Христианская проза
Христианская поэзия
Путевые заметки, очерки
Публицистика, разное
Поиск
Христианская поэзия
Христианская проза
Веб - строительство
Графика и дизайн
Музыка
Иконопись
Живопись
Переводы
Фотография
Мой путь к Богу
Обзоры авторов
Поиск автора
Поэзия (классика)
Конкурсы
Литература
Живопись
Киноискусство
Статьи пользователей
Православие
Компьютеры и техника
Загадочное и тайны
Юмор
Интересное и полезное
Искусство и религия
Поиск
Галерея живописи
Иконопись
Живопись
Фотография
Православный телеканал 'Союз'
Максим Трошин. Песни.
Светлана Копылова. Песни.
Евгения Смольянинова. Песни.
Иеромонах РОМАН. Песни.
Жанна Бичевская. Песни.
Ирина Скорик. Песни.
Православные мужские хоры
Татьяна Петрова. Песни.
Олег Погудин. Песни.
Ансамбль "Сыновья России". Песни.
Игорь Тальков. Песни.
Андрей Байкалец. Песни.
О докторе Лизе
Интернет
Нужды
Предложения
Работа
О Причале
Вопросы психологу
Христианcкое творчество
Все о системе NetCat
Обсуждение статей и программ
Последние сообщения
Полезные программы
Забавные программки
Поиск файла
О проекте
Рассылки и баннеры
Вопросы и ответы
 
 Домой  Статьи / В ожидании Рождества Христова негоже и думать о себе Войти на сайт / Регистрация  Карта сайта     Language 
Хотел, было, читать акафист «Всех скорбящих радости», но, когда уже надевал епитрахиль,   вдруг почувствовал неохоту, или трудность читать его. Подумалось о "скорбящих". Да разве ныне, когда уже начался праздник Боговоплощения, можно думать о каких-то скПо-русски
Хотел, было, читать акафист «Всех скорбящих радости», но, когда уже надевал епитрахиль,   вдруг почувствовал неохоту, или трудность читать его. Подумалось о "скорбящих". Да разве ныне, когда уже начался праздник Боговоплощения, можно думать о каких-то ск 
Хотел, было, читать акафист «Всех скорбящих радости», но, когда уже надевал епитрахиль,   вдруг почувствовал неохоту, или трудность читать его. Подумалось о "скорбящих". Да разве ныне, когда уже начался праздник Боговоплощения, можно думать о каких-то скПо-английски
Хотел, было, читать акафист «Всех скорбящих радости», но, когда уже надевал епитрахиль,   вдруг почувствовал неохоту, или трудность читать его. Подумалось о "скорбящих". Да разве ныне, когда уже начался праздник Боговоплощения, можно думать о каких-то ск

Хотел, было, читать акафист «Всех скорбящих радости», но, когда уже надевал епитрахиль,   вдруг почувствовал неохоту, или трудность читать его. Подумалось о "скорбящих". Да разве ныне, когда уже начался праздник Боговоплощения, можно думать о каких-то ск

Хотел, было, читать акафист «Всех скорбящих радости», но, когда уже надевал епитрахиль,   вдруг почувствовал неохоту, или трудность читать его. Подумалось о "скорбящих". Да разве ныне, когда уже начался праздник Боговоплощения, можно думать о каких-то ск
Дорога к храму
Жизнь в Церкви
Семья
Детский вопрос
Святые и подвижники
Милосердие
Наука и вера
Работа и профессия
Далеко
Миссия
Рядом с чудом
Cовременники
Рецепты блюд
Читаем
По - немногу обо всем
Праздники
Паломничества

Дом сохранения истории Инрог


Интересно:
Рекомендуем посетить:

 

Хотел, было, читать акафист «Всех скорбящих радости», но, когда уже надевал епитрахиль,   вдруг почувствовал неохоту, или трудность читать его. Подумалось о "скорбящих". Да разве ныне, когда уже начался праздник Боговоплощения, можно думать о каких-то ск
В ожидании Рождества Христова негоже и думать о себе


Митрополит Вениамин (Федченков)
Митрополит Вениамин (Федченков)
Владыка Вениамин – один из известнейших церковных писателей XX века.

Родился в Кирсановском уезде Тамбовской губернии. В 1907 году по окончании Тамбовской семинарии и Санкт-Петербургской Духовной Академии пострижен и рукоположен в иеромонаха. В 1911-1917 гг. – ректор Таврической, а позднее Тверской духовных семинарий, архимандрит. 

В 1925-1927 гг. и 1929-1931 гг. – преподаватель Православного Свято-Сергиевского Богословского института в Париже. С 1927 года владыка состоит в клире Московской Патриархии, с 1933 г. – Экзарх Патриархии в Америке. В 1938 г. возведен в сан митрополита. После окончательного возвращения в Россию в 1947 г. управлял Рижской и Латвийской епархией, служил в Ростове-на-Дону и Саратове. Последние годы жизни прожил на покое в Псково-Печерском монастыре, в пещерах которого и был погребен после кончины в 1961 году.

Новое облачение

Со вчерашнего вечера началось предпразднство Рождества Христова...

Но Церковь давно уже стала понемногу напоминать о грядущем празднике: не только с катавасии Введения «Христос раждается», но и в дневных, и в канонах Минеи.

Как вода где-нибудь незаметно начинает просачиваться, так и в богослужении еще задолго до праздника слышатся уже звоны рождественских славословий.

Но со вчерашнего вечера оставляется уже совсем обычный, будничный Октоих (до отдания Богоявления), и поется только праздничная Минея. И вчера я с приятным чувством отрады взял закрытую книгу Октоиха и с каким-то торжеством «спрятал» ее на нижнюю полку клиросного аналоя: больше пока ты не нужна уже. И почувствовал я, будто со вчерашнего вечера Церковь, готовясь к празднику, сняла с себя обычную будничную рабочую, старую одежду, уже запачканную, запыленную, с пятнами, – и надела ныне новенькое чистое платье... Правда, еще не самое торжественное, не разукрашенное драгоценными каменьями праздничное облачение, но уже и не будничное платье. Покаянные молитвы Октоиха, сокрушение о грехах и страстях наших постоянных будут заменяться светлыми тонами начавшегося уже торжества. Церковь точно принарядилась к встрече! В сердце зажегся свет радости!

«Переодевается» и душа... Я заметил ныне за собою следующее. Хотел, было, читать акафист «Всех скорбящих радости», но, когда уже надевал епитрахиль,   вдруг почувствовал неохоту, или трудность читать его. Подумалось о "скорбящих". Да разве ныне, когда уже начался праздник Боговоплощения, можно думать о каких-то скорбях? Неудобно несколько. Не хочется. А главное, я ощутил, что это и не богоугодно. Этим я огорчил бы Самого Бога, Коему хочу молиться. Ведь ныне нужно Его и Матерь Его уже славить, а мы все со своими скорбями. Неужели мало нам дней в году, чтобы только и делать, что жаловаться да плакать, да просить? А когда же прославить, когда поблагодарить, когда радоваться? Хоть бы праздники этим отличить и почтить. Для того ведь они и «праздники», то есть радостные, торжествующие дни.

И вспомнилось мне одно евангельское событие. Подошли к Иисусу Христу книжники и фарисеи и стали роптать и говорить ученикам Его (Eмy-то Самому не дерзнули, эти лицемерные и опустошенные души!):

– Как это Он и вы едите и пьете с мытарями и грешниками?

(Будто они-то сами святы были? Были бы святы, жалели бы и любили кающихся грешников как и Он). А Иисус Христос понял, что этот вопрос относится к Нему и ответил: не здоровые имеют нужду во враче, но больные: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мк. 2, 16-17. Лк. 5, 30-31).

Так вот и теперь: все-то мы – мытари и грешники. Но «Он» по праздникам благоволит с нами разделять Свою духовную трапезу. Ныне, в праздник спасения погибавшего мира, Он особенно близок к кающимся даже не грешникам. Ныне Он особенно Друг грешников (Мф. 11, 19). И требует от нас горького сокрушения, мук и скорбей о грехах. Ныне Он Сам все дает: пришел в гости Великий... И мы, «маленькие» радуемся. Не знаем: куда и посадить Его? Чем бы угостить? Позабыли про свою нищету и греховность. «Гость» Высокий почтил нас – и мы теперь не прежние маленькие люди, а точно выросли, облагородились. И хочется хвалиться этим счастьем и поделиться радостью с другими.

Но опустошенные души мнимо-праведных фарисеев не примыкают к нашей радости. И они спрашивают снова; но теперь уже Его Самого (исчезли остатки стыда и стеснения):

– Почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?

...Вот также и теперь холодная мысль спрашивает: не нужно ли в эти дни скорбеть? Что же Господь сказал?

– Можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними Жених?

И теперь идет Жених Церковный – Сын Божий, имеющий впоследствии за Свою невесту-Церковь даже предать Себя (Ефес. 5; 23 29)... Так можно ли плакать и скорбеть нам в эти дни ожидания Жениха?

Вот опять придут дни, когда отнимется у них Жених – начнутся будни, придет и Великий пост; и тогда будут поститься в те дни.

Потому Спаситель и сказал затем притчу: Никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет и к старой не подойдет заплата от новой (Лк. 5, 36).

Всему – время и место. Ныне наступает время радоваться. И я вместо «Всех Скорбящих» прочитал обычный, радостно-хвалебный Благовещенский акафист: «Ангел Предстатель послан бысть рещи Богородице радуйся, Еюже радость возсияет» Скорбь ныне неблаговременна!

Даже и о грехах неблаговременно стало думать. Пришел Спаситель от грехов. Пришло прощение. Явилось примирение. Нужно радоваться сем .

Уповать. Благодарить. Славословить. Для покаяния же будет другое время. И душа моя пожелала вместе с Церковью переоблачиться в светлое.

Довольно о себе

А затем встал и другой ряд чувств. Я ощутил, что ныне – хотя бы ныне, в эти великие праздники, – неприлично, не подобает даже думать о себе. Вообще, ни о чем «своем» не нужно заботиться. Довольно других дней – все «о себе». А теперь нужно отдаться всецело – чувствам «о Нем», о Боге, о Спасителе: пришел Царь Неба и земли; и к Нему нужно устремиться всецело, позабыв себя. Ныне Царь царей, Царь-Творец мира явился. Забудем же себя для Него. Хоть бы на эти «святые» дни, Ему «посвященные», – святки.

На всенощной
На всенощной

Это будет лучшее празднование. Это – истинное богопочитание, приличествующее Рождеству. Смотрите: пастухи по слову Ангелов пришли, узрели Богомладенца – и возвратились, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели (Лк. 2, 20). Волхвы, падши, поклонились Христу (Мф. 2, 11). А Ангелы пели славословие: слава в вышних Богу и на земли мир, и радовались за нас в человецех благоволение (Лк. 2, 13 –14).

К их лику и мы должны примкнуть. И уж во всяком случае нельзя расстраивать хода их и Церкви... Вообще лучше идти за Церковью: а она уже стала славословить Спасителя, забыв себя. Слава в вышних Богу!

«Не бойтесь!»

A ли уж и думать о себе, о своей духовной жизни, то опять – во славу Божию: то есть о том, как лучше подготовить себя к достойному прославлению Господа на праздниках и к неомрачаемый радости. И только! Для этого хорошо и попоститься, и исповедаться... Но и это все не так, а в другие дни или в пост, – а с большей надеждой на Спасителя, с большим миром в душе. Пред восходящим Солнцем-Христом наш душевный туман как-то незаметно тает сам. пришла радость. Точно и нас коснулся голос Ангела:

  Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям; ибо ныне родился вам (следовательно, и нам) Спаситель, Христос Господь! (Лк. 2, 10 – 11). Не бойтесь же! И это было (и есть, слава Богу) в душе моей. Даже другие почувствовали. Один монах, глядя на меня, улыбаясь спросил, почему такое настроение у меня, тогда как в иные дни нередко лоб нахмурен.

– Предпразднство началось! – ответил я с сдержанной тихою радостью.

О «милости» же не будем беспокоиться: Он прежде прошения нашего знает нужды наши (Мф. 6, 8, 32) и исполнит их. И чем меньше мы будем думать о себе, а больше – о Нем, тем больше получим. Ибо – это есть и большая любовь к Нему, когда мы меньше думаем о себе. Больше веры в Него, в Его Промысл! Это ли не угодно Ему?

«В день рождения своего царь (земной) бывает щедр и раздает весьма много милостей» – говорит святой Амвросий Медиоланский. Конечно, и Господь, не для Себя пришедший, а для людей, – готов всегда исполнять их просьбы (душеполезные, разумеется). Он Сам сказал: Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили; но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28). Он и сейчас «служит» нам... Подумаем! Бог служит нам! Сие – Его слово: не оставлю вас сиротами (Ин. 14, 18).

Но Он же при другом случае сказал: прощаются грехи ее (блудницы) многие за то, чmo возлюбила много; а кому мало прощается, тот (значит) мало (еще) любит (Лк. 7, 47).

Слезы

Повечерие 20 декабря. На восьмой песни читаю о «слезах». И не однажды. А на девятой песни и ирмосы, и тропари оканчиваются прошением: «Пощади души наша, Христе Боже». Как это не мирится, по-видимому, с тою радостью, которая уже затеплилась в душе и стала основным содержанием настроения!

Но Церковь мудрее нас.

И нужно ей повиноваться, следует за ее руки держаться.

Однако как примирить это, с другой стороны, с радостью, которая слышится в стихирах? Откуда «слезы»? Почему мольба о «пощаде»?

Душа человеческая – очень сложная вещь. У одного и того же автора могут быть, в один даже день, разные переживания.

Вот например: пишу ныне я поздравительные письма. И какое разнообразие мыслей: в одном письме мысль о Рождении Спасителя мира перенесла меня к концу всего, к Страшному Суду и ответу нашему пред Ним... В нескольких писал о необходимости спасаться, и в частности, покаянием; вспомнил тут и о грехах, избавить от коих пришел Господь. В третьих письмах же – славословил и звал к славословию и благодарению.

Отчего это? Иное зависело от состояния тех, кому писал, или какие представления об их душах вызывали они во мне. Иное же зависело и от новых настроений, рождавшихся у меня самого, в зависимости от моих духовных состояний, и даже от воспоминаний. А может быть и третье объяснение: благодать Божия сама то радует, то смиряет. Ибо для нас нужно и то, и другое.

Все возможно. Но как слезы мирятся с праздником? В песнопениях указывается такая связь: нужно готовиться достойно встретить праздник; для этого нужно очиститься. Путь к этому – слезы и исповедь.

А «пощади» откуда? Вспоминается жестокость замысла Ирода: убить Богомладенца. А это наводит на мысль о каре Божией на него. Но грешный человек тотчас же спохватывается за себя самого: и в нас многое достойно наказания. Отсюда: «пощади»!

Обручники народов

За два воскресенья вспоминаются праотцы, то есть ветхозаветные святые. Зачем это?

«От них» Господь «показал Едину Марию чистую, из Нея же цвет пройде Христос». Ветхозаветные святые – сродники Ей (первая стихира на «Господи воззвах). И следовательно, – «сродники» Христу (20 декабря, повечерие, первый тропарь восьмой песни). Да и Сам Спаситель благоволил «от семене их быти по (подобным) нам» (вторая стихира), а после их «поползнувшихся» спасет «крестом» и «воскресением» (вторая стихира на «Господи воззвах»), выведет их из ада.

Всенощная. Фото Андрея Хаммера
Всенощная. Фото Андрея Хаммера

А пророки «присноблажатся», как предсказавшие о Христе. Но главное вот что: они подготовили брак Христа с Церковью. Это из тропаря: «om язык (народов) теми предобручивый Церковь». А вы за нас «мольбу Господу присно принесите блаженнии» (четверый тропарь девятой песни второго канона).

Святой Вонифатий и святой Игнатий Богоносец

Девятнадцатого празднуется первый, двадцатого декабря – второй. Это два мученика. Оба – святые.

Житие первого – известно: раб богатый женщины, римлянки Аглаиды, и управитель ее имений; а вместе с тем – и сожитель ее, и притом страдавший пристрастием к вину; но при всем этом – добрый душою, милостивый к бедным. Госпожа, человек верующий, послала его в Малую Азию привезти оттуда мощи какого-либо мученика, ибо через это она надеялась спасти грешную душу свою. Отъезжая, Вонифатий, шутя, спросил госпожу, примет ли она его тело (с коим она грешила в нечистоте), если он будет замучен за Христа? Благоразумная Аглаида серьезно оговорила его за неуместность шуток в такой момент. Вонифатий, благодушный, уехал в Малую Азию и, пораженный там величием и страданиями мучеников, объявил и себя христианином. За это он был обезглавлен, и сопровождавшие его рабы привезли мученическое тело к госпоже. Перед этим было видение, извещавшее ее о событии, – и Она вышла навстречу святому за Рим; на месте встречи устроила для него храм, а сама поселилась при нем, скончавшись преподобною.

И невольно в мысли моей связались в один вопрос эти два события: спасение двух грешников и рождение Спасителя.

Второй – сама чистота. Первого обнимали руки блудной госпожи, Аглаиды; второго обнимал Господь, когда тот был среди детей, благословляемых Христом... Но вдруг и первый возвышается до второго... Игнатий жаждет, просит, молится, ждет-не-дождется мученичества. Что-то поразительное! Ни один святой так не стремился к мученичеству! Когда слушаешь стихиры и тропари, жутко становится... Горел огнем нестерпимым – жаждал был замученным за Христа. Ощущал в этом какую-то дивную захватывающую сладость. А когда римские христиане хотели хлопотать за него, не без надежды на освобождение, – он и умолял, и запрещал это. Такова была жажда.

Но и святой Вонифатий сразу воспылал огнем подобной же любви и «самовольне» пошел на страдание. Оба – хотели этого... Эти жития привели меня к таким мыслям. С 20 декабря начинается предпразднство рождения Спасителя. Спасителя от грехов и прелести идолопоклонства. И вот накануне предпразднства Церковь показывает нам пример– наглядный, разительный – как происходит чрез Христа величайший, всепоглощающий переворот в душе: язычник, блудник, пьяница, раб людей и раб страстей... И вдруг взлет: сбросил все, освободился от греха... Порыв... – и мученик... Христос спас грешника – мученика. Святой Вонифатий – образ дохристианского состояния. А святой Игнатий – чистый, светлый, ясный, в таинстве Крещения просвещенный Христом. Всю жизнь пламенеет любовью к Нему. Разгорается огонь до нестерпимости. И он радостно отдает себя за Любимого на растерзание зверям.

Это образ новозаветного благодатного состояния. Как чудно! Но оба они загорелись любовью ко Христу, «родиться» ныне «хотящему».

И спасаться могут все: и чистые, и грешники. Благодать Христова сильна перерождать человека.

Обоим я отслужил молебен, и святой Аглаиде тоже. Их молитвами, Господи Иисусе Христе, возжги любовь и в нас!

Что спасло святого Вонифатия от падений? Благодать. Но за что данная? Чем она «воспользовалась» в нем? Его нищелюбием и милостивостью сердца. Если у кого из грешников это есть, Господь их не забудет и найдет им путь спасения – рано или поздно, так или иначе. А Аглаида, с коей жил он грешно, спаслась за свою веру: горячо желала иметь у себя мощи мученика, то есть святыню. Молитвами их, Господи, спаси меня!

Спасе, спаси мя!

Бедные Бедные

Многострунна душа наша! Ныне на утрени и поплакал. Но сладкими слезами (тихо и немного). Как вспомнил, что Господь пришел спасать – кого? – погибающих... Нас, вот таких немощных... Жалких... Несчастных... И жалко стало самих себя.

  Ах, бедные мы, бедные! (Рим. 7, 24). Как один французский священник все говорил (а он был исповедником тысяч грешников): «Бедные мои грехи, бедные грехи!», так же можно сказать: «Бедные мы, грешники! Бедные грешники! Пожалей нас, Господи! Да Ты и пожалел: для того и пришел, чтобы, пожалев, спострадать чувство обос нам и спасти нас. И с неба сошел потому, что пожалел». На литургии чувство обострилось еще более. Как увидишь всю свою «бедноту» («кругом нищий», как говорится) – то как тут не заплакать?! И плакалось.

Митрополит Вениамин (Федченков). Письма о двунадесятых праздниках. М.: Скимен, Пренса, 2004. С. 21-29



2009-01-02 08:04:00


Источник: http://www.pravmir.ru/



Хотел, было, читать акафист «Всех скорбящих радости», но, когда уже надевал епитрахиль,   вдруг почувствовал неохоту, или трудность читать его. Подумалось о "скорбящих". Да разве ныне, когда уже начался праздник Боговоплощения, можно думать о каких-то ск Статьи. Новое в данном разделе.
За горы, за горизонтыЗа горы, за горизонты
православные cтатьи,христианство,литература,искусство,религия,православный журнал,литературный журнал,православие культура  Богоявление
православные cтатьи,христианство,литература,искусство,религия,православный журнал,литературный журнал,православие культура  Эуа!
ЧасыЧасы
Терпи хорошееТерпи хорошее
Обмен (рассказ)Обмен (рассказ)
Пункт Б (повесть)Пункт Б (повесть)
Шторм (рассказ)Шторм (рассказ)
Сила тяготения (рассказ)Сила тяготения (рассказ)
Самое лучшее (рассказ)Самое лучшее (рассказ)
Горение (рассказ)Горение (рассказ)
Буду любить его всегда (рассказ)Буду любить его всегда (рассказ)
Безгрешная машина (рассказы)Безгрешная машина (рассказы)
Чудесная причина (рассказ)Чудесная причина (рассказ)
Слезы на том берегу (рассказ)Слезы на том берегу (рассказ)
Трудная дорога к морю (повесть)Трудная дорога к морю (повесть)
Темная комната (повесть)Темная комната (повесть)
Живое железо (рассказ)Живое железо (рассказ)
православные cтатьи,христианство,литература,искусство,религия,православный журнал,литературный журнал,православие культура  Исход Андрюхи Моисеева (рассказ)
Пора домой (рассказ)Пора домой (рассказ)

Домой написать нам
Дизайн и программирование
N-Studio
Причал: Христианское творчество, психологи Любая перепечатка возможна только при выполнении условий. Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены
© 2024 Причал
Наши спонсоры: