Опубликованная на нашем сайте заметка Марины Ярославцевой Пост: в ожидании чуда об одном опыте поста, вызвала продолжительную дискуссию, как на нашем сайте, так и на просторах Интернета. Предметом столь активного обсуждения стали не только мысли, высказанные в статье (как раз в основной мысли о необходимости поста по силам, были согласны и автор, и критики ), скорее, это можно было назвать дискуссией о наболевшем – о той мере индивидуального поста, которой должен следовать православных христианин, чтобы и Богу послужить, и силы не растерять.
Мы попросили священников ответить на некоторые вопросы дискуссии, сегодня мы публикуем первый отклик иерея Димитрия Карпенко, клирика Белгородской епархии, заместителя главного редактора молодежного журнала «Новый Ковчег».
Всякий раз, когда наступает время поста, проявляется главная его проблема – гастрономическая. С этой точки зрения сегодня поститься легко, множество различных подсластителей и заменителей идентичных натуральным продуктам, когда можно и букву соблюсти и чрево потешить. Очень удобно – и душе, и, как говорится, телу. Мы очень любим рассуждать, что можно, а чего нельзя есть, забывая о главном, пост – это прежде всего время, когда мы должны разучиться грешить, и кулинария должна быть нашим средством, а не целью.
Но вопросы не смотря ни на что возникают всякий раз. Что делать если нас одолевают болезни? Что делать если нет возможности готовить постную пищу? Как правильно поступать беременным женщинам? Раз есть подобные вопросы, значит должны быть и ответы. С одной стороны мы понимаем, что совершенный пост для больных людей, либо для беременных женщин невозможен, с другой стороны, этих людей постоянно гложет чувство вины за то, что они делают что-то ни так, если они позволяют себе определенные послабления в еде. В глазах собратьев верующих не хочется выглядеть нарушителем церковных устоев, и поэтому мы спешим к батюшке, чтобы он благословил нам диету, и тогда мы со спокойной совестью будет есть то, чего другим будет нельзя. Конечно, это правильно, когда мы советуемся с духовенством, но мы должны понимать, что мы всегда сами несем ответственность за то, каким образом поступаем.
Всегда легко переложить ответственность на другого и сказать: «а это меня батюшка благословил!», забывая, что пост, не смотря на то, что мы едим, а чего нет, всегда остается постом. Если мы стали христианами не по велению времени, потому что мы русские, и так принято, а потому, что мы действительно хотим жить вместе с Богом, мы должны понимать, что христианство – это постоянная ответственность. Нет такого времени, когда мы можем сказать: «ну вот, можно немножечко расслабиться, сегодня вечером я побуду чуть-чуть нехристианином». Хотя нет, сказать мы так, конечно, можем, и очень часто так себе и говорим, но это уже далеко не христианство, а его полная противоположность. Так что, у христиан нет времени на то, чтобы тратить его впустую. Вся наша церковная жизнь должна устремлена к одной цели – Христу.
Так а зачем же тогда пост? Зачем люди мучают себя, ограничивают в пище, когда можно просто быть «хорошим человеком»? Но «хороший человек» - не профессия, и мы призваны к тому, чтобы быть хорошими христианами, а это немыслимо без осознания того, насколько мы сами по себе плохи. Пост – это время осознания своей собственной ограниченности, физической и духовной. Именно в это время мы понимаем насколько мы слабы, и насколько наших собственных человеческих сил не хватает для того, чтобы победить элементарное – «себя любимого». Но невозможное человеку - возможно Богу, и именно осознания своего собственного бессилия, первый шаг на пути к спасению.
Пост – это время жертвы, жертвы духовной. «Яко аще восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:18-19). Каждый день мы читаем слова этого псалма, но каждый ли день мы задумываемся о его смысле? Библия – это не «Книга о вкусной и здоровой пище», Библия – это книга о нашем спасении.
Но как, все таки, поступить конкретным людям в конкретной ситуации? Ситуации бывают разными, и способы разрешений этих ситуаций бывают также очень разными. Было бы легко всех подогнать под одну схему, и этой схемой руководствоваться, но христианство – это не схема, а жизнь.
Каждый из нас всегда должен помнить о своей собственной ответственности перед Богом, поэтому решения принимать нам самим, а для того, чтобы в этом решении не ошибиться, нужно не только прикладываться к Евангелию перед помазанием, но иногда и читать, что написано в нем: «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27).