В фильме "Прости меня, Алёша" режиссер фиксирует поведение матери в момент отказа, показывает её сомнения и добавляет в трагическую изначально историю немного доброты и волшебства.
Детское сиротство, а точнее сам факт отказа родителей от ребенка всегда был и будет остросоциальной проблемой. Фильмы об этом снимали и будут снимать. Оказывается, об этом говорили и в советское время в нравоучительных целях.
"Да, теперь так не снимают", - можно прочитать в отзыве на фильм "Прости меня, Алеша" на одном из киносайтов. Если хотите поплакать, огорчиться на то, как несправедлив мир, а потом воздать оду радости, то посмотрите "Прости меня, Алеша". Режиссер Искра Бабич сумела сделать почти утопическую картину на социально-нравственную тему в 1983 году. Почему "почти утопическую", хотя то время многие теперь называют этим словом? Это не о государстве, подвигах трудящихся и прочем, а о человеческом сердце. Здесь есть свои грешники и свои праведники. А "почти" утопическая, потому что всегда ведь надеешься на чудо. Так и здесь молодая мать Инна отказывается от ребенка. Её молодой человек куда-то исчез, отец девушки в больнице, мачеха не рада её приходу. Но конец истории был бы другой, если бы не мальчик Алёша, повстречавшийся случайно по пути в роддом. Он только закончил школу и собирался поступать в политехнический. А тут такое случилось... Конечно, он ей помог. Сначала добраться до роддома, потом начал разыскивать отца ребенка и дальше по цепочке. И этот мальчик Алёша на вид наивный и юный сумел проявить, пожалуй, лучшие мужские качества, стать поддержкой и опорой. Наверняка кто-то бы сказал, что это глупый парень, но он умен сердцем. В противовес ему в фильме выведен дамский угодник Анатолий, отец ребенка. Это такой же юноша как Алёша, только он обожает морочить голову молодым девушкам и не собирается признавать ребенка и его мать, потому как это всем жизнь испортит. Что ж. Он получает за это удар кулаком. Если с Алешей всё в общем и целом понятно, то с матерью ребенка не совсем. Зачем Инна режет себе вены, когда вот-вот родит? Обычно в каком бы отчаянии не находилась женщина, она не допустит смерти себя и ребенка. Хотя были и такие случаи в истории, например, Жанна Эбюртен, жена Модильяни, но это другие люди, другая ситуация. Здесь же перед нами традиционное общество начала 80-х. Родители, дети, квартиры, дачи, поступление в университет, работа. И вот в жизнь нескольких человек, словно ураган, врывается что-то экстраординарное. В жизнь Инны сначала любовь потом предательство, в жизнь Анатолия увлечение и неприятности, в жизнь родителей Алёши непредвиденный ребенок и непутёвая Инна. И каждый справляется с произошедшим, как умеет, как считает нужным. Но интересно, что рождение ребенка в этом обществе совсем не радость, а наоборот подозрительное иррациональное начало, с которым как-то надо разобраться. Анатолию и Инне отказаться, врачам из роддома кому-то его перепоручить, милиционеру кого-то обвинить...Оказывается, что только один человек обращает внимание не на окружающие препятствия и условности, а на ребёнка. И надо сказать, постепенно он сумел сделать так, чтобы и остальные наконец-то увидели - это же ребенок, это же новая жизнь, где вы все? Сложнее всего было убедить не кого-нибудь, а Инну. Врачи чудом спасли её и ребенка после попытки самоубийств. Казалось бы, вот оно счастье. После таких потрясений совсем иначе смотришь на прошлые проблемы. Но нет. Инна отказывается от ребенка. Уходит. Даже толстокожий зритель будет возмущен. Но ребенок к сбежавшей матери возвращается сам. Его приносит всё тот же Алёша. До конца фильма остаются невыясненными истинные чувства Инны к своему малышу. Она тяжело переживает разлуку с мужчиной, предательство. Девушка в песнях рассказывает о своей любви. Но всё это напоминает театр одного актера. Или двух, но у них не совпали роли. Она томная, склонная к авантюрным поступкам девушка. Её любовь экзальтированна, возвышенна, мечтательна. В ней она забывает самое себя, а может быть, раскрывает с новой стороны. Инна возможно, почти не видит своего возлюбленного Анатолия. Перед ней милый юноша, улыбается, слушает её песни, больше молчит, зато она распускается, как цветок под лучами солнца. А что и как дальше - её совершенно не волнует. И настолько она убита этим фактом предательства, что ребенок для неё - это вдруг свалившаяся неприятность. Ничьи уговоры не действуют, Инна постоянно убегает от решения проблемы. По началу кажется, что ей просто всё равно. Потом видно, что это страх заставляет её так себя вести. И только в конце ленты становится очевидным, что она очень любит своё дитя, всё это время она боролась с внутренними противоречиями. Актриса, сыгравшая Инну, Ольга Кочеткова - автор исполненных в фильме песен. Нельзя сказать, что играет она прекрасно. Эмоциональный ряд меняется не часто. Печаль да грусть, грусть да печаль, иногда улыбка. Но может быть, больше и не надо? А вот Алёша поработал хорошо. Игорь Марычев умело изображает юношескую наивность и попытки показать себя взрослее и старше, чем он есть на самом деле. Запоминается отец Анатолия (Леонид Кулагин) - этакий важный фанфарон, который говорит раздумчиво: "Не знаю Инну. Мой сын нравится многим девочкам, может быть, среди них и есть эта Инна". Медицинская сестра, которая навещает новорожденных и объясняет родителям азы обращения с младенцами, выглядит достаточно эксцентричной особой и напоминает ходячий анекдот. Хотя роль у Елены Укращенок здесь эпизодическая, но эти несколько секунд с ней добавляют фильму яркости. Несмотря на то, что всю эту слегка наивную историю и её участников ожидает хэппи энд, фильм всё равно очень трогательный и современный. И сначала думаешь:"Так не бывает!", а потом задаешь себе вопрос: "Может, только так так и должно быть?"