Вопросы веры: как причастить нецерковную бабушку, можно ли смотреть фильмы ужасов и др.
Как бы причастить нецерковную бабушку? Несколько лет назад я начал ходить в храм, постоянно исповедоваться и причащаться. К сожалению, мои родственники люди нецерковные, хотя и крещеные. Они терпят мою церковную жизнь, но сами в храм ходить не хотят. Я переживаю за них, а особенно за старенькую бабушку. Ведь если она умрет без покаяния и причастия -- она погибнет? Я чувствую свою ответственность, кроме меня некому рассказать ей о Боге, подтолкнуть к таинствам. Но будет ли она меня слушать? А если согласится -- не станет ли ей такое причастие данью традиции, не будет ли оно в осуждение? Владимир
Отвечает протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ, настоятель Покровского храма в подмосковном селе Акулово: -- «Нет пророка в своем отечестве» -- трудно миссионерствовать среди домашних, тем более непросто учить родителей и бабушек с дедушками, которые совсем недавно учили вас. Прежде всего, я бы посоветовал за бабушку молиться. Потом начать потихоньку что-то ей рассказывать. Может быть, стоит даже делать это не самому, а через кого-то внешнего. Попробуйте пригласить в гости священника. Не для исповеди или соборования, а просто так, побеседовать. Подготовьте бабушку к его приходу. Это будет хороший повод и самому что-то рассказать. Начните с традиций. Обычно это самое действенное. Ведь ее родители и родители ее родителей были православными, они ходили в храм, участвовали в таинствах. Если бабушка в итоге согласится причаститься -- не бойтесь, что она это сделает только из-за дани традиции или чтобы угодить вам. Не думаю, что многие из тех, кто сознательно приходит к причастию, действительно понимают, что с ними происходит. Во время войны у многих были с собой крестики и иконочки, вы думаете, они специально думали об этом? Мать сунула в карман, да и все дела. Но Господь охранял этих ребят по молитвам их матерей, потом они поняли это. Мой отец, когда был молодым, жил на Арбате рядом с храмом Николы в Плотниках. Там служил дед протоиерея Владимира Воробьева, его тоже звали отец Владимир Воробьев. Папа в храм не ходил, молодой был, увлекался разными модными в то время течениями. Тогда бабушка, его мама, сказала ему: «Мишенька, милый, сходи в храм, причастись -- я тебе в ножки поклонюсь!» Он говорит: «Ну что ты, мама, я так схожу, не надо в ножки…» И пошел. На клиросе девушки пели, красавицы, коса до пояса, так всю службу и проглазел на них. Подошла его очередь исповедоваться. Батюшка сидел на скамеечке, папа встал рядом на колени. Отец Владимир спрашивает: «Ну что, молодой человек, что скажете?» Он говорит: «Нечего мне сказать». Батюшка спросил: «Так что же вы пришли?» А отец отвечает: «Меня мама просила». «Ах, мама просила», -- сказал отец Владимир, накрыл его епитрахилью и ничего больше не спросил, пригласил назавтра на причастие. «Встал я с колен, -- рассказывает папа, -- смотреть ни на кого не могу, как полились у меня слезы, будто из крана вода! Ничего батюшка не спросил, а я другим человеком из-под епитрахили вышел!» Вот что значит молитва родных и послушание матери. Конечно, «невольник -- не богомольник», но он согласился все-таки пойти. Молитесь за бабушку и действуйте аккуратно. Только не отчаивайтесь, если не удастся добиться быстрых результатов. Володя, Господь любит вашу бабушку не меньше вашего, и даже больше. Он тоже хочет ей спасения, может быть, просто не пришло еще время. Положитесь на волю Божию.
Святые камушки? Из паломнических поездок у меня скопилось множество разного рода святынек: камушков, листочков, цветочков, сухариков, земельки, маслица и много чего еще. Они пылятся на полках, рассыпаются, портятся и, честно говоря, радости мне приносят уже мало, а как от них «благочестиво избавиться», я не понимаю. Ольга
Отвечает игумен СЕРГИЙ (Рыбко), настоятель храма сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище: -- Если бы я не передаривал то, что мне дарили на протяжении тридцати лет, как я в Церкви, то мне бы пришлось заводить целый ангар для святынек, книг, иконочек и прочего. Поэтому я считаю, что это очень естественное дело передарить кому-нибудь хорошую вещь, но, конечно, тем людям, которые достойно с ней обойдутся! Всегда найдутся рядом люди, кому именно это нужно, кто будет рад получить такой подарок. Подойдите к процессу творчески: человеку малоцерковному можно вручить какую-нибудь веточку или камушек с миссионерской целью. Расскажите историю, связанную с этой вещью, если это камушек с Синая, расскажите про Моисея, про святую Екатерину. Для него этот камушек станет дорогим подарком, который несет в себе не только благодать святого места, но и какую-то интересную информацию. Что еще можно делать со скопившимися святыньками? Могу посоветовать прикреплять святыньки к соответствующим иконочкам. Например, немного земельки со святой Канавки можно наклеить в уголок иконы преподобного Серафима Саровского. Маслице от Федоровской иконы поставьте рядом с ней и расходуйте, не надо хранить его долгие годы! А все что можно кушать (просфорки, сухарики из Дивеева) -- нужно кушать! Не храните на последний день! Если уж святыньки стали для вас обузой и потеряли свой, так скажем, «товарный вид», чтобы подарить их кому-то дальше, то можно их сжечь или закопать в таком месте, где никто не ходит -- в лесу, в цветочном горшке или в парке под кустом.
Фильмы ужасов -- это вредно? Недавно мои друзья подарили мне, как они сказали, «хороший фильм в жанре horror». Но, честно сказать, я засомневался: а можно ли православному человеку смотреть фильмы ужасов? Так и не знаю, что теперь с этим диском делать? С уважением, Миша
Отвечает протоиерей Илия ШУГАЕВ, настоятель храма архангела Михаила г. Талдома: -- Я бы изменил формулировку вопроса. Вместо «можно ли?» поставил «полезно ли?». «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12); «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (1 Кор. 10, 23). И второе, чтобы я изменил бы в вопросе, -- это убрал бы слово «православному». Чем православные хуже или лучше других людей? Или они сделаны из другого теста, или они прилетели с Марса или Луны? Все люди обладают одинаковой человеческой природой, и законы (духовные и душевные, то есть психологические) одинаковы для всех людей. То, что полезно христианину, полезно любому, то, что вредно христианину, вредно любому другому -- и мусульманину, и католику, и протестанту, и язычнику, и безбожнику, и даже сатанисту. Те, кто фильмы ужасов смотрит, делают это по разным причинам. Кто-то из любопытства, и кому-то одноразовый просмотр фильма будет чем-то вроде прививки. Посмотрел, увидел, что там ничего хорошего нет, и теперь у человека не будет потребности смотреть фильмы ужасов. Но даже однократный просмотр фильма для духовно некрепкого человека может быть вредным. Потребность постоянно смотреть фильмы ужасов появляется в том случае, когда картина мира, изображаемого в этих фильмах, близка мироощущению зрителя. Но человек, который видит мир в черных красках, -- духовно болен. Самоубийство, алкоголизм и наркомания уносят всех, кто заражен этой болезнью. «Да что вы сгущаете краски? -- скажет Миша. -- Я не наркоман и не алкоголик, я уже зрелый человек, мне от просмотра этого фильма ничего не будет! Мне просто хочется пощекотать себе нервы». Действительно, степень болезни бывает разная. Но смотреть интересно только то, что созвучно твоей душе, и значит, болезнь в тебе уже есть. Тогда надо ставить вопрос так: «Просмотр фильмов ужасов укореняет твою болезнь или избавляет от нее?» Есть еще один вариант потребности смотреть фильмы ужасов -- исследовательский, когда человек занимается киноискусством. Если он смотрит фильмы без сочувствия к ним, то вред от фильмов будет гораздо меньше, но назвать просмотр в этом случае совсем безвредным нельзя. У святых отцов есть такой образ: если в кувшин часто наливают нечистоты, то постепенно сосуд пропитывается их запахами, как будто он постоянно наполнен ими.
Каждому свое житие Я люблю читать жития святых. Такое чтение мне ближе и как-то проще дается, чем чтение проповедей или лекций по догматическому богословию и литургическому преданию. У меня есть сборники Димитрия Ростовского, но я их уже практически все прочитала. Расскажите, пожалуйста, есть ли еще какие-то жития святых, кроме тех, которые собрал Димитрий Ростовский? Чем они все друг от друга отличаются? Мария
Отвечает Виктор ЖИВОВ, доктор филологических наук, заместитель директора по научной работе Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН: -- Жития святых -- это, вероятно, самый популярный литературный текст. В XIX веке их издавалось больше, чем Пушкина и Лермонтова, вместе взятых! Можно найти сборники для разного рода читателей: для благочестивой старушки, для молодого человека, для неофита. Одни люди любят, чтобы было побольше чудесного, а другие -- побольше назидательного. Например, есть такая книжка Евгения Поселянина -- «Полное собрание житий святых Православной греко-российской Церкви», оригинальное издание 1908 года, перепечатанное в Москве в 1992 году. Такой аккуратный пересказ для самого широкого круга. Для человека более ученого есть книга епископа Черниговского Филарета (Гумилевского) «Жития святых, чтимых Православной Церковью со сведениями о праздниках и чудотворных иконах», я слышал, что ее недавно переиздавали. Для читателя попроще есть сборник из 12 томов (они все обычно состоят из 12 томов -- по количеству месяцев в году) «Жития святых, чтимых российской православной Церковью, а также чтимых греческой Церковью, южнославянских, грузинских и местных, чтимых в России», этот сборник составил Дмитрий Иванович Протопопов. Ценители оригинальных текстов могут подобрать себе для изучения греческие переводы тех житий, которые были написаны в VI-VII веках -- жития египетских, сирийских, палестинских подвижников или монахов -- «Палестинский Патерик», «Луг духовный», до революции их издавало Православное палестинское общество. Есть и их пересказы более простым языком, сделанные в XIX веке. Если нашего читателя интересуют русские святые и есть склонность к чтению оригинальных текстов, а не позднейшего пересказа, ему можно посоветовать «Библиотеку литературы Древней Руси», которая издается Пушкинским домом в Петербурге. Они выпустили уже 14 томов, дошли до XVI века. Туда вошли жития основных русских святых, которые были к тому времени написаны. Там есть русский перевод и оригинальный церковнославянский текст. Я не говорю о том, что есть некоторое количество сборников, появившихся в последнее время и так и называющихся -- «Жития русских святых». Что-то в них перепечатано из XIX века, что-то наново составлено, скажем про новомучеников, которых, как вы знаете, очень много и не всех жития известны до конца. Заходите в любую книжную лавку -- там все это продается в громадном количестве, на любой вкус!