30 ноября в 18:10 в храме святителя Николая в Бирюлеве (Москва) во время вечернего богослужения произошел взрыв самодельного взрывного устройства. Прихожанка храма, Анна Васильевна Михалкина заметила, что из полиэтиленового пакета, в котором оказалась стеклянная банка, идет дым. Пытаясь затушить возникший источник задымления, она стала заливать пакет из стоящего рядом бака со святой водой. В это время произошел взрыв, в результате которого женщина получила осколочные ранения разбитым стеклом. Вызванная к месту происшествия бригада скорой помощи госпитализировала пострадавшую. Вызванная к месту происшествия бригада скорой помощи госпитализировала пострадавшую. Перед госпитализацией второй священник причастил женщину Святыми Христовыми Тайнами.
В результате данного происшествия, cлава Богу, более никто не пострадал. Во время вечернего богослужения читался акафист святителю Николаю Чудотворцу и все находившиеся в храме были обращены спиной к месту взрыва и стояли на коленях, лицом к иконе святителя Николая, священник же в момент взрыва зашел в алтарь храма для чтения Евангелия.
"Как очевидец, как священник совершавший в момент взрыва службу в храме говорю: это был терракт против Православия, против возрождения России. Задача, я думаю была одна: запугать.
Велика сила молитв покровителя нашего храма святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских! Сила взрыва составила около 50 грамм в тротиловом эквиваленте, даже стёкла не были выбиты, а количество приготовленной взрывчатки оценивается в 400 грамм! Это существенно, жертв и разрушений было бы гораздо больше, если не самопожертвование единственной пострадавшей нашей прихожанки Анны, заливавшей замеченный ею источник возгорания святой водой и закрывшей эпицентр взрыва своим телом! Спаси её Господи, она в больнице.
Также поражение людей не получилось от того, что "случайно" Служба началась позже на 10 минут.
Банка была поставлена у свечного ящика, планировалось, что взрыв ударит по людям, стоящим в очереди за свечами - лицом к эпицентру. Они подошли покупать свечи. Но через 5 минут после взрыва! А в этот трагедии на последних словах акафиста все склонились на колени перед иконой святителя Николая, спиной к страшному месту! Встали на колени, как бы выполнив команду: "Ложись!" - за несколько минут до взрыва! Молитва святителю Николаю предотвратила жертвы!" - рассказал священник Константин Кобелев, очевидец произошедшего как священник, проводивший в это время службу.
После взрыва служба не прерывалась, после её окончании с прихожанами - свидетелями происшествия была проведена духовная беседа о силе молитв святителя Николая, о непобедимости Церкви Христовой.
Материальный ущерб храму нанесён не был. На месте происшествия работают взрывотехники и оперативно-следственная группа. Опрашиваются свидетели происшествия, готовится анализ записей видеонаблюдения, решается вопрос о возбуждении уголовного дела. По утверждению специалистов, взрыв должен был быть сильнее, если бы пакет с бомбой не залили водой. То есть, прихожанка своими действиями спасла остальных находившихся в это время в храме. (Общий вес взрывного устройства, включая неразорвавшуюся часть, взрывотехники оценивают в 400 граммов. )
Настоятель и прихожане храма просят молитв о здравии пострадавшей рабы Божией Анны и о всех служащих и прихожанах храма.
В своем блоге священник Константин Кобелев рассказал о прихожанке, пострадавшей в результате теракта, и спасшей других прихожан от гибели и серьезных травм: "Анна Васильевна Михалкина родилась в 1946 году. У её родителей было четверо детей, детство прошло в Мордовии. Они были верующими, правда, в храм не ходили. Храм в их селе был закрыт, бабушка водила Анну в город, где сохранялся действующий храм. В возрасте 20 лет она приехала в Москву, вскоре устроилась на работу на стройку. В 1984 году она переехала в Бирюлёво. Прошло ещё 10 лет, и она стала регулярно ходить в наш храм, исповедоваться, причащаться святых Христовых Таин. Работала маляром, вышла на пенсию. Не являясь сотрудницей, часто помогала поддерживать благолепие храма. В этот день она следила за свечами на нескольких подсвечниках в юго-западной части храма. Анна утверждает, что примерно за полчаса до взрыва никакого пакета не было. Она хотела попить святой воды и поэтому хорошо рассмотрела обстановку в районе бачка. Бачок был пуст, и лишь в тазике, над которым разливают воду в бутылки прихожанам, было немного воды. После этого началось чтение Акафиста, и свечи никто не ставил. В конце Акафиста, при чтении трижды тринадцатого кондака все опустились на колени. Встала на колени и Анна, заметив, что скоро нужно снять огарочки. Поэтому, как только поднялся с колен священник, поспешила встать и Анна (другие прихожане ещё встать не успели). И тут она почувствовала неприятный запах, оглядевшись, заметила откуда-то появившийся пакет, откуда вырывался огонь. Чёрный полиэтиленовый пакет с надписью 5кг, в котором находилась трёхлитровая горящая банка, оказался рядом с тазиком со святой водой. Анна быстро стала ладошкой заливать огонь, успела трижды плеснуть. «Я его уже потушила, когда раздался взрыв, больше я ничего не видела, потому что лицо залила кровь». Прихожане окружили Анну Васильевну, вывели её на улицу. (Тут же была вызвана «Скорая помощь».) Подошёл ещё один священник и причастил её, как находящуюся в опасности, истекающую кровью. Прихожане оказали первую медицинскую помощь, промыли раны, забитые взрывчатым порошком и стёклами, сделали первую перевязку. Анна Васильевна передаёт из больницы благодарность всем прихожанам свято-Никольского Бирюлёвского храма, проявивших такую заботу.
По оценке специалистов, количество взрывчатки в переводе, как принято, на тротил, составило около 400 граммов, а мощность взрыва – также в тротиловом эквиваленте – составила всего около 50-ти граммов. Таким образом, быстротой реакции и правильными действиями Анны, теракт превратился в «хулиганство», ведь если бы сработал весь заряд, жертв и разрушений было бы гораздо больше. Кроме того, нагнувшись над банкой, Анна Васильевна восприняла на себя большинство осколков разбитого стекла…"