К празднику Пасхи в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне откроют васнецовские фрески. Предлагаем вниманию читателей фоторепортаж о том, как проходила реставрация.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне построена в 1685 году. В 1890-е годы над росписью храма работали Виктор Васнецов и художники его мастерской. Эскизы росписи хранятся в Третьяковской галерее, а сама роспись долгое время была закрашена и забыта. Сейчас во всем храме проходит капитальный ремонт, благодаря чему, собственно, и была открыта уникальная роспись.
Бригадир реставраторов Владимир Потапчук: Когда делали шурфы в алтаре для укрепления стен, на сколах обнаружили под поздним слоев живописи другой слой. Нами были проведены пробные расчистки, и практически по всем стенам обнаружилась более ранняя живопись. Нет сомнения, что это васнецовская рука. Это как раз его творческая манера.
Град Божий с фигурами ветхозаветной Троицы, нарисованный в тимпане западной стены алтаря над Царскими вратами
Эммануил в Силах, написанный в конхе (на своде и верхних частях стен) алтаря. По сторонам - символы четырех евангелистов. Подобное изображение Васнецов сделал и в церкви в Абрамцево, и во Владимирском соборе в Киеве, эскиз его хранится в Третьяковской галерее
Эммануил написан маслом, нимб - из мозаики сложнейшей техники, редчайшей как для России, так и для Европы: между двумя стеклышками впаяны пластинки из тончайшего сусального золота; надписания букв - из серебра
Предположительно в 1953-1954 гг фигура Эммануила была обновлена, а вернее сказать - полностью и очень грубо переписана. На этом фрагменте специалисту легко увидеть как поздний красочный слой, так и оригинальную васнецовскую работу
Синий прямоугольник - образец краски, которой была замазана большая часть росписи
Надо сказать, что сейчас реставраторы пользуются самой обычной краской, утверждая, что она гораздо лучше по качеству, чем даже краски самого Васнецова
Кроме собственно фигур стены алтаря покрыты орнаментом, похожим на орнамент в абрамцевской церкви
Эту работу Васнецов выполнил в стилистике т.н. Фаюмского портрета - одного из направлений живописи древнего Египта (I-III в. н.э.). Известно, что примерно в то же время, когда художник работал над росписью храма рождества св.Иоанна Предтечи, благодаря успехам реставраторов была заново открыта русская иконопись XV века, творчество Андрея Рублева и пр. И хотя в своем выборе стиля для религиозных сюжетов Васнецов не был одинок - достаточно сказать, что в стилистике, близкой к Фаюмскому портрету написана Владимирская икона Божией Матери, но, по свидетельству современников, Виктор Михайлович очень сокрушался, что не был знаком с новооткрытыми иконами раньше и не избрал их образцом для этой работы. Теперь реставраторы, кроме эскизов Васнецова (значительно отличающихся в деталях от открываемой росписи) ориентируются на собственно образцы Фаюмского портрета и на портреты натурщиц художника, среди которых - дочь Саввы Мамонтова
После того, как художники-реставраторы расчищают сохранившиеся фрагменты оригинальной росписи, наступает черед художников-живописцев, восполняющих лакуны
Еще одна работа Васнецова в храме - роспись "Снятие с креста" над Плащаницей