28 декабря Церковь празднует память священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, прославленного в лике новомучеников и исповедников Российских. В этот день Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил в московском Сретенском ставропигиальном монастыре Божественную литургию в сослужении епископа Дмитровского Александра, наместника обители архимандрита Тихона (Шевкунова), братии монастыря в священном сане и клириков града Москвы.
В проповеди после Евангелия митрополит Кирилл напомнил, что с именем архиепископа Илариона (Троицкого) связано много страниц новейшей истории Русской Церкви.
«Святитель Иларион был прекрасным богословом, профессором Московской Духовной академии, который внес в историю русской богословской мысли очень важное свидетельство о Церкви, - подчеркнул иерарх. - в начале XX века, когда и в наше богословие стали проникать либеральные идеи, когда некоторые увлеклись чуждым Православию пониманием иных религий и исповеданий, утверждая вслед за иными западными богословами, будто нет разницы между конфессиями, будто они - как ветви одного дерева, и каждая несет в себе истину, святитель Иларион в своем замечательном труде утверждал на основании творений святых отцев и всего могучего Предания Церкви Христовой, что существует только одна Церковь – Единая Святая Соборная и Апостольская – та, что в нынешнее время являет себя в Православии. Его слово было настолько убедительно, что повлияло на многие и многие суждения других людей».
При этом Патриарший Местоблюститель отметил, что священномученик Иларион (Троицкий) не уклонялся от разговоров с инославными. Хорошо известно, что он состоял в переписке с западным богословом Робертом Гардинером, который являлся секретарем комиссии по устройству мировой конференции христианства, ставившей перед собой задачу объединить все Церкви и конфессии. «Святитель Иларион не уклонился от переписки, не ушел от диалога, и его слово было исполнено такой силы, что к концу своей жизни Гардинер почти стал православным, и только внешние обстоятельства помешали ему присоединиться к Православной Церкви», - свидетельствует Владыка Кирилл.
«Когда же началась революция, гражданская война, великая смута, когда появилась опасность обновленческого раскола, который на своих знаменах начертал идею обновления Церкви, а на самом деле через вводимые реформы, которые не принимались народной жизнью, хотел разрушить Церковь, изничтожить ее, подорвать авторитет иерархии, сломить духовное сопротивление нашего народа, в это время святитель Иларион становится ближайшим сотрудником и помощником святого патриарха Тихона, - поведал далее иерарх. - Как пригодились его знания, как была востребована его убежденность в том, что в Православии едином является нам Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь! И силой слова он сокрушал обновленческий раскол столь успешно, что стал опасен не только для этих несчастных, слабых умом и духом обновленцев, но и для власти. Очень скоро святитель оказался в тюрьме, а в 1923 году он вступил на Соловецкие острова как узник. История доносит нам удивительные свидетельства о его жизни там, известно, что даже в лагере он пользовался авторитетом, никакой самый грозный надсмотрщик не позволял себе с ним панибратства или грубости. Даже один лишь внешний вид архиепископа Илариона внушал уважение гонителям».
Патриарший Местоблюститель рассказал собравшимся в храме, что святитель Иларион удивительным образом был связан с его семьей. Дед Владыки Кирилла Василий также был исповедником: в 1922 году за борьбу с обновленчеством в Нижегородской губернии он был сослан и в то же самое время, что и архиепископ Иларион (Троицкий), оказался на Соловках. Он лично знал святителя Илариона и других иерархов, находившихся в заключении на острове, был участником знаменитого Соловецкого Собора. Находился в заключении почти 30 лет, перенес много страданий, прошел 46 тюрем и 7 лагерей. Выйдя из заключения, он принял священнический сан, совершал служение в далекой башкирской деревне; преставился ко Господу иерей Василий в возрасте 91 года. «Вот через таких людей мы, следующее поколение православных, родившиеся уже в безбожное время, получили великое свидетельство о вере и мужестве наших предков, которые стояли насмерть, защищая единство Церкви и саму возможность для верующих людей принимать Таинства Святой Евхаристии, Крещения и другие Таинства, оставаться в общении с Богом через страдающую Мать – Православную Церковь», - подчеркнул митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
«В отличие от моего деда, святитель Иларион не вышел из тюрьмы, в 1929 году он умер от тифа, заразившись на этапе по пути в далекую ссылку. Он скончался в городе на Неве, и благочестивый митрополит Серафим (Чичагов), занимавший тогда Ленинградскую кафедру, выпрашивает его тело у гонителей и благоговейно погребает на кладбище Новодевичьего монастыря», - сказал далее Местоблюститель Патриаршего престола.
По словам иерарха, вспоминая святителя Илариона (Троицкого), «мы вспоминаем целую эпоху, вспоминаем мучеников, и это должно заострить наше внимание на том, что есть мученичество; мы должны ясно понимать, что такое мученический подвиг, что в нем для нас поучительно».
Митрополит Кирилл напомнил, что в «Похвальном слове святым мученикам» святитель Иоанн Златоуст свидетельствует: «Мученики и ангелы различаются только названиями, а на самом деле сходны между собою». «Но ведь ангелы пребывают на небе, а мученики – на земле. Ангелы - в славе Божией, а мученики – в лагерях смерти, в застенках, в тифозных палатах, в бесчестье, в грязи, в отвержении, в поношении. Что же может быть общего между сияющим обликом ангела и грязным, испачканным в крови, измученным, изуродованным, физически сломленным человеком? – сказал далее Владыка. – Сейчас мы поклоняемся мученикам перед иконами, на которых они изображены во славе, подобно ангелам. Но те, кто взирал на них темнице, кто расстреливал их, кто вытаскивал их из пыточных камер, видели перед собой униженное растерзанное человеческое тело - никакой силы, никакой власти, никакого ангелоподобия. Существует нечто общее между ангелами и мучениками, и ответ на вопрос, в чем эта общность, и помогает понять силу мученика».
Архипастырь подчеркнул: за редким исключением физическую пытку выдержать не может никто, что бы ни говорилось в различных фильмах про героев. Однако опыт Церкви свидетельствует, что мученики претерпевают самые страшные испытания и не отрекаются от веры. Так три девочки – Вера, Надежда и Любовь – бросили вызов мучителям, эти хрупкие существа смогли выдержать страшные физические пытки. «Но откуда у них силы, откуда у архиепископа Илариона была сила пройти лагеря и тюрьмы и не сломаться? Последние слова, которые он сказал: “Наконец-то я свободен”. Мученик может выдержать любую пытку, ибо в его сердце рай, ибо он хранит столь глубочайшее ощущение Царствия Божия и обретает от реального соприкосновения с Богом такую силу, что никакая пытка, никакое страдание, никакой ужас смерти не способны разрушить этот опыт и оторвать его от Господа», - заявил иерарх.
Вот почему мученики и ангелы различны только по имени, ведь и ангелы имеют этот опыт рая, опыт жизни с Богом; там, во славе, им не нужна даже вера, потому что они все знают, отметил Местоблюститель Патриаршего престола: «Вот так же духовный внутренний опыт мучеников уже переходил порог веры и становился реальным знанием. Мученики точно знали, за что они идут на пытку, и никакие посулы или угрозы не способны были заставить их отказаться от этого опыта рая, от жизни с Богом».
Напомнив, что по-гречески мученик (μάρτυς) значит «свидетель», лишь в славянских языках данное слово имеет еще один смысловой оттенок, и это может говорить о том, что наших далеких предков особенно поразили сила и величие мученического подвига, Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сказал: «Свидетелем чего является мученик? Свидетелем Царства Божия на земле. Свидетелем того, что наша вера - это не умозрение, не теория, это не идеи, почерпнутые из книги. Наша вера – это жизнь, это реальность, потому что Бог пребывает с нами».
В завершение проповеди Владыка Кирилл отметил: «Мы молимся о нашей Церкви, о ее единстве, особенно в настоящее время, на пути к Собору, когда разные силы и силенки пытаются бороться с Богом, навязывать людям какие-то свои суждения и мысли, говорить ложь и пытаться кого-то компрометировать. Все это грех, пустота, пена, которую Господь сдует одним Своим дуновением, и поэтому не нужно открывать свои разум и сердце человеческим хитросплетениям. Мы все должны сегодня открыть разум и сердце только Богу, прося Его управить путь Церкви и дать нам Предстоятеля, способного в непростое время, которое нас ждет, быть твердым хранителем чистоты веры и отеческих традиций, имеющего опыт духовной жизни, чтобы быть способным являть свидетельство о Христе, быть мучеником, отдавая, если потребуется, себя и свою жизнь Господу и Его Церкви. Верю, что не по человеческому хитросплетению, а по воле Божией совершится избрание следующего Предстоятеля нашей Святой Православной Церкви. Вознося ныне молитвы святителю Илариону, исповеднику и священномученику, мы просим его быть с нами подобно тому, как он был рядом со святым патриархом Тихоном, умудряя нас всех своими творениями, примером своей жизни и подкрепляя молитвой. Аминь».