Несколько дней назад журналисты и компьютерщики отметили огромный всплеск поисковых запросов в яндексе по теме "Аборт". Увы, одна из актуальнейших тем для современной России. Истоки этого интернет-всплеска не вполне ясны: одни специалисты считают, что это рекламная накрутка, другие же полагают, что причина этого не только коммерческая: аналогичные данные показывают запросы статистики (liveinternet.ru), возросли и обращения по запросам "поздний аборт", "аборт в Москве". Собственно, не так важны нам эти показатели. Проблема абортов в нашем обществе так и не решена, и для кого-то сегодня остро стоит вопрос: родить ребенка или убить его перед лицом разрекламированного кризиса и невыплаченной ипотеки?
Прокомментировать ситуацию мы попросили протоиерея Александра Ильяшенко, настоятеля храма Всемилостивого Спаса, председателя редакционного совета портала "Православие и мир", отца 12 детей.
Самое страшное в трудностях и испытаниях – испугаться, поддаться панике и потерять самообладание.
Я расскажу об одном случае, произошедшем несколько лет. Директор Усть-Ленского заповедника в одиночку отправился в рядовую экспедицию на один из островов в дельте Лены, чтобы провести там какие-то необходимые наблюдения. Пройдя километров 20 по болотистой почве, он провалился в трещину и сломал ногу. Островок был небольшой, но найти там человека, который прошел по болоту и, естественно, не оставил за собой следов, оказалось очень трудно. И вот этот человек полторы-две недели добирался до своих со сломанной ногой, имея всего лишь 4 спички в запасе и будучи не в состоянии добывать пищу. Он потерял чуть ли не 20 кг веса, но все же выжил в этих нечеловеческих условиях, потому что проявил удивительное хладнокровие, самообладание и мужество. Это, безусловно, не могло не произвести на него впечатления: приехав в Москву, он принял святое Крещение.
В своих записках он приводит цитату из книги знаменитого путешественника Алена Бомбара «За бортом по своей воле»: «Сколько людей ежедневно терпят бедствие, оказываются без еды, огня, не зная как поступить в этом случае, наедине с такой ласковой и манящей издалека, но такой страшной и неизвестной вблизи природой. Почему гибнут? Ведь человек так силен. Убило не море. Вас убил не голод. Вас убила не жажда. Вы умерли от страха».
Это очень справедливое и современное наблюдение. Путешественник, сделавший его, Ален Бомбар, отправился в многомесячное странствие по океану на спасательной лодке сознательно, чтобы продемонстрировать, что если человек сохраняет здравый смысл, то он может остаться в живых.
Сейчас мы переживаем стрессовый период и в силу своей расслабленности и привычки к комфорту, которым наслаждались в последнее время, становимся безоружными перед лицом разгулявшейся стихии - на этот раз финансово-экономической. А такие люди, как Ален Бомбар или вышеупомянутый директор заповедника, оказались готовыми к встрече со стихией, оказались способными смотреть опасности в глаза и не пасовать перед трудностями. Мы же, к сожалению, боимся, и виной тому - наша неподготовленность, малодушие, наше неправильное воспитание, неполноценное образование, а главное – наша разобщенность.
Для того, чтобы выстоять во время такого тяжелого испытания, необходимо объединять усилия, помогая друг другу. Как говорится, сам погибай, а товарища выручай. Если каждый готов выручать товарища, даже идя на какие-то жертвы, то кто-то и его будет спасать так же самоотверженно. Поэтому если мы стараемся помогать друг другу, значит, другие будут помогать нам. Как говорил преподобный Сергий Радонежский, «в любви и единении спасемся» - именно это и требуется от нас в этот тяжелый период.
Безусловно, тяжело остаться без средств к существованию. Но если бы так думали наши предки, то они бы не дерзали ни на какие серьезные поступки, говоря современным языком, ни на какие серьезные проекты.
Можно привести такой пример. Перед испытанием первой атомной бомбы должно было быть подписано соответствующие постановление Правительства, разрешающие это испытание. Научный руководитель проекта – Игорь Васильевич Курчатов – свою подпись поставил, а куратор от ЦК КПСС - Лаврентий Павлович Берия и Председатель Совета Министров Иосиф Виссарионович Сталин документ не подписали. Таким образом, вся ответственность легла на Курчатова: если что-то не так – отвечает он. Но он не дрогнул, не потерял самообладания. Конечно, со всей строгостью и ответственностью добивался исполнения всех инструкций от своих подчиненных, но не испугался. А ведь ему было гораздо труднее, чем любому из нас: дело касалось передового рубежа науки, где, естественно, нередки ошибки, однако партия таких ошибок не прощала. После того, как испытание было успешно проведено, участники проекта шутили: тот, кому дали звание Героя Социалистического Труда, в случае неуспеха должен был получить высшую меру наказания; тот, кому дали орден Ленина - 20 лет лагерей и т.д. И все это прекрасно понимали…
Я привожу примеры людей, которым было гораздо труднее, чем нам: они выживали в условиях, часто не совместимых с жизнью. У нас же наблюдается именно то, о чем пишет Ален Бомбар – просто паника, а также неумение и нежелание искать выход из трудной ситуации. Неумение консолидировать свои усилия, искать единомышленников, помогать друг другу бескорыстно и быть уверенными, что если ты помогаешь, то, безусловно, Господь пошлет того, кто и тебе поможет. Так что если люди по своему малодушию, вместо того, чтобы бороться с трудностями, начинают еще губительнее относиться к своим собственным детям, то тогда действительно позитивного выхода из кризиса ждать не приходится.
Надо помнить, как на протяжении всей своей истории русский народ полагался на помощь Божью и это никогда его не подводило.
На ум приходит рассказ Сергея Павловича Королева. Он, как и многие другие, был репрессирован и попал на Колыму, где условия примерно такие же суровые, как и в Якутии, так что зимой он просто уже «доходил». И вот он брел, совершенно обессиленный, по ледяной снежной целине и, будучи человеком верующим, взмолился - обратился ко святителю Николаю. Прошел еще немного и видит: на пеньке, посреди этой нетронутой снежной пустыни, лежит горячий хлеб. Он подождал свою бригаду и разделил этот хлеб с ними. Так и выжил.