Великий Пост... В сознании многих наших соотечественников он – не более чем общеправославная диета. И даже воцерковленные люди не всегда могут четко ответить на вопрос: что меняется в пост, кроме ежедневного меню?
Как должен проводить эти 40 дней современный, вечно занятой, человек? Что читать – акафисты, творения святых отцов или этикетки на упаковках продуктов? Как помогать ближнему – подавать милостыню в метро или отправляться на Дальний Восток восстанавливать монастыри?
И главное – для чего нам все эти перемены?
С этими вопросами наш корреспондент отправился к иерею Максиму Первозванскому.
Обновление крещения
- Отец Максим, чем период Великого поста принципиально отличается от остального времени года? Должно ли в нашей жизни что-то меняться, помимо рациона?
- Обязательно, и в этом отношении Великий пост из всех постов наиболее показательный. Другие посты обычно сводятся для людей к каким-то ограничениям – в еде, в развлечениях, т.е. имеют негативный посыл: не делай этого, не вкушай того. А Великий пост, помимо этого, имеет исключительно мощный позитивный смысл, который легко можно почувствовать и испытать на себе.
Это связано с тем, что эти 40-50 дней занимают совершенно особое место в годовом круге жизни христианина: это подготовка к главному православному празднику – Пасхе. А что такое Пасха? Ликующая радость единения человека с Богом, победа жизни над смертью, духа – над плотью. В день Пасхи мы как бы возобновляем наше крещение.
- Как это?
- Крещение - это торжество нашей новой жизни со Христом. А обычная, будничная наша жизнь такова, что это торжество забывается, тускнеет, так как мы расслабляемся, наша связь с Богом ослабевает. Через Великий пост каждый год всякий христианин призван вспомнить, что в свое время он посвятил себя Богу через крещение, и что именно во Христе - средоточие и смысл его жизни.
В первые века христианства связь Пасхи с крещением была более очевидна, чем сегодня: крестили только раз в году – в Великую субботу, в канун Пасхи, и Великий пост был подготовкой к этому шагу.
Сегодня мы даже к самому Великому посту начинаем готовиться за несколько недель. Его предваряют недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне и седмица о Страшном Суде, воспоминание изгнания Адама из рая.
Зачем это нужно? Чтобы человек накануне Великого поста ощутил себя как бы изгнанным из рая, оторванным от Бога, как Адам, как блудный сын, который из отчего дома «ушел на страну далече», и как фарисей, который формально праведен, а на деле – хуже мытаря. Вот с каким сознанием мы должны подойти к Великому посту – с тоской по Богу, с покаянием.
При свечах и на коленях…
- Батюшка, как может современный человек, погруженный в повседневные заботы, вдруг почувствовать необходимость покаяния?
- Этому способствует, с одной стороны, телесный пост, ограничение в пище, и, с другой стороны, молитвенная и богослужебная составляющие поста: в этот период мы особым образом молимся.
Ведь богослужения Великого поста уникальны. Они построены таким образом, что все будничные дни сопровождаются светлой печалью разрыва человека с Богом. В первую неделю поста по вечерам читается Великий покаянный канон Андрея Критского – а это ни что иное, как плач души человека, потерявшей Бога. По средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров - литургия не полная, лишенная торжества, переживания присутствия среди нас Христа.
Для того чтобы это пережить и прочувствовать, очень важно Великим постом бывать в храме не только по воскресеньям. Как минимум, рекомендуется на первой неделе присутствовать на чтении канона Андрея Критского и хотя бы один раз побывать на литургии преждеосвященных даров.
Есть много других особенных моментов в жизни Церкви в Великий пост: это и чтение жития Марии Египетской, и Крестопоклонная неделя, и Лазарева суббота, и суббота Акафиста, и вход Господень в Иерусалим, и, конечно, Страстная седмица.
Земные поклоны, непривычные молитвы, которые сопровождают эти службы (например, молитва Ефрема Сирина, Великий Канон), – все это совершенно особым образом обновляет нашу молитвенную жизнь.
- Но не все смогут бывать в храме на рабочей неделе и брать отпуск на Страстную. Как быть?
- Конечно, в отрыве от богослужений Великий пост крайне обедняется, обезличивается, теряет свой особый смысл. Это не значит, что если вы не можете бывать в храме, то и поститься не надо. Нужно в таком случае хотя бы стараться причащаться чаще, чем обычно. Это позволит сделать серьезный шаг вперед в борьбе со своими немощами, а значит – навстречу Богу. Традиционно принято в это время приступать к Чаше раз в неделю, но, конечно, лучше этот вопрос согласовывать с духовником.
То, что одного лишь воздержания в пище в Великий пост не достаточно – совершенно точно.
О «синдроме постящегося»
- Помните, на вопрос учеников: «Почему мы не можем изгнать беса?» Христос ответил, что сей род изгоняется только постом и молитвой… Вот тут как раз это и реализуется: пост и молитва. Если мы постимся только телесно, но не постимся духовно, т.е. с одной стороны, не ограничиваем наши развлечения, пристрастия, а с другой – не наполняем нашу жизнь молитвой, великопостным богослужением, это даже может оказаться вредным…
- Каким образом?
- Дело в том, что пост затрагивает дух, душу и тело человека. Говорят, что сытое брюхо даже к учению глухо – так тем более оно глухо к духовным переживаниям. Напротив, воздерживаясь в пище, мы обостряем наше духовное восприятие, как бы освобождаем место для духа. Но если мы не впускаем туда Бога, не наполняем это место молитвой, то оно наполняется страстями: свято место пусто не бывает. Человек, который не понуждает себя молиться, каяться, читать духовную литературу, посещать богослужения, рискует только обострить свои страсти: раздражительность, обидчивость, завистливость – все, что угодно, может вылезти наружу.
- Но ведь раздражительность, так или иначе, «вылезет»: человек в пост лишает себя удовольствий – той отдушины, которая обычно помогает ему справиться с ежедневным стрессом . Значит, «синдром постящегося» неизбежен?
- Раздражительности действительно трудно избежать. Но если прикладывать духовные усилия, то и ее можно, в конце концов, победить и обрести мир. И потом, в этом и смысл поста: увидеть свое истинное лицо, все свои неприглядные стороны и вступить в борьбу с ними.
Только в одиночку, без помощи Божьей, бороться практически бесполезно. Поэтому очень важно, чтобы мы не только соблюдали воздержание в пище, но и молились. Если человек не читает утреннее и вечернее правило, нужно начать его читать. Надо стараться - во что бы то ни стало! - вырываться на будничные богослужения. На Страстную неделю нам вообще предписано каждый день в храме бывать. Предписано не каким-то дядей или «небесной канцелярией» - это нужно для нас же самих, чтобы пост был не обыкновенной диетой, а действительно серьезным духовным переживанием и увенчался духовным ростом.
Нельзя только на запретах, на отрицании держаться: этого НЕ делать, того НЕ делать. Надо еще что-то делать.
Поставить перед собой цель
- Отец Максим, что, например, можно делать?
- Во-первых, до начала поста хорошо бы поставить перед собой какую-то позитивную цель, направленную на себя самого. Взять на себя какой-то дополнительный труд: например, прочитать какие-нибудь книги из Ветхого Завета – хотя бы Бытие и Притчи Соломоновы, которые по церковному уставу прочитываются за период поста.
Во-вторых, желательно поставить перед собой задачу что-то конкретное в себе исправить, например, побороть какую-то свою страсть или привычку: лень, гнев, чревоугодие - у каждого свое слабое место.
Даже исповедь в контексте этой борьбы не должна быть подробной, на 3 страницы. Пусть она будет искренней и ясной: у меня есть такая-то проблема и я собираюсь всеми силами с ней бороться. Каждый день утром, просыпаясь, буду напоминать себе, что борюсь, допустим, с раздражительностью. А вечером буду вспоминать, при каких обстоятельствах и сколько раз я сегодня вышел из себя. За каждый факт раздражения мне, скажем, полагается сделать по 10 поклонов – для памяти. Только все это должно быть разумно, подобную епитимью на себя можно наложить по согласованию с духовником.
- Это вещи, направленные на себя. Вероятно, должно быть и что-то, направленное на других?
- Это следующий момент. Если есть такая возможность, нужно какие-то добрые дела делать. Желательно, чтобы это не ограничивалось милостыней у храма. Надо попытаться по возможности, скажем, куда-то съездить с группой милосердия – к старикам, к бездомным, к детям-сиротам, к больным, принести им какую-то радость. Такие группы милосердия есть почти при каждом храме. Довольно часто бывает так, что нужна машина, чтоб отвезти собранные вещи, допустим, в какой-то отдаленный детский дом. Можно постараться скорректировать свой график и выделить один день для такого дела.
И, наконец, если сил и времени на подобную деятельность катастрофически не хватает, возможность принести кому-то радость все равно всегда найдется. Вспомните: наверняка у вас есть родственники, которые оказались вами забыты. Можно что-то доброе сделать для них – как минимум, позвонить, справиться, как дела.
Это тоже очень важно. Надо себя как-то понуждать жертвовать своим временем, придумывать, где я могу быть полезным.
Без воздержания в пище нет поста
- Так, значит, можно сказать, что все-таки в посте главное – не еда?
- Ставить вопрос нужно по-другому: важно не то, главное это или нет. Важно, что это – не цель, а средство. Средство обновить свою духовную жизнь, открыть в себе новые источники молитвы, любви к Богу и переживания Воскресения Христова. Если человек не постился телесно, ему сложно будет глубоко пережить Страстную седмицу и Пасху, он не получит тех же удивительных духовных плодов, что и постившийся. Поэтому воздержание в пище – хоть минимальное – необходимо. Без этого поста нет.
- Почему? Ведь пост не равнозначен диете. В чем смысл ограничения в еде, почему оно так значимо?
- Дело в том, что очень важно Великим постом прочувствовать, что мы зависим от еды. Такова наша природа: нам необходимо подкреплять свои силы, мы время от времени испытываем голод и, конечно, любим покушать повкуснее. Но наш дух, наше стремление к Богу должно быть выше нашего естественного стремления поесть. А действительно ли это так - можно проверить только тогда, когда человек постится. Тем более, если этот пост длится почти 2 месяца.
Так что здесь есть и момент послушания, и момент проверки, показывающей, что для тебя действительно самое главное.
За Адамом или за Христом?
- Батюшка, а откуда пошла эта традиция - поститься?
- Первыми людьми, которым было предписано воздержание в пище, были Адам и Ева. Для нас наиболее значимы во всей истории человечества два поста, которые являются эталоном – один со знаком «минус», другой – со знаком «плюс».
Адаму в раю было предписано не есть плодов с Древа познания добра и зла; Христос, второй Адам, 40 дней не ел в пустыне. И к тому, и к Другому пришел искуситель и сказал: «Съешь! Тебе же хочется!». Адам не выдержал искушения, не выдержал поста, и был изгнан из рая; Христос сказал: «Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих» (Мф.4:4). Понятно, кому из них стремятся подражать христиане.
Так вот, в Великий пост желательно диету построить так, чтобы к концу этого поприща мы по-настоящему хотели есть, по-настоящему проголодались. Разумеется, у нас при этом не должны от слабости трястись руки и ноги и плохо соображать голова, т.е. пост не должен ухудшить ни интеллектуального, ни физического здоровья человека. Но нам необходимо на деле ощутить, что мы зависим от еды. И тогда вслед за Христом мы сможем сказать: «Не хлебом единым будет жив человек» и преодолеть эту зависимость.
- А если человек по объективным причинам не может отказываться от мяса или кефира – скажем, у него анемия или язва желудка. Неужели и смысл Великого поста для него пропадает?
- Если мы не можем поститься, в частности, по болезни, надо постараться компенсировать это, скажем, отказом от чего-то, что мы любим, делами милосердия.
Интересно, что люди, которые уже имеют опыт поста, лишаясь возможности урезать себя в пище, переживают, как будто у них что-то очень ценное отняли. Иногда они даже каются в этом, хотя, казалось бы, в чем каяться? У человека, скажем, гастрит, он не может обходиться без кефира, он же не виноват! Но некоторые все равно каются, рассуждая так: добрых дел у меня нет - монастыри не восстанавливаю, странников не принимаю, бедным не помогаю, молиться не умею, но хоть мог поститься. А теперь по грехам моим и поститься не могу!
Но, может быть, невозможность соблюдать пост, наоборот, послужит такому человеку во благо: раньше он ограничивался только воздержанием в пище, а теперь его отсутствие будет компенсироваться помощью ближнему.
Ошибка первая: незнание меры
- Какие типичные ошибки делают люди в период Великого поста? И как их не повторять?
- Первая типичная ошибка – незнание меры. Особенно это характерно для тех, кто держит пост в первый, второй или третий раз.
Надо помнить, что нам придется не раз в жизни поститься: если это для нас не блажь, не эксперимент над собой, если мы серьезно к этому подходим, то нам соблюдать посты всю оставшуюся жизнь. Согласно церковному календарю, это порядка 200 дней в году, т.е. больше половины жизни мы, так или иначе, будем воздерживаться в пище. Поэтому надо подходить к этому разумно: повторяю, пост не должен ухудшать ни телесного здоровья, ни интеллектуальных способностей.
Чувство меры приходит только с опытом, но для начала нужно следовать тем традициям, которые сложились в Церкви.
- Но в Церкви не сложилось устава для мирян – есть только монастырский. Далеко не все могут следовать его предписаниям, тем более в условиях нашей экологии и ритма жизни…
- В Церкви неслучайно нет устава для мирян. Свет и указатель для монахов – ангелы, а свет для мирян – монахи, поэтому мы ориентируемся на монашеский устав. Ориентируемся, но исполняем его настолько, насколько нам это по силам. Поэтому в каждом православном народе выработалась определенная практика поста для мирян, и я считаю, что как раз ее нам и следует придерживаться.
Например, устав предписывает Великим постом употреблять растительное масло только в субботу и воскресенье. Но на практике его едят во все дни, кроме первой и последней недели. Кому-то по силам не вкушать его еще и по средам и пятницам. Но даже тот, кто употребляет растительное масло каждый день, в принципе не нарушает пост.
Еще уставом предписывается в среду и пятницу есть только после захода солнца и в остальные дни - только раз в сутки. Обязательно ли нам с вами этого правила придерживаться? Нет, не обязательно - надо знать меру.
- А что обязательно и не подлежит изменению - и для монахов, и для мирян?
- В общем, молочных продуктов и мяса вкушать Великим постом нельзя. Но и здесь не стоит фарисействовать и усердствовать до такой степени, чтобы скрупулезно изучать этикетки, вполне можно «условно постные» продукты кушать: на практике едят и печенье, содержащее маргарин, и белый хлеб, в котором всегда есть молочная сыворотка, и т.д.
- А как решают вопрос с рыбой – на практике?
- Тем, кто занимается интеллектуальным трудом – школьникам, студентам, научным работникам и т.д. – рыба допускается. Не рекомендуется впрямую, но допускается: если вы чувствуете, что ваши интеллектуальные способности, внимание, память заметно страдают, можно разрешить себе в пост рыбу.
В последнее время утвердилась такая новая для нас практика: по выходным дням есть «гадов», т.е. морепродукты. Это пришло из Греции, там морепродукты чуть ли ни к грибам приравниваются. И греки гораздо строже относятся к растительному маслу, чем к «гадам» – растительное масло не едят Великим постом, а «гадов» – едят!
Лучше недопоститься, чем перепоститься
- Однако нужно ко всему подходить разумно, потому что можно объедаться и постными, и «условно постными» продуктами. Это другая сторона незнания меры – когда человек, наоборот, делает себе слишком много послаблений.
Надо определить свою норму, а она, как правило, находится опытным путем, по совету со священником, со временем. И, кроме того, для этого есть духовная рассудительность – она тоже не с неба падает, но к ней нужно стремиться.
- Отец Максим, а что хуже по последствиям – перегнуть палку в посте или, наоборот, недопоститься?
- Лучше недопоститься, чем перепоститься. Я знаю немало случаев, когда люди постились очень жестко в течение всего Великого поста - например, употребляли 5 просфор в день и ничего больше. Через несколько лет таких подвигов человек вообще бросал поститься.
Так что подвиг должен быть посильным, разумным. В данном случае это именно «подвижка», а не прыжок через пропасть. Он не должен превосходить подвига других людей, иначе можно легко вообразить себя удивительными постниками, этакими героями духа.
Ошибка вторая: не молиться
- Вторая ошибка - когда человек в пост не молится, никак не пытается наладить свою духовную жизнь. А ее важно наладить: посещать храм, молиться дома. Иначе если ты ни холоден, ни горяч, ни к чему не стремишься в духовной жизни, а просто плывешь по течению, то ничего и не добьешься.
С другой стороны, опять же можно и перегнуть палку – «перемолиться»: заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет. Во всем нужно меру знать.
- Для того чтобы не впадать в крайности, нужно ли по малейшим деталям поста советоваться со священником?
- Священник – это не инстанция, которая может разрешить или запретить поститься так или иначе. Он – советчик. Совет нужен обязательно, но ощутить, как ты себя реально чувствуешь, можешь только ты сам. Священник же способен со стороны посмотреть и «диагностировать», скажем, что его чадо перепостилось - у него «крышу» сносит.
Поэтому желательно каждому православному человеку иметь своего духовника, который бы мог помочь, подсказать, сориентировать. Это должен быть не просто священник, у которого мы регулярно исповедуемся, а человек, с которым мы советуемся, обсуждаем проблемы, берем благословение на важные дела.
К слову, надо помнить, что в сам пост у духовника нагрузка будет повышенная и поэтому надо заранее с ним такие вещи обсуждать подробно. Может быть, в будний день прийти и поговорить, потому что Великим постом в воскресные дни в храме всегда много людей.
Ошибка третья: осуждение
- Очень важно при всем при этом не осуждать других. Неслучайно перед Великим постом читается послание к Римлянам, где апостол Павел говорит: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест» (Рим. 14:3). Будем помнить, что пост – это не прямая заповедь Божья, как, например, «не убий», «не укради», «почитай отца и мать», и даже не такая, как «помни день субботний, чтобы святить его». Пост – это церковная рекомендация, церковное предписание для совершенствования духовной жизни. Поэтому мы ни в коем случае не должны осуждать тех, кто не постится или постится неправильно, в нашем понимании.
Апостол Павел пишет: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает» (Рим. 14:4) . Эти слова применимы к посту на 100%: у каждого своя мера, так что не надо смотреть, как постится другой. Не случайно в житии Марии Египетской описывается, как монахи монастыря святого Иоанна Предтечи уходили в пустыню на время Великого поста поодиночке, чтобы никто не видел, как постится и какие подвиги совершает другой.
Пост способен вызвать и осуждение, и гордыню: дескать, мы такие замечательные, совершенные, не как прочие люди. Подобные мысли нужно обязательно от себя гнать.
Пост – это, наоборот, время смирения. Время, когда нам предстоит на деле доказать, что мы готовы отсечь свою волю и свой комфорт ради Бога, ради послушания Ему.