Совсем недавно, дорогие братия и сестры, мы молитвенно встречали спасительный праздник Рождества Христова. Мы торжественно воспоминали, как по неизреченной любви к людям пришел на землю Сын Божий, принял на Себя плоть человеческую. Мы воспринимали Христа простым и доверчивым сердцем вифлеемских пастухов, которым Ангелы Божии возвестили о пришествии в мир Христа. Мы воспринимали Его и мудростью трех восточных волхвов, которых истинное знание и глубокая мудрость привели к пещере Богомладенца.
Автор Михаил Хаустов
Сегодня мы воспринимаем Его, братья и сестры, на водах Иорданских, слышим свидетельство о Нем пророка и Крестителя Иоанна: “Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира” (Ин.1,29). В церковных песнопениях этих дней прежде всего обращается внимание на преемственность Рождества Христова и Крещения Господня, которые до середины IV века праздновались в один день — 6 января (по старому стилю). Оканчивая предпразднование Крещения, Церковь особенно подчеркивает связь этого события не только с Рождеством, но и с Воскресением Господним: «со Мною кто в Крещении, тот и славы Воскресения со Мной насладится», — обещает Христос словами богослужения.
Сегодняшний день именуется днем Богоявления: Сын крестится, голос Отца слышен с небес, и Дух Святой сходит на Сына в виде голубя. Таким образом, праздник Богоявления делается для нас праздником Боговедения. «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение», то есть когда Ты, Господи, крестился в реке Иордане, для всех открылось, стало явным поклонение Святой Троице. Из этих начальных слов тропаря праздника становится понятным, почему у него двойное название. Впервые так ясно за всю историю человеческого рода Бог, в Слове славимый, являет Себя миру, насколько это может вместить человеческий разум.
Через крещение от Иоанна в водах Иорданские Христос начинает Свое земное служение. Вода – это жизненная стихия. Эта стихия может быть и губительной, смертельной. С первых страниц Священного Писания мы узнаем о воде, дающей жизнь земле и всему, что ее населяет. Воде усвояется сила омовения, очищения и обновления. Господь благоволил начать Свой искупительный подвиг на земле вступлением в Иорданские воды, крещением в воде – в той воде, в которой до Него многие по проповеди Иоанна Предтечи каялись и омывали свои грехи.
Для чего же Безгрешный приходит креститься во Иордане вместе с грешниками? Ведь крещение есть омовение, очищение от грехов. Не для Своего очищения, но чтобы Собою освятить воду и сделать ее очистительною для всех в спасительном Таинстве Крещения. Он не ищет омовения, Он приходит омыть воду и потопить в ней грех земли. Как воды всемирного потопа должны были истребить все греховное, что уже не могло устоять пред очами Небесного Судии, так Иорданская вода, получившая от Христа новую силу и новую благодать, должна была потопить грехи людские, их горечь и разрушительные последствия. В Иорданских водах Христос берет сегодня на Свои пречистые плечи Крест, тяжелую ношу – грех всего человечества, бывшего и грядущего, берет, чтобы победить грех и дать свободу всякой душе христианской.
Вот почему ныне мы, радуясь спасительному евангельскому событию, освящаем воду и молимся, чтобы через причащение воды вкусить нам благодати освящения, ведущей в жизнь вечную.
Освящая воду, Церковь призывает в молитвах своих Божественное Иорданово благословение и называет освященную воду великой агиасмой – великой святыней. Мы причащаемся этой водой, омываемся ею, освящаем ею свои жилища, держим ее в своих домах для исцеления от болезней, для избавления от душевной скорби, для очищения от всякого зла. Своим крещением Христос вернул естеству воды первоначальную чистоту, силу жизни и благодати.
Прославляя Божественное снисхождение и Божественное смотрение о нас, будем достойно ходить во свете Лица Божия и всегда радоваться о Имени Его. Аминь.