О приходской жизни и традициях в Русской Православной Церкви заграницей мы беседуем со священником Алексием Чумаковым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Лос Анджелесе.
- Отец Алексий, если обычный русский прихожанин попадет на Литургию в американский православный храм, какие отличия он, прежде всего, заметит?
- Если он попадет в храм Русской Православной традиции, то различий будет немного. При том разнообразии приходских обычаев, какое существует даже в одном городе Москве, наши отличия не бросаются в глаза, но они есть: обычно храм открыт тогда, когда совершаются богослужения, а не всё время (это расстраивает многочисленных желающих "просто поставить свечку"); службы совершаются, как правило, не каждый день, а по воскресеньям и в крупные праздники; практически отсутствует "прихрамовая среда" и соответствующая субкультура, которая довольно заметна в российских храмах. Прихожане и особенно прихожанки, как правило, не следуют распространенному в России кодексу одежды - юбка до пола и нечто возможно более скромное и закрытое сверху. Тут больше упор на нарядность одежды, а не на её скромность, подразумевается, что на богослужение одеваются празднично, в лучшее. Вместо платков, дамы обычно носят шляпки, если вообще носят - сделать кому-либо без головного убора замечание по этому поводу вряд ли придет в голову. В остальном различий немного, если, конечно, не говорить о приходах греческой, арабской или какой-то иной традиции.
- Есть ли при Вашем храме воскресная школа? Чем там занимаются?
- Наш приход основан более 55 лет назад, и многие десятилетия при нем действовала субботняя русская школа, где изучали русский язык и литературу, историю и географию, Закон Божий. Количество учеников и классов колебалось от полутора десятков до полутора сотен, но лет десять назад наша школа переместилась в просторное специальное здание, расположенное при соседнем русском храме и таким образом наш приход сейчас непосредственно ею не занимается. Вместо этого у нас есть более скромная воскресная школа, которую посещают только дети наших прихожан, они занимаются примерно по той же программе. Главная её цель - сохранение религиозно-культурной преемственности, что особенно заботит тех родителей, где один из супругов - американец, а другой - русского происхождения.
- Какие дела милосердия совершаются на приходах?
- При приходе с самого его основания существует Свято-Покровское сестричество. Сестры не только заботятся о благоустройстве храма, они устраивают разные благотворительные обеды, собирают средства для помощи одиноким, бедным, престарелым православным русским людям, которые рассеяны по всему миру и нередко находятся в тяжелом положении. Им посылаются денежные подарки к праздникам, оказывается иная помощь. Нередко к сестрам обращаются за помощью люди, оказавшиеся вдали от Родины в затруднительном положении, без средств, работы и пр. Древнее правило жизни "ora et labora", молитва и труд, вполне можно считать девизом сестричества.
- Собираются ли прихожане после службы – на чаепитие, например? Бывают ли паломнические поездки?
- Да, после каждой воскресной литургии сестричество устраивает обед и чаепитие. Для этого у нас есть довольно просторный и тенистый сад со столами, примыкающий к кухне. Сестры, ответственные за данный обед, готовят несколько блюд, обычно это борщ или иной суп, несколько вариантов вторых блюд и салатов, десерт, пирожки и пирожные, кофе, чай и другие напитки. Прихожане платят за эти обеды примерно 8-10 долларов, в зависимости от обеда, а за обедом и после него общаются. Весь доход от этих обедов является доходом сестричества и используется только на благотворительные цели.
Что касается паломнических поездок, в последние годы они чаще всего организуются более централизованным образом, составляются паломнические группы на Святую Землю, в Грецию, Рим, Египет или в разные места России. В последние годы этого стало заметно больше и вообще мир "стал меньше". Кроме того, очень многие прихожане ездят в паломнические поездки в индивидуальном порядке.
- В Русской Православной Церкви все чаще говорят о необходимости частого причащения, а также ставят под сомнение обязательность исповеди перед каждым причастием для тех, кто причащается часто. Как обстоит дело с этими вопросами в храмах РПЦЗ?
- Трудно ответить на этот вопрос "вообще". Как и в России, у нас есть священники, придерживающиеся разных точек зрения по этим вопросам. К тому же, мы находимся в частом общении с верующими других православных церквей, например с греками, у которых совершенно другая традиция дисциплины исповеди и причащения. Я следую наставлениям моего многолетнего учителя и предшественника в нашем приходе, покойного вл. Александра (Милеанта), который старался сделать причастие более частым, не отменяя исповеди перед ним. Только если человек живет активной христианской жизнью и устойчив в ней, и причащается раз в неделю, ему благословляется исповедь раз в три недели или если что-то тяготит совесть. Причастие это не награда "за хорошее поведение", а лекарство, которое может нас исцелить, как хлеб для нашей души, который может дать нам силы. Это, наконец, исполнение прямой заповеди Спасителя.
Исповедь перед причастием для нас иногда единственная возможность побеседовать о важном с людьми, которые редко и случайным образом оказываются в храме, как-то разбудить их, сказать что-то утешительное. Практически каждое воскресенье на исповедь попадают 3-4 человека, которые более десяти лет не исповедовались, и отказываться от этого ценнейшего орудия в нашей пастырской практике, конечно, нельзя.
- Известно, что в православных церквях существуют разные традиции ежедневного молитвенного правила. Например, у греков это сокращенные уставные чинопоследования (утреня или повечерие) с присоединенными молитвами. Каково молитвенное правило у рядового прихожанина Вашего храма?
- У нас нет единого для всех правила, слишком разнообразны прихожане по своему духовному состоянию и устроению. В нашем киоске в продаже имеются молитвословы, издаваемые в России, кроме того, есть и русифицированные молитвословы для тех, кому невозможно преодолеть церковно-славянский, ну и, конечно, молитвословы на английском языке. При обсуждении молитвенного правила с прихожанами я обычно стараюсь побудить их не гнаться за длиной правила, а постараться хотя бы самое главное прочесть от всего сердца. По опыту знаю, что почти никто не читает "трехканонное правило", но многие молятся по "последованию ко святому причащению", хотя и тут многие застревают на длиннейших молитвах. Впрочем, молитвы ко Св. Причащению у нас также читает громко чтец во время причащения духовенства.
- Приходится ли американским священникам работать, чтобы прокормить себя? Как удается совместить работу и служение?
- Большинство наших священников имеют также и "гражданскую" работу, и специальность, только настоятели самых крупных приходов целиком заняты церковными делами и могут прожить на то, чем поддерживает их приход. Обычно работает и священник, и его жена, не говоря уж о диаконах. Службы у нас не каждый день, так что совместить работу и служение вполне возможно. Конечно, стараемся иметь работу, которая позволяет иметь свободный график, но не всегда удается. Некоторые также работают ради медицинской страховки для семьи, она в Америке очень дорога и редкий приход в силах обеспечить ею священника. С другой стороны, от гражданской работы есть несомненная польза, понимание людей, их забот и проблем, общение с внешним, нецерковным миром, сохранение некоторой трезвости насчет своего положения в мире - это может уберечь от болезни клерикализма.
- Каково отношение обычных американцев к Православной церкви? Ее замечают? А как относятся власти?
- Как правило, обычные американцы мало, что знают о Православии, считают его как бы экзотическим, этническим вариантом католичества. Здесь много разных течений христианства, конфесиий и пр., это считается сугубо личным делом каждого и в целом даже не принято обсуждать вопросы индивидуального вероисповедания. Для американцев это обычна тема, в которую не принято соваться.
Власти относятся также обычно с уважением, которое тут оказывают любому верующему человеку. Городские власти и полиция все время присылают приглашения на разные свои встречи, обсуждения и другие общественные мероприятия, больницы имеют штатных капелланов и всегда приглашают священников по просьбе больных или их родственников для молебна в больнице, причащения, просто беседы. Больницы сами предлагают сделать такой вызов и ищут священников по телефону. При этом мы имеем полный доступ всюду, включая реанимационные отделения, и даже парковка автомобиля для священнослужителей бесплатна. Церковь отделена от государства, но не от общества, более того, вероятно именно её отделение от государства позволило сохранить и укрепить влияние в обществе (более 80% верующих), в отличие, скажем, от большинства стран Европы.
- Ведется ли миссионерская работа?
- Мой предшественник на настоятельстве Свято-Покровского храма, покойный епископ Александр (Милеант) с начала 80-х и до самой своей кончины в 2005 составлял, публиковал и распространял множество миссионерских листков. И сейчас они доступны на его сайте http://www.fatheralexander.org на нескольких языках. По мере сил я также стараюсь развить подобную деятельность, мы переиздаем старые листки, редактируем и составляем новые, в них чувствуется большая потребность. Делалось это и тогда, и сейчас на свои собственные средства, своими руками и руками добровольных помощников среди прихожан. Для масштабных рассылок такой литературы, к сожалению, у нас сейчас нет средств.
- Заходят ли коренные американцы на службы? Что их привлекает в православном храме?
- Да, уже более двадцати лет в нашем храме существует т.н. "Американская группа", и каждое воскресенье у нас в боковом приделе служится ранняя литургия на английском языке. На неё собираются помолиться обычно 50-60 человек, раз в пять меньше, чем на славянскую, но, все равно, неплохо. В нашем храме служат два священника, коренных американца, не говорящих по-русски. Американцы приходят к Православию столь же разными путями, что и русские. Кого-то привлекла древность Церкви и неизменность вероисповедания, кого-то - красота храма и богослужения, кто-то женился на русской православной девушке и стал вникать в её религию.
- Наверное, такое движение существует, и давно. Но вряд ли его можно назвать сколько-нибудь массовым. Все-таки, о Православии тут слишком мало известно, да и в организационном плане у нас традиционно не все в порядке. К сожалению, очень многие православные по крещению русские люди отходят от церкви после эмиграции, растворяются и теряются, и их число больше, чем число обращающихся в Православие американцев.
- Какие сложности возникают у тех американцев, кто желает поближе познакомиться с Православием?
- Малочисленность православных, языковый барьер (не так много англоязычных приходов, да и американцы редко знают иностранные языки), наша раздробленность на множество "юрисдикций" по национальному признаку, малочисленность монастырей.
- Как вы считаете, насколько реальна свобода вероисповедания в США? Сталкиваются ли православные христиане с проблемами из-за своей веры?
- Я не сталкивался с такими проблемами, хотя живу тут более 18 лет. Свобода вероисповедания вполне реальна, на мой взгляд, хотя это и означает свободу для всех, даже тех, чьи убеждения или нравственные представления нам, как православным, очень не по душе.
- Джерри Бергман, преподаватель Северо-Западного университета в Огайо, утверждает: «Если христианское сообщество не включится в борьбу за религиозную свободу, причем не сделает этого немедленно, то сегодняшних новорожденных будут преследовать за христианскую веру уже физически». Вы согласны с этим утверждением?
- Согласен, но не во всем. Вероятно, Бергман имеет в виду следующее: с изменением общества, социальными переменами, происходит и откат от тех традиционных норм морали, которые негласно присутствовали в общественной и государственной жизни со времен средневековья. К этому относятся и разная публично демонстрируемая за государственный счет христианская символика, признание выступлений, например, против гомосексуалистов как "hate speech", в ряде случаев докторам, имеющим дело с государственными страховками труднее отказаться от исполения какой-то процедуры, которую они считают безнравственной (например, аборта), и вообще довольно планомерного вытеснения христианства из общественной сферы. Конечно, все это требует какого-то противодействия, хотя мне и трудно поверить в то, что кого-то будут физически преследовать именно за христианскую веру, хотя, конечно, все возможно. Все-таки, как это было замечено еще в первые века христианства, основными врагами, препятствующими его распространению, являются сами христиане, которые не живут в соответствии со своей верой и тем самым не исполняется известное «Да светит свет ваш перед людьми, да увидят ваши добрые дела и прославят Отца вашего, который на небесах». Опять-таки, вынув бревно из своего глаза, будет легче заняться и сучком в глазе ближнего своего. Это, конечно, не отменяет необходимость всех христиан делать от них зависящее для того, чтобы не допускать постепенной дехристианизации общества.