Существует выражение: «фотографическая точность», потому что считается, что ничто не может быть объективнее фотографии. Но на самом деле это не так. То, что передают фотографии, -- далеко не сама реальность. Возможно, точнее соответствуют ей снимки, похожие на полотна Вермеера. Получить их можно с помощью консервной банки с аккуратной дыркой. Как именно -- рассказывает фоторедактор «НС» Вячеслав ЛАГУТКИН.
Римские пинии на фоне церкви Санта-Мария ин Космедин. Невозможность выстраивания композиции при съемке пинхолом делает кадры непредсказуемыми
Что зашифровал Леонардо да Винчи Сквозь лето катил тяжелый армейский транспорт. Внутри, в полной темноте, затерялся рядовой срочной службы. Пахло нагретым брезентом, покрышками, сапогами и дорогой. Вдруг на развороте луч солнца ударил через дырочку в тенте, и по борту грузовика побежали перевернутые изображения домов, деревьев, фигуры людей. Так двадцать лет назад я столкнулся с явлением камеры-обскуры.
Этот визуальный эффект известен человечеству уже тысячи лет. Китайский философ Мо Цу описал это явление в пятом веке до Р. Х. Аристотель, наблюдая такой же эффект, так и не смог постичь его причину. Отдельные упоминания о создании первого аппарата, воспроизводящего этот феномен, указывают на Роджера Бэкона (XIII век). О том, как использовать это устройство в живописи, написал в своих зашифрованных трудах Леонардо да Винчи, но разгадать его тайнопись смогли только в 1797 году. Тем не менее сведения о том, как можно с помощью камеры-обскуры копировать реальность, распространились среди художников еще до начала XVII века. В темной комнате с отверстием в стене наружный вид проецировался на противоположную стену. Оставалось только подобрать краски и нанести их на изображение. Так были написаны многие пейзажи, портреты, натюрморты. Хорошо заметно использование камеры-обскуры в творчестве великого голландского художника Яна Вермеера. Специалисты подтверждают, что, например, в портрете «Девушки в красной шляпе» Вермеер передает рассеянные блики, характерные именно для обскуры. На ту же технику указывают и многочисленные скопления световых пятен в другой картине Вермеера «Вид Делфта».
К середине XVII века появились переносные камеры-обскуры, снабженные линзами для повышения яркости цвета, резкости и контраста
Вид камеры-обскуры (более позднее название "пинхол") сзади со снятыми верхней и задней крышками
В наше время фотографы, пресытившиеся жестким, фактурным изображением обычных линзовых объективов, вновь открыли камеру-обскуру, которую сейчас называют пинхолом или стенопом.
Это не банка! Это фотоаппарат! Чем же привлекала камера-обскура Вермеера? И почему современные фотохудожники отказываются от дорогих объективов ради коробочки с дыркой? Достоинств у камеры-обскуры много: одно из них -- получение необыкновенно мягкого и пластичного изображения, лишенного излишеств конкретики. Все это, конечно, при условии, что размеры отверстия точны, а края ровные.
Другое преимущество -- стеноп не надо наводить на резкость, потому что линзы в нем нет, и глубина резкости бесконечна. То есть все резко -- от того, что расположено в нескольких сантиметров, до горизонта.
Оптические искажения, например хроматическая аберрация (светлая кайма по контуру контрастного изображения), никогда не побеспокоят фотографа со стенопом в отличие от коллег, использующих линзовые объективы. А еще, если пленку расположить на одинаковом расстоянии от дырочки (изогнуть по дуге), исправятся перспективные искажения.
Своими силами стеноп можно сделать из банок из-под кофе и газированных напитков, бочек и холодильников, вагонов и фургонов, спичечных коробков и обувных коробок. И, разумеется, из фотоаппаратов (надо иметь в виду, что чем больше обскура, тем подробнее изображение).
Как сделать камеру-обскуру своими руками
В качестве образца для изготовления пинхола на базе фотоаппарата взята зеркальная цифровая камера Canon 400 D. На его месте может быть любой фотоаппарат со сменой оптики
В крышке-заглушке, которой для предохранения закрывают фотоаппарат (камеру), когда объектив снят, точно по центру надо проделать отверстие диаметром до 1 см
Объектив для пинхола - пластинку с дырочкой - необходимо прикрепить изнутри, то есть к стороне заглушки, обращенной внутрь камеры. Лучше, если поверхность заглушки, или "объектива", будет не блестящей, а черной или матовой
На этом объектив для стенопа готов
Главное в изготовлении стенопа -- это само отверстие. Оптимальный размер отверстия -- от 0,2 до 1 мм. Выход за эти границы может привести к невосполнимой потере резкости. Чем тоньше пластина, в которой делается отверстие, тем лучше для изображения, также очень важны ровные края отверстия. Традиционно отверстие проделывается булавкой в кусочке фольги, но оптимальна тонкая металлическая пластина, безупречное отверстие в которой прожигает лазер. Но если в ближайшем окружении инженера Гарина нет, не беда. Можно высверлить лунку в относительно толстой пластине металла, а в дне лунки сделать прокол. Неровности удалить наждачной бумагой. Все. «Объектив» для стенопа готов, остается только выбрать и подготовить камеру.
Такой камерой может быть практически любой фотоаппарат. Если это фотоаппарат со сменной оптикой типа «Зенит», «Киев», Nikon, Canon, Pentax, Minolta, «Зоркий», ФЭД и т. д., достаточно снять объектив и использовать крышку-заглушку, которой для предохранения закрывают фотоаппарат, когда объектив снят. В заглушке точно по центру надо проделать отверстие диаметром до 1 см, а «объектив» для стенопа -- пластинку с дырочкой -- прикрепить изнутри, то есть к стороне заглушки обращенной внутрь камеры. Важно проследить за тем, чтобы заглушка изнутри, равно как и «объектив», не имела светлых блестящих поверхностей, лучше, если они будут черными и матовыми. Помощники здесь -- наждачная бумага, бархат, краска, клей. Заглушки можно приобрести в любом крупном фотомагазине, они дешевые. Совсем простой вариант -- заклеить отверстие под объектив на фотоаппарате черной бумагой с необходимого размера дырочкой точно посередине. Если объектив у фотоаппарата несъемный, его можно демонтировать или просто удалить линзы и лепестки диафрагмы и установить в него пластину с дырочкой. Для этой цели подойдут и «Любитель», и «Смена», и «Искра», и «Москва».
Будет фотограф использовать в качестве стенопа консервную банку или собственную комнату, предварительно затемнив ее и проделав дырочку в шторах напротив огромного листа светочувствительного материала (фотобумаги или фотопленки), раскатанного во всю стену, сделает одну дырочку или несколько в разных местах (изображение при этом причудливо повторяется и накладывается само на себя), зависит только от его возможностей и фантазии. Наконец, можно через интернет заказать фирменный пинхол -- красивую деревянную коробочку с идеальной дырочкой в боку. Удовольствие недешевое -- в среднем 200 евро.
Особенности съемки обскурой Выбрав объект съемки, надо направить на него обскуру (предварительно установив ее неподвижно) и открыть дырочку. При длительных выдержках уравнивается пленка разной чувствительности, например 100 и 400 единиц, что избавит от необходимости выбирать. При хорошем дневном освещении выдержка может составить 10-15 секунд, на ярком солнце -- 2-4 секунды, тогда как вечером или в слабо освещенном помещении -- от 8-15 минут (неяркий электрический свет) до 1 часа и более. По окончании съемки следует закрыть и перевести пленку на следующий кадр, если нет желания достичь причудливых эффектов путем мультиэкспозиции. Точное время съемки, конечно, может подсказать фотоаппарат с экспозамером или экспонометр (на фирменных пинхолах имеются даже специальные таблички для расчета выдержки), но подбор выдержки опытным путем (несколько десятков кадров в разных условиях освещения) достаточно надежен и прост, особенно если пинхол самодельный.
Снимок сделанный тем пинхолом, процесс изготовления которого показан выше
Чем привлекательна такая съемка? Во-первых, непостижимой простотой: никакой сложной механики, электроники, автофокусной многолинзовой оптики -- только коробка с дырочкой и заряженная в нее пленка.
Во-вторых, непредсказуемостью: отсутствие видоискателя, а следовательно возможности выстраивать композицию в кадре, предполагает съемку «наугад», «по наитию» -- с живой непосредственной картинкой в результате. И, наконец, в-третьих, созерцательностью: длительные выдержки, характерные для пинхола, не терпят суеты и легко настраивают на неспешный философский лад.
Пинхол, в отличие от фотоаппарата, позвлояет снять не момент, но состояние. На самом деле этот храм на Валааме полон. Но на пленке в виде полутеней полуились только те, кто в течение часа стоял на месте, а тех, кто выходил, на пленке не видно
Словарь фотографических терминов Пинхол (от англ. pinhole, pin -- булавка, hole -- дырка) -- полая затемненная камера с маленьким отверстием (часто проделанным булавкой) для получения изображения при прохождении света через отверстие. Используется в художественной фотографии. То же самое, что и стеноп (от фр. Sténopé). Обскура, камера-обскура (от лат. obscurus -- темный) -- неправильное, но широко распространенное название пинхола. Исторически обскурой называлась камера с небольшой линзой, а не с дырочкой. Мультиэкспозиция -- многократная съемка на один кадр. Экспозамер -- измерение света с учетом чувствительности пленки или матрицы для определения выдержки (времени съемки) и диафрагмы (размера отверстия для съемки). При съемке пинхолом определяется только выдержка, так как диафрагма, т. е. дырочка, постоянна. Экспонометр -- прибор для экспозамера. Хроматическая аберрация -- оптическое искажение в виде светлого контура по краю контрастного изображения (границы между светлым и темным). Возникает из-за разницы в длине световых волн.