В прошлый раз я написала, что осознание шопоголизма как греха пришло ко мне очень «резко» и совсем недавно. Понимаю, в это сложно поверить: как это так – человек жил-жил, гордился своим «хобби», налево и направо раздавал советы о лучших распродажах, а тут бах, и раскаялся, решил полностью изменить свою жизнь… Что-то должно было произойти! Да, именно так и было. Случилась шуба.
В общем, шубу я хотела давно (- Надеюсь, все понимают, что шуба – это не одежда для морозной погоды, а нечто красивое, летящее, и обязательно норковое? – Думаю, да. По неофициальным опросам, каждая третья русская женщина мечтает о норковом манто). Не могу сказать, что это была несбыточная мечта. К свадьбе мама подарила мне длинную норковую шубу (далее НШ). Из хвостиков. Она была прелестна, немного великовата и ее украли в разгар первого же сезона. К следующей зиме НШ мне дарил муж. Из лобиков. Она была прелестна, коротка и я сносила ее до дыр. (В ателье на место дыр поставили кожу и она перешла младшей сестре). Третью НШ я покупала сама. Это были брюшки, местами разбавленные спинками. О! Она была прелестна, и, главное – «трапецевидна» - в ней-то я и уехала в роддом. Однако экстремальные условия (беременный бегемот за рулем) не пошли ей на пользу – по швам оторвались рукава, брюхи отделились от спин. Шуба уехала к бабушке. Та терпеливо зашивала ее несколько вечеров, а потом фартила в церковь и продуктовый.
В общем, повторяя мантру «женщине с малышом не нужна шуба!», я купила пуховик. Случайно увидела в Спортмастер-дисконте симпатичный «плащик» (как говорит кума) за 499 рублей и, не раздумывая, попрыгала к кассам. Там выяснилось, что со скидкой он стоит 2499. Однако перед ними стоял бывалый: ссылаясь на Закон о защите прав шо…, простите, потребителей, я сумела доказать, что товар должен быть продан по той цене, которая указана в ценнике (или дешевле!).
Ну и, само собой, все это время я мечтала о белой НШ в пол. Можно не белой, но обязательно – чтобы в пол. Муж отвертелся по-честному: сказал, что его мать всю жизнь мечтает о НШ, и если она увидит, что я стала обладательницей шикарного экземпляра – его нервы и мозг можно будет собирать по крышам окрестных домов.
Довод был принят и я спокойно прожила до Нового года. В этот «светлый праздник салата оливье» мы и встретились со свекровью. Которая дала мне померить свою новую шикарную НШ. Апогеем примерки стала фраза: «Дорастешь до моего размера (это + 12(!) размеров) – подарю!»
Не знаю, как я дождалась, когда же она наконец наденет свою шкурку и выйдет, но лифт еще не приехал, а я уже набирала мужа: «Ты знаешь, что твоя мама купила НШ?» Пребывающий в хорошем настроении супруг пообещал: «Тебе тоже что-нибудь придумаем!»
Не знаю, может, он что-то и думал, но лично я приступила к активным действиям – стала искать шубу. В магазинах, на рынках, в сети.
Сто тысяч.
Это по-минимуму.
Все как-то угомонилось, ибо денег таких не было и не предвиделось. И только иногда, как взгрустнется, я заходила в Интернет: территория шуб.
А потом наступила весна и тема забылась. Я уж даже не помню: то ли мне взгрустнулось, то ли «взвесельнулось», то ли просто работать не хотелось – зашла на свой любимый сайт. А там – она! В два (!) раза дешевле и с припиской «отложено». Не имея в кошельке ни копейки денег, я начала звонить и доказывать, что это шуба моей мечты, что другой такой возможности у меня не будет, что на том конце провода должны, просто обязаны войти в мое положение!
- Хорошо. Если до вечера заберете, извинимся перед девушкой и продадим вам.
Ха! Дело – за малым. Найти деньги. Деньги найти. Найти. Деньги.
И еще: сказать мужу правду или назанимать и спрятать да зимы, а там вопрос сам собой решится?
Я решилась на правду. И даже плакала. В подробностях не помню, но все это было на надрыве, и в итоге муж отдал мне все деньги, которые у него были. Мне не хватало 35 тысяч и я позвонила маме, заплаканным голосом сообщив, что мне срочно нужны деньги. На встревоженные вопросы ответила «все нормально» и помчалась (времени было мало) к друзьям и родственникам. Друзьям сказала правду, а родственникам почему-то побоялась.
Теперь есть шуба, но пуст холодильник
В каком-то тумане я все-таки успела купить эту шубу, и даже полчаса повертелась перед зеркалом.
Потом эйфория кончилась, и я поняла, что мама, должно быть, волнуется.
Увидела, что муж осунулся за несколько часов.
И вообще подумала, что для полного счастья мне чего-то не хватает.
...
На следующий день все наладилось: мама, сродницы и подружки одобрили выбор, муж признал, что она мне идет, я взяла кредит и раздала собранные «по миру» деньги. Но «осадочек остался», и уже в ближайшую субботу я лепетала на исповеди: «Батюшка, не знаю, вроде, и не грех, но вот… купила шубу, муж был против, мы теперь в долгах…»
Разбор моего «не греха» собрал огромную очередь исповедников, открыл мне глаза и положил начало новой жизни: без ненужных покупок, долгов и «магазинозависимости». Поверьте на слово: перейти в «новое состояние» очень нелегко, но я буду стараться!
Мое главное наставление на сегодняшний день: «Захочешь что-то купить – дай милостыню!»
Протоиерей Димитрий Карпенко: Вещизм губит людей
Все это очень знакомо. Но отрадно, что ключевая фраза в данном тексте «и вообще подумала, что для полного счастья мне чего-то не хватает». И ведь действительно не хватает, но явно не НШ сиречь норковой шубы. Знаете, здесь мне сложно до конца понять женскую психологию и разобраться в чем именно заключается заманчивость шуб. Но думаю, что каждый может быстро найти свой эквивалент и поставить себя на место нашей героини. Действительно – такие ситуации случаются. И действительно, что разочарование от так и не наступившего счастья бывает гораздо сильней кратковременной эйфории от осознания обладания.
Вещизм губит людей, но до конца от него мы едва ли сможем избавиться, хотя стремиться надо. Нужно учиться довольствоваться малым или хотя бы, для начала, удобным. Этого будет достаточно, чтобы удовлетворить свои жизненные потребности. Но если все же случится, то дай Бог нам понять, что счастье не в том, что случилось, а совсем в другом. В чем, я надеюсь, мы все сами понимаем.
Но если этого не понимать, то получается замкнутый круг – одна шуба сменяется другой и так до бесконечности. А счастье все не приходит и не приходит, хуже того – не смотря на разнообразие гардероба приходит опустошенность. Этого ли мы хотим?