Сегодня мы празднуем Успение Пресвятой Богородицы. Успение – потому что Она как бы уснула, не умерла. Слово "умерла" не может быть применимо к Той, Которая была Матерью Источника жизни, Матерью Сына Божия. Нельзя применить здесь и слово "кончина" в смысле конца, кончины земной жизни, потому что "в Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице". Она – мир не оставила, а если не оставила, значит, Ее жизнь на земле не кончилась. Это непостижимо, но это так. То, что сказал Ее Предвечный Сын, исполнилось в Ней в высшей степени: Кто верует в Меня, не узрит смерти вовек. Когда блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был в райских обителях, то он видел там многих святых, видел ангельские чины, но не видел Матери Божией. "А где же, – спросил он, – Матерь Божия?" "А Ее, – говорят, – здесь нет. Она на земле". И действительно, Она по земле ходит. На Почаевской горе даже есть след Ее ножки, откуда истекает источник Почаевский. Матерь Божия "мира не оставила". Поэтому слово "Успение" во всей полноте свидетельствует то, что произошло. Матерь Божия как бы почила – и вскоре проснулась... Заснула как бы в том теле, в котором Она жила на земле, а проснулась уже в преображенном теле, в воскресшем. Таково особое благоволение Бога к Матери Божией. И это прежде всего за Ее величайшее и непостижимое смирение: Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди. И в тот момент, когда Она это говорила, Ее уже ублажал род человеческий в лице праведной Елизаветы: Откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне. Се бо яко бысть глас целования Твоего во ушию моею, взыграся младенец радощами во чреве моем. Иоанн Креститель прославляет Ее пришествие радостью, а праведная Елизавета уже ублажала Ее пришествие. И позднее уже жена некая говорит: Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие. А после Воскресения Христова уже весь мир прославлял Матерь Божию. Наша православная вера особенно Матерь Божию прославляет. И всякое отклонение от истинной веры, православной веры, заключается прежде всего в удалении от почитания Матери Божией и Честного Креста Господня.
Пост перед праздником Успения установлен святыми отцами по подобию Великого поста – по строгости он такой же, потому что Великий пост предваряет крестные страдания, жертву крестную и воскресение Христа Бога нашего, а пост Успенский предваряет успение и воскресение Матери Божией. Пост Успенский начинается с выноса креста, а кончается чином погребения, который как бы знаменует собой Великую Пятницу Великого поста, за которой следует воскресение. Чувство меры, чувство полноты в почитании Матери Божией только в православной вере, где Она занимает первое, высшее и достойнейшее место после Иисуса Христа, Сына Божия. Она превыше всей твари, всего творения. Но Православная Церковь отвергает католический догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы. Предстательство Матери Божией за людей имеет в своей основе непостижимую Божественную любовь. У Матери Божией та полнота любви, которая только может быть у человека. И множество икон, явленных Ею здесь, на земле, имеют наименованием именно выражение этой любви неизреченной: "Заступница усердная рода христианского", "Всех скорбящих Радость", "Взыскание погибших", "Споручница грешных", "Нечаянная Радость", "Милующая", "Спасение утопающих", "Утоление в печалех". И праздник Ее Успения несет в себе какую-то особую печать тишины, любви, печали, которая светится. Светилен этого праздника – песнопение, которое поется в конце канона, – своим напевом, своим содержанием венчает весь канон, выражает особую тишину, особый покой. Тот покой, о котором Господь Иисус Христос сказал: Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим.
В этот день и в природе все успокаивается, и земля приносит свои плоды, и душа человека пребывает в покое и радости. И нужно стараться из года в год, от праздника к празднику сохранять это состояние души, которое дается нам этим светлым, радостным днем. Будем чаще обращаться к Матери Божией, Которая мира не оставила, и настолько милосердна Она, Заступница наша, что, по преданию святых отцев, последнее предстательство за нас, которое будет на Страшном суде, – это предстательство Матери Божией. Одна раба Божия, которая болела тяжелой болезнью много лет, еще при жизни в видении проходила мытарства. И когда она почувствовала, что их пройти невозможно и что полки бесовские уже смыкаются над ней, уже не пропустят к вратам Царства Небесного, то возопила: "Матерь Божия! Спаси!" – и сразу вся нечисть от нее отступила. Есть повествование о том, как душу одного человека несли ангелы к вратам Царства Небесного, и приступили к ней нечистые духи, обличая ее во многих прегрешениях. Их последнее обвинение, против которого эта душа уже ничего не могла возразить, было в том, что она отреклась от Бога! И эта душа вспомнила, что она легкомысленно когда-то сказала: "А может, ничего и нет..." Ангелы уже не могли защитить эту душу. И все молитвы были бессильны для ограждения от этой нечисти, и только при вопле души: "Матерь Божия! Заступница усердная!" – вся нечисть отлетела, погоня бесовская осталась позади. Эти примеры говорят о том, насколько всесильно и всемогуще предстательство Матери Божией. Будем чаще обращаться в своих молитвах к Матери Божией. Она, как малых детей, нас и любит, и балует.
"В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша".