Христианская проза
Христианская поэзия
Путевые заметки, очерки
Публицистика, разное
Поиск
Христианская поэзия
Христианская проза
Веб - строительство
Графика и дизайн
Музыка
Иконопись
Живопись
Переводы
Фотография
Мой путь к Богу
Обзоры авторов
Поиск автора
Поэзия (классика)
Конкурсы
Литература
Живопись
Киноискусство
Статьи пользователей
Православие
Компьютеры и техника
Загадочное и тайны
Юмор
Интересное и полезное
Искусство и религия
Поиск
Галерея живописи
Иконопись
Живопись
Фотография
Православный телеканал 'Союз'
Максим Трошин. Песни.
Светлана Копылова. Песни.
Евгения Смольянинова. Песни.
Иеромонах РОМАН. Песни.
Жанна Бичевская. Песни.
Ирина Скорик. Песни.
Православные мужские хоры
Татьяна Петрова. Песни.
Олег Погудин. Песни.
Ансамбль "Сыновья России". Песни.
Игорь Тальков. Песни.
Андрей Байкалец. Песни.
О докторе Лизе
Интернет
Нужды
Предложения
Работа
О Причале
Вопросы психологу
Христианcкое творчество
Все о системе NetCat
Обсуждение статей и программ
Последние сообщения
Полезные программы
Забавные программки
Поиск файла
О проекте
Рассылки и баннеры
Вопросы и ответы
 
 Домой  Статьи / О партиях, группировках и борьбе за власть Войти на сайт / Регистрация  Карта сайта     Language 
В разговорах о выборах нового патриарха светские СМИ настойчиво проводят идею борьбы «церковных партий». Конечно, официально никаких церковных партий нет и быть не может, но как же могут состояться выборы, если нет борьбы партий? Значит, партии все-таки По-русски
В разговорах о выборах нового патриарха светские СМИ настойчиво проводят идею борьбы «церковных партий». Конечно, официально никаких церковных партий нет и быть не может, но как же могут состояться выборы, если нет борьбы партий? Значит, партии все-таки 
В разговорах о выборах нового патриарха светские СМИ настойчиво проводят идею борьбы «церковных партий». Конечно, официально никаких церковных партий нет и быть не может, но как же могут состояться выборы, если нет борьбы партий? Значит, партии все-таки По-английски
В разговорах о выборах нового патриарха светские СМИ настойчиво проводят идею борьбы «церковных партий». Конечно, официально никаких церковных партий нет и быть не может, но как же могут состояться выборы, если нет борьбы партий? Значит, партии все-таки

В разговорах о выборах нового патриарха светские СМИ настойчиво проводят идею борьбы «церковных партий». Конечно, официально никаких церковных партий нет и быть не может, но как же могут состояться выборы, если нет борьбы партий? Значит, партии все-таки

В разговорах о выборах нового патриарха светские СМИ настойчиво проводят идею борьбы «церковных партий». Конечно, официально никаких церковных партий нет и быть не может, но как же могут состояться выборы, если нет борьбы партий? Значит, партии все-таки
Дорога к храму
Жизнь в Церкви
Семья
Детский вопрос
Святые и подвижники
Милосердие
Наука и вера
Работа и профессия
Далеко
Миссия
Рядом с чудом
Cовременники
Рецепты блюд
Читаем
По - немногу обо всем
Праздники
Паломничества

Дом сохранения истории Инрог


Интересно:
Рекомендуем посетить:

 

В разговорах о выборах нового патриарха светские СМИ настойчиво проводят идею борьбы «церковных партий». Конечно, официально никаких церковных партий нет и быть не может, но как же могут состояться выборы, если нет борьбы партий? Значит, партии все-таки
О партиях, группировках и борьбе за власть


Журнал "Профиль"

В разговорах о выборах нового патриарха светские СМИ настойчиво проводят идею борьбы «церковных партий». Конечно, официально никаких церковных партий нет и быть не может, но как же могут состояться выборы, если нет борьбы партий? Значит, партии все-таки есть... Чья возьмет? Выборы патриарха – это настоящая интрига. Можно ли говорить, что в среди кандидатов есть очевидный лидер? Или это только нам так кажется? Если сегодня в Церкви всего лишь две главные партии - либералы и консерваторы, то кто же окажется сильней? На кого эти партии похожи? Существует ли церковный аналог «Единой России»…

Эти вопросы естественно возникают в голове у журналистов, пишущих на предсоборные темы в светских СМИ. Никто не знает, но что похожи выборы патриарха, но писать порой приходится и о том, чего не знаешь. Большинство журналистов знают простой рецепт: взять за основу какой-нибудь прошлогодний текст о выборах президента и переписать его под новую тему. Задумается ли кто-то о том, что необходимо изменить не только фактуру, но и саму логику изложения материала?

Кто такие церковные «правые» и «левые»? Кто такие церковные «либералы» и «консерваторы»? Казалось бы, не имеет смысла сомневаться в том, что эти устоявшиеся понятия имеют право на существование в любом контексте, когда речь идет о борьбе за власть.

Однако власть Церкви не имеет ничего общего с формулированием политических или экономических программ. Могут ли вне этого контекста существовать либералы и консерваторы? Относительно какого центра православные могут уйти вправо или влево?

Митрополит Кирилл – «либерал»? На каком основании сделаны эти выводы? Он ездит в Ватикан, общается с протестантами и мусульманами. Утверждать, что всё это он делает исключительно по своей собственной инициативе можно в двух случаях. Во-первых, когда «аналитик» совершенно не знаком с жизнью Церкви. Во-вторых, когда есть намерение исказить реальность и подогнать ее под своё лекало.

Правда в том, что действия митрополита Кирилла регулярно получают одобрение Священного Синода. Это документы – журналы заседаний синода – находятся в открытом доступе. Под ними стоят подписи и тех его членов, которых светские журналисты записали в консерваторы. Таким образом, митрополит Кирилл проводит всю работу в полном согласии со Священным Синодом. Взаимодействие с политическими лидерами, межхристианский и межрелигиозный диалог - это те направления деятельности, за которые митрополит Кирилл отвечает в силу своих служебных обязанностей. Никакой реальной оппозиции его деятельности в последние годы не было.

Боюсь, что в массовом сознании недоверие вызывают как раз таланты митрополита Кирилла как богослова и проповедника. Настоящий консерватор должен быть необразован, косноязычен и груб. И не случайно, что на роль такого «консерватора» пару лет назад попал именно Диомид (Дзюбан), бывший епископ Чукотки. Он идеально соответствует указанным признакам.

Митрополит Климент – «консерватор»? Никаких аргументов здесь не приводится. Скорее он воспринимается как альтернатива митрополиту Кириллу и «качества» митрополита Климента журналисты подбирают в противовес «либеральному» кандидату. Митрополит Климент десять лет провел в Америке и хорошо знает церковную жизнь разных православных юрисдикций. Его скептическое отношение к Зарубежной Церкви может иметь серьезные основания. Между тем, для «консерваторов» характерно прямо противоположное – внимательное, дружественное отношение к зарубежникам.

Митрополит Климент поддерживает рабочие отношения с государственной властью, что также не характерно для церковных «консерваторов». Они сторонятся власти, демонстрируют свое недоверие и жестко ее критикуют.

Подводя итог можно сказать, что миф о «правых» и «левых» - это инструмент разделения Церкви, попытки противопоставления одной ее части другой без достаточных на то оснований.

* * *

Аналогии с политической жизнью проникли в Церковь в первой половине 1990-х годов. Романтический период деконструкции коммунистического режима с его многочисленными собраниями, демонстрациями и митингами создал иллюзию того, что и в церковной жизни «необходима ясность». Духовенством и мирянами такой подход был воспринят очень настороженно. И только в последствии, когда в Церковь пришли новые верующие, эти взгляды получили распространение. Для невоцерковленных людей было естественным воспринимать Церковь исходя из опыта своей прежней жизни.

Я прекрасно помню подпольные встречи христиан в Москве в конце 1980-х годов. Там собирались все – православные, католики, протестанты, старообрядцы, совершенно спокойно заходил на эти встречи игумен Герман (Подмошенский), ближайший сподвижник иеромонаха Серафима (Роуза). Это было блаженное время, когда и в голову никому не могло прийти разделить собравшихся острым лезвием политической терминологии. Такие попытки были бы сразу обличены как антихристианские. Еще свежи были в памяти воспоминания о том, что в советских тюрьмах христиане сидели рядом и помогали друг другу…

Во второй половине 1990-х, стало ясно, что основной вопрос всех дискуссий достаточно прост: какая церковная традиция подлежит восстановлению? Однако ответ на это вопрос и порождает все известные разделения. Когда в истории Церкви был тот «золотой век», который необходимо вернуть? Это ранняя Церковь или Церковь Визатийской империи? Это Киевская Русь или царствование Алексея Михайловича? Это синодальный период или время подготовки и проведения Поместного собора 1917-18 годов? Другими словами, сегодня в церковной жизни нет того «центра», относительно которого можно говорить о «правых» и «левых».

Необходимо помнить, что традиция – это вовсе не то, что никогда не меняется. Традиция позволяет нам изменяться, оставаясь самими собой. И здесь возникает еще один трудный вопрос: что необходимо восстанавливать, «реставрировать», а где необходимо приноравливаться к тому, что происходят в мире и в обществе?

Множественность возможных ответов порождает растерянность и стремление более жестко обозначить свои позиции. Затем возникает необходимость идеологического оправдания своей позиции как единственно верной. Еще один шаг – и все остальные уже враги, предатели, еретики… «либералы» или «консерваторы».

Это путь в тупик.

Не стоит впадать в заблуждение, что жизнь Церкви можно легко объяснить, если редуцировать ее до борьбы группировок и идеологических споров. Однако желания разобраться и услышать своих церковных собеседников у журналистов немного.

Могу предположить, что полгода назад разговоры о «церковных группировках» были еще возможны, так как вся церковная жизнь строилась в «тени патриарха Алексия». Как только патриарха Алексия не стало, произошла парадоксальная вещь: не стало и повода для соперничества. Разговоры о «церковных группировках» имели смысл не сами по себе, а именно в «тени патриарха».

И уж совсем нелепо утверждать, что церковному руководству нужна «партия власти». В Церкви нет демократических процедур, основанных на либеральном понимании прав и свобод человека. У Церкви нет нужды сочинять теории о суверенной демократии.

В Церкви есть иерархичность и соборность. Кроме того, не стоит забывать, что епископы – люди верующие. Для них судьба Церкви важнее, чем личные амбиции. (Впрочем, это не означает, что последних нет совсем).

* * *

Между тем, перед новым патриархом встанет ряд системных вопросов, которые далеко не каждый сумеет решить. Они не имеют прямого отношения к идеологии, но требуют осмысления с точки зрения богословия, церковного права и традиций церковного управления.

Во-первых, предстоит наладить приходскую жизнь. В последние годы в этом направлении достижения очень скромные. Дружных, крепких приходов крайне мало. Священников в семинариях не учат быть руководителями, лидерами общин. Молодые священники не понимают, как организовать и сплотить прихожан. Для многих обузой является воскресная школа для детей или даже беседы перед крещением.

Сами прихожане не знают, что такое община и какие у нее могут быть формы деятельности. Для них в большинстве случаев приходская жизнь начинается с посещения богослужения и заканчивается редкими беседами со священником. Не удивительно, что такие «прихожане», не получив начальных знаний о Церкви, с удовольствием рассуждают о «консерваторах» и «либералах».

Есть проблемы и административного уровня – практика беспричинного перевода священников с прихода на приход разрушительна прежде всего с точки зрения формирования общин. Не будем забывать, что возникла она сравнительно недавно. В ХХ веке это был эффективный инструмент богоборческой власти по борьбе с активными священниками и большими приходскими общинами. Пора задать вопрос: на каком основании этот инструмент используется сегодня церковной властью?

Во-вторых, новому патриарху предстоит провести реформу церковного управления. Сложившаяся система синодальных учреждений малоэффективна. В ней есть и дублирование функций и отсутствие консолидированной политики в отношений, например, информационной деятельности. В условиях кризиса система церковного управления может растерять и те достижения, которые были отмечены в последние годы. В частности, это относится к такому стратегически важному направлению как религиозное образования и катехизация.

В-третьих, предстоит осмыслить, что же такое Русская Православная Церковь сегодня. Как должны строиться отношения внутри «классического патриархата», каковым в последние годы стал Московский Патриархат. В какой степени Автономные Церкви в его составе могут оказывать влияние на церковную жизнь в России и наоборот? Что значит хранить единство Церкви в условиях различных политических систем, идеологических предпочтений и культурного контекста?

Ясных ответов на эти вопросы сегодня нет. И даже в условиях стабильного развития эти вопросы решать крайне трудно. Очевидно, что в условиях кризиса необходимо огромное мужество даже для того, чтобы поставить эти вопросы.

Конечно, всегда остается альтернатива: можно всё заморозить, оставить так, как есть. Никто не удивится. Но все мы в глубине сердца надеемся, что новый патриарх не будет «компромиссной фигурой», единственной задачей которого станет соблюсти «баланс интересов».

Итак, когда Поместный собор выбирает Патриарха, он выбирает не партию и не группировку. Он выбирает конкретного человека, призванного стать достойным преемником великих Русских Патриархов. И в этом выборе соединяются две воли – воля человеческая и воля Божия.



2009-01-21 08:54:00


Источник: http://www.pravmir.ru/



В разговорах о выборах нового патриарха светские СМИ настойчиво проводят идею борьбы «церковных партий». Конечно, официально никаких церковных партий нет и быть не может, но как же могут состояться выборы, если нет борьбы партий? Значит, партии все-таки Статьи. Новое в данном разделе.
За горы, за горизонтыЗа горы, за горизонты
православные cтатьи,христианство,литература,искусство,религия,православный журнал,литературный журнал,православие культура  Богоявление
православные cтатьи,христианство,литература,искусство,религия,православный журнал,литературный журнал,православие культура  Эуа!
ЧасыЧасы
Терпи хорошееТерпи хорошее
Обмен (рассказ)Обмен (рассказ)
Пункт Б (повесть)Пункт Б (повесть)
Шторм (рассказ)Шторм (рассказ)
Сила тяготения (рассказ)Сила тяготения (рассказ)
Самое лучшее (рассказ)Самое лучшее (рассказ)
Горение (рассказ)Горение (рассказ)
Буду любить его всегда (рассказ)Буду любить его всегда (рассказ)
Безгрешная машина (рассказы)Безгрешная машина (рассказы)
Чудесная причина (рассказ)Чудесная причина (рассказ)
Слезы на том берегу (рассказ)Слезы на том берегу (рассказ)
Трудная дорога к морю (повесть)Трудная дорога к морю (повесть)
Темная комната (повесть)Темная комната (повесть)
Живое железо (рассказ)Живое железо (рассказ)
православные cтатьи,христианство,литература,искусство,религия,православный журнал,литературный журнал,православие культура  Исход Андрюхи Моисеева (рассказ)
Пора домой (рассказ)Пора домой (рассказ)

Домой написать нам
Дизайн и программирование
N-Studio
Причал: Христианское творчество, психологи Любая перепечатка возможна только при выполнении условий. Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены
© 2024 Причал
Наши спонсоры: