Александра Исаевича Солженицына похоронят 6 августа на кладбище Донского монастыря в Москве. По церковному календарю это день памяти мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, "положивших живот свой за други своя". Они могли скрыться от своих врагов, могли убежать, могли дать бой, в конце концов, но они предпочли с открытой душой и открытым сердцем выйти на встречу мучителям. Что-то подобное произошло с рязанским учителем математики Александром Солженицыным, когда он вышел со своим обнаженным бесцензурным словом к людям. Что было у него за спиной? Ни связей, ни покровительства, ни здоровья. Мог ли он тогда надеяться, что у него, бывшего лагерника и ракового больного, впереди еще целых сорок лет жизни, счастливое отцовство и Нобелевская премия? Тогда, в 60-х, у него за спиной была только великая русская литература и сокровенная надежда на помощь Божью.
Мне посчастливилось не раз общаться с Александром Исаевичем и в домашней обстановке, и в редакции, и по телефону. В нем удивительно сочетались приветливость, доброжелательность и готовность выслушать с невероятной четкостью, самодисциплиной и стремлением предельно насытить мыслями и поступками каждую минуту пребывания на этой земле. Он умел чувствовать главное и предельно концентрироваться на нем.
Весь образ его существования начисто ломал стойкие представления о русском человеке как стихийном, шальном и бессистемном существе, подверженном лишь эмоциям. Это стремление к самоорганизации и самодисциплине Солженицын настойчиво пытался внушить всем окружающим, всем читателям, всему народу, считая, что мы заимствуем с Запада вовсе не то, что стоило бы. А стоило бы перенять систему местного самоуправления, дополнив ее нашими, отечественными традициями земства. Увы, наши политики в 90-е годы не были еще способны воспринимать идеи Солженицына, видя в нем лишь интересную, экзотическую фигуру, знаменитого писателя, но не более того. Не прислушавшись тогда к Солженицыну, к его предупреждениям и советам, власть ввергла страну в разрушительные эксперименты, в которых были потеряны миллионы жизней. Солженицына замалчивали и отлучали от микрофона.
Увы, в сегодняшних новостных сюжетах я не услышал ни слова о главной, коренной идее Александра Исаевича Солженицына – идее сбережения народа. А надо вспомнить, что эту идею он подкреплял делом. Об этом немногие знают, но Фонд помощи политзаключенным, созданный Солженицыным и его соратниками еще в 1973 году, оказал постоянную, системную материальную поддержку многим сотням политзаключенных и их семьям. Именно в этот Фонд Александр Исаевич направлял все свои гонорары от издания "Архипелага ГУЛаг". С начала 90-х фонд возобновил свою работу в России под руководством Натальи Дмитриевны Солженицыной, помогая тысячам людей и не только бывшим политзаключенным. (Об этом удивительном опыте деятельного милосердия мы обязательно еще расскажем на нашем сайте).
Дмитрий ШЕВАРОВ
Прощание с Александром Солженицыным будет проходить 5 августа в президиуме Академии Наук на Ленинском проспекте.
Поминальная литургия в Донском монастыре 6 августа в 9.00, панихида - в 11.00