В январе 2009 году исполнилось 10 лет со дня смерти выдающегося современного джазового исполнителя и композитора Мишеля Петруччиани, ему было всего 36 лет. Но за такой непродолжительной отрезок времени Петруччиани успел записать более 30 дисков с произведениями собственного сочинения и объездить множество стран с концертами.
Такая музыкальная плодовитость была одновременно благодаря и вопреки его врожденному недугу – незавершенному остеогенезу. Это очень редкое заболевание. В результате врожденного генетического дефекта костная ткань не в состоянии выполнять свою основную функцию – быть опорой и надежным каркасом. Замедляется и прекращается рост, кости хрупки, «хрустальны», поэтому часты переломы от самых незначительных движений.
К счастью руки Мишеля Петруччиани были крепкими и сильными, что позволяло мальчику проводить за инструментом по 8 часов в день. Встреча с музыкой и желание связать с ней жизнь были в какой-то мере предопределены: его отец держал магазин музыкальных инструментов и сам играл на гитаре. В 4 года Мишель увидел по телевизору выступление Дюка Эллингтона. «Я хочу играть на этом,»- сказал он, указывая на пианино. В ближайшее Рождество родители подарили ему детское пианино. Однако сын потребовал настоящий инструмент, а подарок быстро разнес молотком на кусочки. Видя серьезность намерений, отец купил ему старое пианино, переделав его так, чтобы мальчик мог доставать до педалей. 8 лет мальчик занимался добросовестно и неотступно, изучая классический репертуар.
Его настойчивость в овладении инструментом скоро стала сказываться. К 9-ти годам Мишель прекрасно владел клавишными инструментами. Мальчик стал помогать отцу в магазине в качестве инструменталиста-демонстратора.
Однажды в магазин вошла некая дама и, услышав игру Мишеля на органе, пожелала приобрести такой же инструмент для своего сына. Пару дней спустя они вернулась в магазин и пыталась призвать к ответу продавцов. Дескать, ей продали неисправный орган, т.к. ее отпрыск такого же возраста, как и Мишель, никак не мог извлечь из инструмента такие же чарующие звуки. Петруччиани-старшему пришлось потратить немало времени, чтобы убедить даму в том, что дело вовсе не в органе, а в уникальных способностях его сына.
Примечательно, что письмом и чтением мальчик овладел позже умения хорошо играть на пианино. После 8-ми лет добросовестного изучения классической музыки Мишель Петруччиани переключился на джаз: его привлекали практически бесконечные импровизационные возможности джаза.
Отец много занимался с мальчиком. Нагрузки и требования в музыке были почти как у братьев. И за это Мишель был бесконечно благодарен отцу. «Он дал мне все,- пишет Мишель. Он позволил исследовать и в полной мере ощутить произведения великих джазменов. Отец научил меня тому, что жизнь музыканта это прежде всего работа, требующая постоянных усилий и много энергии. До сих пор я многому учусь у него, мнение отца чрезвычайно важно для меня, он мой самый строгий критик». Своего рода проявлением благодарности стал тур Мишеля Петруччиани в дуэте с отцом в 1992 году, который назывался «Like Father, Like Son». «Теперь настал мой черед взять тебя за руку и представить публике»,-сказал он.
А началась карьера Мишеля Петруччиани рано – в 13 лет он выступал как профессионал на французском джазовом фестивале « Cliousclat Festival ». На этом фестивале Мишель познакомился с известным трубачом Кларком Тэрри. Ему нужен был пианист и, Мишель предложил свои услуги. «Сыграй-ка мне блюз,»-скептически глядя на мальчика, сказал музыкант. Но через минуту они играли уже вместе.
К 15 годам Мишель Петручиани был уже вполне известным исполнителем у себя на родине. Он принимал участие в национальных джазовых фестивалях, играя вместе с прославленными джазовыми исполнителями, а так же выпустил свою первую пластинку.
В 16 лет Петруччиани покидает родной дом, ему хочется посмотреть мир. В конце этого путешествия в 1981 году он оказывается в Америке. В Калифорнии он знакомится с известным джазовым саксофонистом Чарльзом Ллойдом. К тому времени Ллойд несколько отошел от активной исполнительской жизни, а кипучая энергия молодого талантливого пианиста дала ему новые силы. Ллойд организовал новый квартет, куда вошел и Петруччиани. Благодаря судьбоносному знакомству с Ллойдом карьера Петруччиани стала стремительно развиваться. Три года играл Петруччиани в составе квартета Кристофера Ллойда. Затем он перебрался в Нью Йорк, где организовал собственное трио и с успехом выступал на лучших джазовых площадках. Мишель заключил долгосрочный контракт с известной джазовой звукозаписывающей фирмой Blue Note Lable и с 1986 по 1994 года выпустил 7 дисков. Многие произведения на этих пластинках были записаны с известными американскими джазменами. Параллельно Петруччиани вел активную концертную деятельность.
Внутренняя мощь и кипучая энергия Мишеля Петруччиани на первый взгляд не вязались с недугом, из-за которого он был едва виден за роялем. Из-за его небольшого роста и трудностей с передвижением к роялю его подсаживали помощники, над чем он всегда иронизировал. Выжимать слезу своим внешним видом было не в правилах Мишеля. Скоре
е слушатели могли расчувствоваться до слез от силы и эмоций, которыми было наполнено его исполнение. «Люди не понимают простую истину. Ведь чтобы быть человеком, не обязательно иметь двухметровый рост. Главное, что у тебя в голове, а не какое у тебя тело» - говорил Петруччиани.
Гитарист Джон Аберкромби однажды сказал о Петруччиани: «Он прирожденный музыкант. Ему удалось стать крупной фигурой в музыкальном мире вопреки своего роста. Внутренняя сущность этого человека многократ масштабней его физического воплощения». И все это благодаря тяжелому труду за клавиатурой инструмента, глубокому изучению игры своих кумиров Дюка Эллингтона и Билла Эванса. Главным в музыке для Петруччиани была эмоциональная сторона. Он говорил: «Моя философия достаточно проста: чрезмерная интеллектуализация в музыке скучна, как и пресыщение ее безудержным весельем. Когда чего-то много, всегда становится скучно. Нам всем следует чувствовать, когда следует вовремя остановиться».
В конце 1998 года фирма Dreyfus Jazz выпустила один из лучших альбомов Мишеля Петруччиани « Solo Live ». Альбом был составлен из наиболее интересных композиций последних лет как собственного сочинения, так и из классического джазового репертуара. Это был словно подарок к его дню рожденья – 28 декабря 1998 года Мишелю Петруччиани исполнилось 36 лет. В планах уже стояли 5 концертов в родной Франции в январе, а в марте парижская «Олимпия» ждала его выступлений. Еще он мечтал об учреждении во Франции международной школы джаза, чувствуя что джаз переживает кризис как в исполнителях, так и в композиторах. К сожалению всем этим планам не суждено было реализоваться. 6 января 1999 года Мишеля Петруччиани не стало. Это была большая потеря для джазового мира и для Франции, где Петруччиани считали национальным героем. В 1994 году он был награжден орденом Почетного Легиона – высшей французской наградой. Похоронен Петруччиани на кладбище Пер Ла Шез рядом с Шопеном.
Мишель Петруччиани успел сделать много, но далеко не все из того, о чем мечтал. Сделанное им увековечивает память о нем, а несделанное дает старт новым именам.