— Русская Православная Церковь активно вовлечена в межкультурный и межрелигиозный диалог как на национальном, так и на международном уровне. И приглашение выступить перед Парламентской ассамблеей Совета Европы я расцениваю как свидетельство высокой оценки вклада нашей Церкви в укрепление единства европейского континента. В основе деятельности СЕ лежит уважение к правам человека и универсальным нравственным ценностям. Я рад тому, что Совет Европы признает важность межрелигиозного и межкультурного диалога, способствующего достижению взаимопонимания между народами.
Православная Церковь уважает мировоззренческий выбор нерелигиозных людей и их право влиять на общественные процессы. Однако она не может положительно воспринимать такой уклад общественной жизни, при котором в центр всего ставятся исключительно свобода и самовыражение личности. Ведь душа и разум человека, по православному учению, помрачены грехом, и потому мы не можем достичь нравственного идеала только своими силами. С нашей точки зрения, свобода должна быть сопряжена с нравственностью и ответственностью. Стремление к абсолютизации человеческого разума, прав и свобод теряет смысл и становится опасным для личности и общества без стремления к абсолютизации нравственности. Именно поэтому, будучи готовой к сотрудничеству с людьми нерелигиозных убеждений, наша Церковь не приемлет идеи монополии этих убеждений на общественную жизнь. Мы стремимся к утверждению нравственных ценностей в процессе принятия властью и обществом различных решений. Мы добиваемся признания легитимности религиозного мировоззрения как основания для общественно значимых деяний, в том числе государственных, и как одного из истоков национального и международного права.
— Часто говорят, что сегодня первая религия европейцев – это безразличие к религии. Думаете ли Вы, что христианство Востока и Запада теряет скорость на этом континенте?
— Я бы не торопился с обобщениями. Думаю, что ситуация не столь проста, как представляется. Кроме того, я живу в России и могу оценивать те или иные тенденции, характерные для современной Западной Европы, только опосредованно. Мы знаем на основании статистических данных, что число верующих-христиан в Европе сокращается. Может быть, и так. Но нас беспокоит другое. Некоторые европейские протестантские церкви отказываются от традиционных христианских ценностей. Одобрительно относятся к абортам. Начинают «благословлять» «однополые браки», ординировать открытых гомосексуалистов. Все эти факты являются неприемлемыми для православных христиан, для которых аборт во все времена приравнивался к убийству, а гомосексуальные отношения считались грехом, поскольку он осужден в Священном Писании.
Так что сегодня беспокоит не столько сокращение количества христиан в Единой Европе, сколько «качество», если можно так выразиться, их веры. В то же время Русская Православная Церковь скорее укрепляет свои позиции в Европе, чем «теряет скорость». С каждым годом наших приходов здесь становится все больше. В Германии создается монастырь. Заканчивается строительство храма в Риме. Здесь, в Страсбурге, недавно был основан приход во имя Всех святых. Весьма важным фактором для укрепления Православия в Европе явилось воссоединение Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом, состоявшееся 17 мая этого года. В Европе много приходов Зарубежной Церкви. Большинство из них были основаны еще в XIX и в начале XX века. Мы только начали совместные труды, но они обещают быть очень плодотворными.
— В начале сентября в Сибиу, Румыния, собиралась III Европейская межхристианская ассамблея. Ваш высокий представитель на этой ассамблее митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл осудил моральные уклонения некоторых протестантских церквей, например в отношении абортов, гомосексуализма и статуса эмбриона. Не компрометирует ли это экуменическое действие?
— Проблема действительно есть. Я говорил об этом выше. Для православных аборт — это убийство, а гомосексуализм — тяжелый грех. И верующие люди в России часто задают нам вопрос: как наша Церковь может участвовать в межхристианских встречах вместе с грешниками? Но самоустраниться от проблемы — это самый легкий путь. Необходимо разъяснять нашим партнерам позиции православных по отношению к этим болезненным вопросам и призывать их одуматься, вернуться к учению Нового Завета и древней апостольской Церкви. Кроме того, далеко не все члены протестантских церквей на Западе разделяют «новшества», принятые руководством их церквей. Они протестуют, хотя им трудно, поскольку часто первоначальный импульс для принятия греховных решений исходит от руководства различных стран, стремящегося, например, к признанию законности гомосексуальных «браков».
Нам кажется, что, выступая с осуждением утраты христианских ценностей частью протестантов, мы помогаем здоровым силам внутри самих протестантских сообществ в их противостоянии греху. И мы видим некоторые результаты своей деятельности. В недавнем прошлом многократно делались попытки рассмотреть в одобрительном ключе положение гомосексуалистов в церкви в рамках Всемирного совета церквей и Конференции европейских церквей. Наша Церковь жестко выступила против и поддержка упомянутых групп прекратилась. Теперь данные вопросы на больших экуменических форумах не поднимаются. Также положительно мы оцениваем решение Епископальной церкви в США, принятое 21 сентября этого года, о прекращении рукоположения в сан пастора и епископа гомосексуалистов. Все эти факты внушают некоторый оптимизм и понуждают представителей нашей Церкви продолжать усердную работу по защите нравственных ценностей в рамках межхристианских международных механизмов.
— Ватикан сделал несколько жестов в сторону Русской Православной Церкви с момента избрания Папы Бенедикта XVI, как, например, недавнее назначение в Москву монсеньора Паоло Пецци архиепископом латинского обряда. Смешанная православно-католическая работа возобновила свою работу. Много ли еще остается преодолеть препятствий на пути проведения встречи между Вами и Папой в Москве или в другом месте?
— Убежден, что встреча Предстоятелей двух крупнейших христианских Церквей должна стать ярким свидетельством разрешения трудностей, которые, к сожалению, все еще существуют в отношениях между православными и католиками. Проблемы эти хорошо известны. До сих пор объектом проповеди католического духовенства и представителей монашеских орденов подчас становятся люди, принадлежащие к Православной Церкви по крещению или семейным корням, а также дети из малообеспеченных или неполных семей. Кроме того, далеки от нормализации отношения между православными и греко-католиками на Украине. Руководство Украинской Греко-Католической Церкви необоснованно претендует на статус общенациональной Церкви, что является вызовом для православных украинцев, составляющих основную часть населения страны. В результате насильственного перераспределения церковной собственности, произошедшего в конце 1990-х годов, многие православные приходы оказались лишенными возможность совершать богослужения в храмах.
— После Страсбурга Вы будете в Париже, гостем Католической Церкви Франции. Какое значение Вы предаете этому первому визиту Предстоятеля Русской Православной Церкви в эту страну?
— Для меня это не первая поездка во Францию, хотя в качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви я посещаю вашу страну впервые. Своему визиту я придаю большое значение. В силу исторических судеб многие русские люди оказались на французской земле. Многие из них бежали от репрессий безбожного режима, не только каравшего любое несогласие с властью, но и истреблявшего веру в русском народе.
Православие присутствие в современной Франции многообразно: существуют епархии и приходы, принадлежащие к юрисдикции различных Православных Церквей. Это многообразие традиций составляет отличительную особенность церковной жизни во Франции, и наша общая задача — хранить и поддерживать его без ущерба для той или иной части многонациональной православной паствы вашей страны. Искренне надеюсь, что мой визит, встречи с собратьями-архипастырями, духовенством и верующими позволит укрепить православное единство во Франции, засвидетельствует, что мы едины во Христе Иисусе.
— Общественное мнение Франции и Европейского Союза иногда беспокоится о ситуации с правами человека в Вашей стране. Правы ли они? Имеет ли Ваша Церковь свободу слова по этой теме?
— Безусловно, институты народовластия и механизмы защиты прав человека в России находятся в процессе формирования. Вместе с тем, часто вопросы прав человека становятся предметом политических спекуляций. Политизация проблемы прав человека — не российская особенность. К сожалению, эта тенденция носит общемировой характер и обусловлена стремлением использовать заботу о правах человека не в интересах личности, а для решения сомнительных задач. В этом случае, на мой взгляд, человек рассматривается как средство, что является явным принижением его богоданного достоинства.
Проблеме соблюдения прав, достоинств и свобод человека Русская Православная Церковь уделяет все большее внимание. Теме прав и достоинств человека был посвящен X Всемирный русский народный собор, проходивший при активном участии Церкви в апреле 2006 в городе Москве. Собор подчеркнул нерушимую связь свободы человека с нравственной ответственностью. К сожалению, в современной концепции прав человека почти выхолощен нравственный элемент, и уже редко кто помнит о том, что права неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью человека. В российском обществе вызывает широкую озабоченность радикально-либеральное прочтение концепции прав человека, что приводит к росту эгоизма и крайнего индивидуализма, грозящему разрушением общественного благосостояния.
Наша Церковь много говорит о проблемах богатства и бедности. Им был посвящен XI Всемирный русский народный собор, состоявшийся в этом году. Когда вызывающая роскошь единиц соседствует с крайней бедностью миллионов, Церковь чувствует свой долг возвышать пророческий голос в защиту справедливости.
— Ваше Святейшество, Вы будете молиться с монсеньором Гралле в Страсбурге, с монсеньором Вен-Труа и кардиналом Рикаром в Париже, со многими католиками. Надеетесь ли Вы однажды вступить в евхаристическое общение с католиками?
В ходе моего пребывания во Франции запланировано участие во многих мероприятиях, где также будут присутствовать высокопоставленные представители Католической Церкви Франции. Отсутствие полного общения между нашими Церквами не позволит нам вместе предстоять перед святым престолом. Тем не менее, мы сможем поклониться великим христианским святыням, бережно хранимым Католической Церковью Франции.
Относительно возможности полного евхаристического общения между православными и католиками хотел бы заметить, что это находится всецело в воле Божией. Для каждого христианина актуальны слова Спасителя: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13. 35). Однако в стремлении к богозаповеданному единству мы должны избегать компромиссов, затрагивающих существо вероучения. Нельзя забывать, что единство выражается в полном согласии в исповедании веры и только это, по учению Православной Церкви, может быть основанием для совместного совершения Евхаристии.