Сложно сказать, что именно повлияло, но я на самом деле избавилась от потребности бесцельно бродить по магазинам. Конечно, за это время было сделано несколько покупок, но все они стали заранее обдуманными и уложились в запланированный прайс. Более того, один раз даже удалось (по системе флай-леди) выкинуть старую вещь, приобретя аналогичную новую (уже жалею).
Однако мне все еще есть, о чем рассказать. Дело в том, что я решила вкладывать деньги (несуществующие, как вы понимаете) в серьезные и долговечные приобретения, из разряда тех, которыми с благодарностью будут пользоваться внуки.
Первой технической ласточкой стал пылесос. Точнее, хитрая многофункциональная система, которая моет, чистит, высасывает всю пыль и даже производит химчистку одежды.
Тощий консультант Денис, включивший эту чудо-машину на моей кухне, показался мне волшебником. Еще бы, ведь мы наконец разглядели, что на ковролине нарисованы мышки, и вообще он стал напоминать именно тот кусок, который висел в магазине.
- Тыщ 40, наверное, - грустно прикинула я.
- 144 тысячи! – радостно озвучил цену Денис.
Подняв с пола мою челюсть, он более сдержано добавил, что возможна рассрочка: первоначальный взнос 70 тысяч и потом по 23500.
- Это невозможно, - твердо сказала я.
Сейчас мне самой смешно все это вспоминать, но тогда я чуть было не подписалась на эту авантюру. Ну и что, что за эти деньги можно купить хорошую подержанную иномарку? Или нанять пожизненную приходящую домработницу? К тому же на робкое «сейчас нет, мы копим на отклыдываем на отпуск», Денис так удивленно воскликнул: «Что вам важнее, отпуск или здоровье ребенка? Не забывайте о пылевом клеще!»
Ведь мои внуки скажут мне большое «спасибо!» Вот так прямо подойдут со стаканом воды и признаются: «Бабуля, как бы мы мыли потолок без твоего пылесоса! А представляешь, мама говорит, что дедушка умер от сердечного приступа, узнав, сколько лет нужно выплачивать за него кредит, это правда?»
В общем, пылесос я не приобрела. Сначала нужно решиться и выкинуть тот, который мне подарила бабушка, она в свое время копила на него полгода, а потом еще столько же отмечалась в магазине. За что ей, конечно, большое человеческое спасибо.
* * *
Комментирует ситуацию Анна Данилова, преподаватель английского языка, кандидат филологических наук, старший преподаватель филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, в течение пяти лет заведовала сектором английского языка на курсах изучения иностранных языков “Franglais”.
Аргумент к благу детей – один из самых надежных и мощных средств в продаже любых товаров и услуг. Он позволяет сбыть своей товар практически за любую цену, в его основе лежит такое суждение: если вы покупаете это своему ребенку, то вы хороший родитель, если вы лишаете своего ребенка этого, вы плохой родитель. То есть родительская любовь и забота переводится в материальное измерение, а значит, ими становится очень просто манипулировать: вы хорошая мама, если у вашего ребенка есть такой велосипед/коляска/слинг/пылесос, и вы плохая мама, если у вашего ребенка их нет.
Приведу такой пример из своей работы в сфере преподавания английского языка. Одна моя знакомая - очень успешная и деятельная менеджер курсов иностранных языков, организующая наборы групп на курсы, любила повторять: «Дети – это золотое дно! Посудите сами – родители готовы сэкономить на всем, кроме детей, значит, и за обучение ребенка выложат максимально возможные деньги».
Действительно, взрослые сами выбирают курсы, преподавателя, постоянно задаются вопросом – много ли я получаю на этих занятиях, разумно ли трачу деньги, что из пройденного на занятии я мог освоить сам, хороший ли преподаватель, не халтурит ли он. С детьми же организаторы дополнительных занятий чувствуют себя в праве использовать любые манипулятивные аргументы. Скажем, «Ваш Ванечка такой способный к английскому мальчик, надо развивать его талант, ему надо заниматься по 8 часов 5 дней в неделю, он так хорошо все усваивает!». И родители затянут пояса потуже, чтобы английский Ванечке дать в совершенстве. Или наоборот: «Ваш Ванечка совсем не способный к английскому, поэтому чтобы как-то быть на уровне сверстников, ему надо заниматься по 8 часов 5 дней в неделю». И снова родители найдут себе дополнительную работу, чтобы только Ванечка не отстал от одноклассников. Спроса с курсов тоже немного – если Ванечка так и не осваивает программу, всегда можно сказать, что он разленился и ничего не делает.
В истории с пылесосом продавец пытался сбыть свой чудо-товар по очень высокой цене, именно играя на желании каждой матери быть хорошей матерью. Поэтому его речь строилась на следующем силлогизме
Каждая хорошая мать должна заботиться о здоровье ребенка.
Здоровье ребенка невозможно без покупки чудо-пылесоса.
Значит, каждая хорошая мать должна купить чудо-пылесос.
Несложно заметить ложность второй части силлогизма. Сложно проанализировать это в разговоре, когда нужно быстро принять верное решение. Бизнес на детских товарах и услугах и называется «золотым дном». И именно поэтому, слыша такие аргументы и воззвания к «хорошим и любящим родителям», нужно очень тщательно и вдумчиво анализировать ситуацию, проводя четкую границу между благом ребенка и «золотым дном» бизнеса.