего люди боятся негативных снов, и тогда страх отравляет им жизнь, негатив продолжается и наяву. Святые отцы, например, Иоанн Лествичник, советуют после пробуждения как можно скорее забыть тот сон, который приснился, потому что мы живем не снами, а явью, это кредо христианской жизни. И не надо бояться «пропустить» какую-то весть от Бога, не поверив какому-то «вещему» сну. Бог все равно сумеет донести до нас Свою волю. Он хочет от нас трезвомыслия. Преподобный Амвросий Оптинский так говорил: «Ничего не желай во сне видеть, а то с рожками увидишь». Так что даже если человеку все время снятся «вещие» сны «от Бога», где гарантия, что это именно Бог подает ему знаки, и что завтра тому же человеку не приснится сон совсем иного порядка?.. Тот же преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Не должно вспоминать прошедшее и сны, и сны не надо рассказывать». Поэтому откровениям во сне доверять никогда не стоит. А все «сонники» и гадания по снам – лишь шарлатанство или коммерция, и ничего больше. ■