«Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия». (1 Кор. 1, 18).
«Таин еси, Богородице, рай, невозделанно возрастивший Христа, Имже крестное живоносное на земли насадися древо. Тем ныне возносиму, поклоняющеся ему, Тя величаем». (Канон праздника, ирмос 9-й песни).
В христианской Церкви в двадцатых годах четвертого столетия произошло событие, оказавшее глубокое влияние на церковную жизнь того времени и прочно вошедшее в сознание верующих последующих веков: на Голгофе были открыты остатки древа Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос. Это событие связывается с именем св. Елены, матери императора Константина, которая, посетив святые места Палестины и много сделав для их благолепия, организовала и поиски Креста Господня.
Историческая достоверность этого события подтверждается как фактами религиозно-церковной жизни, так и свидетельством церковных писателей и историков Церкви. Известный востоковед Ассемани (1) (1687—1768) полагал, что св. Крест найден св. Еленою 3 мая 326 года (из расчета римского Юлианского календаря) (2). Дату 326 год называет и историк Сократ. Но, по заключению известного русского богослова проф. М. Скабаллановича, основывавшегося на позднейших данных, обретение Креста нельзя относить к 326 году, так как, по ряду данных, св. Елена умерла в 325 году, а не в 327, как полагали ранее. Проф. М. Скабалланович считает более правильным указание александрийской хроники, которая считает годом обретения Креста 320-й, а по отзыву хронографа Феофана, это событие могло быть и раньше (3). Историк Сократ говорит об обретении Креста Еленою и об отправке части святого древа императору Константину (4). Созомен упоминает об исцелении через обретенный Крест одной знатной женщины (5). Руфин указывает, что обретение Креста произошло при Иерусалимском епископе Макарии, и что Крест был узнан через исцеление пораженной тяжелой болезнью полумертвой женщины (6). Св. Кирилл Иерусалимский (350— 387) об обретении Креста говорит в беседах 4-й, 10-й, 13-й и в письме к Констанцию. Павлин, епископ Ноланский (†431), в письме к Северу повествует, что св. Елена собирала сведения о месте, где был засыпан землею Крест, не только среди христиан, но и среди иудеев. Крест, продолжает Павлин, был узнан через воскрешение недавно умершего, после возложения на него древа Креста, между тем как возложение на умершего двух других крестов никакого действия не произвело (7). По словам Григория Турского (†594), Крест был найден по указанию еврея Иуды, который затем принял крещение и получил имя Кириак. Св. Амвросий (340—397) в похвальном слове Византийскому императору Феодосию Великому говорит, что были найдены не только Крест, но и надпись (дощечка) над ним и гвозди. Св. Иоанн Златоуст (347—407) в беседе 85-й также упоминает о дощечке с надписью и говорит, что, когда было откопано древо Креста, оно было узнано потому, во-первых, что находилось в середине между двумя крестами, и, во-вторых, по надписи, ибо кресты разбойников не имели надписей.
Само событие обретения Честного Креста Господня происходило при большом стечении народа. В «Житиях святых», месяц сентябрь, 14-е число, в «Сказании о Воздвижении Креста» говорится: «Когда был обретен Крест, некоторые не имели возможности видеть и облобызать св. Крест и просили, чтобы, по крайней мере, им показали Крест. Тогда Макарий, епископ Иерусалимский, став на возвышенном месте, воздвигая Крест, показал его народу» (8). Событие обретения древа Креста Господня можно дополнить следующими историческими фактами: известно, что в 614 году, когда персы опустошили Палестину и Иерусалим, и патриарх Захария был взят в плен, вместе с ним были унесены завоевателями в Персию и части Креста. По мирному договору, заключенному между персами и греками в 628 году, патриарх Захария был освобожден из плена, возвращены были и части Креста (9).
Обретение Креста Господня напомнило верующим о величайшем божественном подвиге, о спасительной жертве — крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа. И вполне понятно, что в связи с событием обретения Креста Господня мысль церковных учителей и писателей усиленно занялась вопросами о значении крестной смерти Иисуса Христа, раскрытием учения о тайне Креста. Над разрешением этих вопросов много потрудился св. Иоанн Златоуст. Вот его размышления о тайне Креста: «Если кто-либо спросит меня, что дивного сотворил Христос, то я опущу небо, землю, море, воскрешение многих мертвецов и прочие сотворенные Им чудеса, именно умножение хлебов, превращение воды в вино, — и укажу только на Крест, который славнее прочего» (10). «Принять плоть и претерпеть, что Он претерпел, есть гораздо большее дело, нежели сотворить мир и привести его из небытия в бытие» (11). «Он совершает на Кресте чудо, особенно обнаруживающее Его силу. Не мертвого воскрешая, не морю и ветрам повелевая, не демона изгоняя, а, будучи распинаем, оскорбляем, оплевываем, поносим, бесславен, Он мог переменить порочную душу разбойника» (12). «Христос пришел и принес прощение, оправдание и жизнь, но дарует это не просто, а посредством Креста» (13). «Движимый волею, а не необходимостью, Господь исполнил таинство святейшего Креста» (14). «Во время принесения Себя Богу в жертву на Кресте Иисус Христос излил Свою Пречистую Кровь». «Кровь Христа есть цена вселенной: ею Христос купил Церковь, ею Он всю ее украсил» (15). «Крест устроил примирение между Богом и людьми» (16). «Почему Он не избавил Себя на Кресте? Ему угодно было сразиться со смертью: Он не сошел со Креста не потому, что не мог, но потому, что не хотел» (17). «Крест, это орудие, ненавистное и позорнейшее всех смертей, [Христос] превознес выше небес. Этот знак смерти сделался источником великого благословения, стеною от всякой опасности, смертоносным отражением диавола, уздою демонов, грозою сопротивным силам».
Наш знаменитый отечественный богослов архиепископ Херсонский Иннокентий говорит, что воздвижением Креста Господня изображается все, что было и есть в жизни нашего Господа, и все, что должно быть и чего, может быть, нет в жизни нашей.
Воздвижением Креста изображается, во-первых, вся жизнь нашего Господа. Ибо из чего слагается жизнь сия? Из неисповедимого уничижения и столь же неисповедимой славы, кои, несмотря на свою противоположность, соединяясь между собою и пресекая друг друга, уже сим самым образуют крест. «Иже, во образе Божий сый, — так изображает Апостол жизнь нашего Господа, — не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся яко же человек, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя». Вот лествица нисхождения Сына Божия! Кто может исчесть все ее ступени? — «Темже,— Продолжает Апостол, — и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене, да о имени Иисусове всяко колено поклонится, небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Филипп. 2, 6—11). Вот лествица восхождения Сына Человеческого! Кто может указать последний предел ее?
Итак, христианин, видя крест, низводимый долу (книзу), представь себе, сколько можешь, различные роды и виды уничижений своего Господа: как Он оставляет престол славы, нисходит на землю и вселяется во утробу Девы; как, по рождении, полагается в яслях, терпит обрезание и бежит от Ирода во Египет; как проводит тридцать лет в безвестности Назарета, в повиновении бренным родителям, в трудах древоделия; как потом приемлет крещение от раба, искушается от сатаны и проповедует Царствие Божие среди всякого рода лишений, клевет и опасностей; как предается учеником, осуждается, как возмутитель, и возносится на крест; как в самом гробе стрежется, яко обольститель, и в то же время нисходит в ад для проповеди в мире духов; как, наконец, среди самой славы Своей, уже по вознесении на небо, Он продолжает быть, особенно в лице истинных последователей и членов Своих, предметом пререкания, вражды и гонений. Представь, христианин, все это при виде низводимого долу Креста Господня, и помысли: для чего Господь твой претерпел и продолжает терпеть столько уничижений? Он мог наслаждаться славою, которую имел у Отца, «прежде мир не бысть» (Ин. 17, 5), а тебя предоставить твоим бедствиям; но не предоставил, а благоволил оставить славу Свою и претерпеть все роды уничижений, чтобы покрыть твою срамоту, возвратить тебе славу, тобою потерянную, очистить кровию Своею твои грехи, и соделать тебя паки наследником неба.
Будь же признателен к беспримерному снисхождению, умей ценить крестное величие Господа твоего, научись употреблять его в свою пользу через подражание Ему, начни нести ту часть креста, которая достается на твою долю, для очищения тебя от скверн плоти и духа. Крест для того так и низводится долу, дабы ты, лежащий на земле во грехах, мог взяться за него верою и вознестись с ним на высоту. Не опускай же сего драгоценного случая!
При воздвижении Креста горе (кверху) должно представить себе другое — вообразить постепенное прославление Сына Человеческого, начавшееся еще среди глубокого уничижения: как Архангел возвещает зачатие, и Ангелы воспевают рождение Предвечного Младенца (Лк. 2, 13); как двенадцатилетний Отрок постыжает в Иерусалиме мудрость всех книжников (Лк. 2, 46—4-7); как глас с неба именует Его Сыном возлюбленным при Иордане (Мф. 3, 17) и на Фаворе (Мф. 17, 5); как слепые, по слову Его, прозирают, глухие слышат, духи нечистые убегают, мертвые воскресают; как дети воспевают осанна; как на самой Голгофе солнце меркнет, земля сотрясается; как сонмы праведных идут в рай за Победителем ада и смерти; как Он воскресает из гроба, проповедуется от Ангелов Апостолам, а через них — всему миру; как Ему дается всякая власть на небе и на земле (Мф. 28, 18); как Он возносится с Елеона на небо, посаждается одесную Бога Отца (Мк. 16, 19), начинает управлять всем миром, ко благу Церкви Своей; как побеждает, одного после другого, всех врагов Своих, доколе и последний враг не упразднится — смерть (1 Кор. 15, 20) — все это и подобное сему должно представить при виде воздвигаемого Креста, ибо Сын Человеческий взошел на толикую высоту славы не другим чем, как Крестом.
Но для кого сия слава? Для тебя же, христианин, и для твоего спасения. У Сына Божия и без того бездна славы, но ты бесславен; а Он хочет Собою почтить и прославить тебя. Посему-то и Царство, Им приобретенное, все завещано тебе (Лк. 22, 29). Не будь же равнодушен к славе своего Спасителя, для тебя приобретенной; помни высоту, к коей призван; не скорби много среди унижения земного; не заглядывайся на высоты мирские: тебя ждет небо; для тебя уготован престол славы; ты будешь выше всего, только не унизь и не потеряй грехами своими нового небесного достоинства, тебе завещанного. Таким образом, воздвижение Креста Господня приводит на память всю жизнь нашего Господа. Но, вместе с сим, поелику в христианине должно мудрствоваться то же, что и во Христе Иисусе (Филипп. 2, 5), и потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Петр. 2, 21), вместе с сим воздвижением Креста, как мы сказали, изображается и то, что должно быть (и чего, может быть, нет) в жизни нашей.
Так, и нам предлежит слава, подобная той, в которую взошел Господь и Спаситель наш; но предлежит и тот же самый путь к сей славе, коим пришел Он, — путь креста и самоотвержения, путь смирения и терпения до смерти. Другого пути на небо нет и быть не может.
Итак, видя преклоняющимся до земли Крест, спросим самих себя: способны ли мы преклониться таким образом во смирении и терпении для славы Божией и блага ближних; готовы ли расстаться с честию мирскою, чтобы не потерять славы Божией; отвергаемся ли гордости житейской; чувствуем ли, что мы — земля и пепел, грешники недостойные помилования; признаем ли необходимым умерщвлять свое самолюбие, и умерщвляем ли сколько-нибудь на самом деле; перенесли ли хотя одну обиду; простили ли от сердца хотя одного врага; плакали ли хотя раз о своих грехах; знаем ли хотя из малого опыта, что такое крест и что смирение христианское?
Кто при сем обретет в себе и своей жизни бесценные следы уничижений и смирения своего Господа, тот да повергнется к подножию Креста, и да благодарит Господа за великий дар благодати Его. Ибо истинное самоотвержение приходит свыше; наша природа умеет только кичиться и превозноситься, но, приходя свыше, оно, рано или поздно, и возносит человека туда, откуда приходит, — на небо, в обители Отца Небесного.
Подобным образом, при воздвижении Креста, должно помышлять о необходимости восходить от добродетели к добродетели, от веры к вере, от любви к любви. Высока лествица христианского совершенства! Бесконечны ступени подвигов духовных! Одно верное правило: забывая задняя, всегда простираться вперед (Филипп. 3, 13). Кто думает, что уже достиг самого верха, тот сим самым показывает, что он еще стоит долу. Самые великие подвижники всегда почитали себя недостигшими. Итак, видя возносимым горе Крест, осмотрись, христианин, в совести своей, что может быть сделано для очищения и возвышения самых добродетелей твоих, если имеешь их.
Прежде же и паче всего молим, заканчивает архиепископ Иннокентий, да не будет священнодействие сие предметом одного зрелища! Да отразится знамение Креста Христова не на поверхности токмо тела вашего, но и в глубине сердец ваших! Крест спасает, но не покланяемый токмо, а и носимый, не на одной выи телесной, но на выи души. Покланяйся ему не в одном храме, где он так украшен, но везде, где ни сретится: в обиде ли от ближнего, в потере ли имущества, в болезни ли, в другой ли какой печали, — поклонись ему и облобызай его и в сем случае. Сим, и токмо сим, докажешь, что ты покланяешься не злату и серебру во образе креста, а истинному Кресту Господню, который на Голгофе был покрыт не камением драгим, а кровию и слезами. Крест Христов — это неиссякаемый источник для духовного назидания и утешения. Поэтому Святая Церковь и износит Крест для нашего поклонения, чтобы мы, стоя у подножия Креста, вновь и вновь пережили страдания Спасителя и уроками их питали бы свою душу. В этом тайна силы и значения Креста.
ЖМП 1958 № 9
Примечания
1. Ассемани (Иосиф Симон), ориенталист. Собрал много рукописей для Ватиканской библиотеки, библиотекарем которой он состоял. 2. Дата 3 мая 326 года принимается и архиепископом Сергием в Полном Месяцеслове Востока (изд. 1876 г .), т. II. Заметки. Сентябрь, 14-е число, стр. 288 — 289. 3. М. Скабалланович, Толковый Типикон, вып. 1, Киев, 1910. История богослужебного устава IV—V веков, стр. 304 — 305. 4. Сократ, Церковная история, I, 17. 5. Созомен, Церковная история, т. II, стр. 1 (обнимает период истории с 323 до 439 г .). 6. Руфин. Церковная история, кн. 10, гл. 7, 8. 7. Павлин, Письмо к Северу, 21, гл. 5. 8. «Жития святых», изд. Московской Синодальной типографии. М., 1903, стр. 292. 9. Ф. И. Успенский, История Византийской империи, стр. 679, 680, 704. 10. Св. Иоанн Златоуст, Толкование на пророка Исаию. Творения, т. VI, стр. 169. 11. Св. Иоанн Златоуст, Толкование на послание к Евреям. Творения, т. VII, стр. 42. 12. Св. Иоанн Златоуст, Беседы о кресте и разбойнике. Творения, т. 11, стр. 439. 13. Св. Иоанн Златоуст, Беседы на послание к Римлянам. Творения, т. IX, стр. 509. 14. Св. Иоанн Златоуст, Толкования на пророка Исаию. Творения, т. VI, стр. 160. 15. Св. Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие от Иоанна. Творения, т. VIII, стр. 120. 16. Св. Иоанн Златоуст, Беседы о кресте и разбойнике. Творения, т. II, стр. 447 . 17. Св. Иоанн Златоуст, Беседы на 1 послание к Коринфянам. Творения, т. X, стр. 31.