Вышла в свет новая книга протоиерея Александра Ильяшенко «Большая семья – большие надежды». Книга носит публицистический характер и посвящена острой теме – демографическому кризису, который переживает наш народ, и который грозит ему историческим небытием. Автор видит выход из кризиса в возвращении к историческим ценностям, традиционной нравственности, в восстановлении престижа большой семьи. В книге приводится ряд малоизвестных исторических фактов и содержится оригинальный анализ некоторых современных событий. Предлагаем отрывок из новой книги.
В огромном многомиллионном городе Москве по состоянию на 1 марта 2007 года на учете в органах социальной защиты населения состояло 23,6 тысяч многодетных семей, которые в общей сложности насчитывают всего 76 тысяч детей. [1] Таким образом, доля детей из многодетных семей, то есть семей, имеющих по трое и более детей, составляет около 0,7% населения города.
Еще сравнительно недавно большие семьи были нормой, а рождение детей – желанным. В наши дни характерным явлением стали бездетные семьи, или семьи с одним, двумя детьми, а когда речь заходит о больших семьях можно услышать и такое категорическое утверждение: «Нищету плодят многодетные родители, имеющие невысокий интеллектуальный, культурный и материальный уровень!». Очевидно, такое мнение далеко от действительности: ведь 0,7% населения столицы не в состоянии оказывать влияние на условия жизни остальных 99,3%.
Массовые аборты, в год уносящие только по официальной статистике до двух миллионов жизней не рожденных детей, стали трагедией современной России. Аборты широко рекламируются СМИ, в женских консультациях и даже в вагонах метро. Это привело к тому, что в течение последних восьми лет рождаемость оказалась ниже смертности, численность населения сокращается и после нескольких десятилетий может достигнуть так называемой « point - of - no - return » – точки, за которой нет возврата, то есть сокращение населения нашей страны может стать вообще необратимым.
Наиболее ярко эти процессы заметны в крупных городах, прежде всего, в столице. Так директор Института генетики РАН академик Иванов говорил, что большие города – это топки для сжигания генофонда. Действительно, даже люди, приезжающие из южных республик в больших городах не могут иметь таких больших семей как у себя на родине.
Наш народ, отдалившись от высоких духовных идеалов, которые формировали его нравственный облик, переживает критический период своей истории. Негативные тенденции во многом подобны тем, с которыми столкнулась Римская империя, которая, перестав заботиться о появлении на свет римлян по духу и по крови, рухнула под натиском варваров. Потомки древних римлян оказались не в состоянии сохранить созданные героическими усилиями многих поколений своих предков культуру и государственность.
Для современного человека типичны широко распространенные представления о том, что общество прогрессивно развивается. Действительно, научно-технический прогресс является несомненным фактом. Но из этого факта можно сделать ложные выводы:
– прогресс существует во всех сторонах жизни общества;
– в будущем будет еще лучше, чем в настоящем;
– в прошлом было много плохого, так что о нем не следует и вспоминать.
Такой подход лишает народ исторической памяти и навязывает миф о бесспорной пользе всестороннего прогресса. Но невозможно считать прогресс в развитии любых процессов несомненным благом. Ведь и паралич может развиваться прогрессивно. Для того чтобы двигаться вперед, развиваться и в сфере высоких технологий, и в области культуры, искусства и нравственности, необходимо опираться на высшие достижения прошлого. Можно сказать, что прогресс – это достигнутые вершины. Если их предавать забвению, то деградация неизбежна.
Представления о мнимом прогрессе встречаются и на экранах телевизоров, и на страницах газет. Они являются операциями в ходе широкомасштабной информационной войны, которая ведется определенными силами с целью ослабить наш народ настолько, чтобы он сошел с исторической арены. В этой войне поражение терпит тот, кто навязываемые ему идеалы воспринимает, как свои собственные.
Идеалом была и остается чистая целомудренная, верная любовь, которая не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13:5–7).
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II , выступая на церковно-общественном форуме «Духовно-нравственные основы демографического развития России», подчеркнул, что возможность преодоления демографического кризиса лежит в нравственной области: «Светские социологи в качестве основной причины уменьшения рождаемости ставят экономику. Действительно, материальное благополучие – важная составляющая в вопросе демографического развития общества. Однако если вспомнить историю, то Россия переживала и более трудные времена в экономическом отношении, но, будучи нравственно здоровыми, люди видели в семье безусловную ценность и имели помногу детей, ответственно подходили к их воспитанию».
Именно на этом пути возможно возродить достоинство каждой человеческой личности и всего народа и привести нашу страну к величию и процветанию.
[1] Пресс-релиз Департамента социальной защиты населения города Москвы.