В XVI веке, как и сегодня, жизнь подтверждала слова известной пословицы «устами младенца глаголет истина». И сон девятилетней девочки Матроны превратился в общероссийский праздник – день Казанской иконы Божией Матери.
Страшный пожар в Казани, разрушивший часть города и половину Кремля, вызвал радость противников христианства, расценивших это как гнев Божий. Действительно, трудно было расценить это как-то иначе.
Действительно, трудно было расценить это как-то иначе. Никто не поверил и девятилетней девочке Матроне, когда она рассказала, что ей приснилась Богородица и повелела найти Ее икону, зарытую в земле на месте пепелища. Ее отец, как и многие горожане, собирался строить себе на этом месте новый дом. Не поверили ей и во второй раз. На третий раз, когда Пресвятая Богородица уже грозно повелела найти икону, мать девочки не на шутку испугалась и решила сама начать копать в указанном во сне месте и вместе с Матроной нашла икону Богородицы с младенцем на руках. Изображение на иконе было ясным, будто только что написанным, нисколько не пострадавшим от огня.
На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в расположенный неподалеку храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с крестным ходом в Благовещенский собор — первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита. Перед Казанским образом и по сей день молятся об исцелении от болезней глаз. В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский (†1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был. Ему же принадлежит и служба в честь Казанского образа и любимый многими православными тропарь (текст приведен ниже - Прим. ред.)
По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. На пожертвование князя был воздвигнут Казанский соборна Красной площади.
В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября (4 ноября по нов. ст.) особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года стало всероссийским. Ныне 4 ноября в России также государственный праздник - День воинской доблести, день примирения и согласия - в честь освобождения Москвы от польских интервентов и фактического окончания Смутного времени (1612 год). Церковь в этот день празднует память Казанской защитницы Отечества.
В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург. В 1811 году перед Отечественной войной икона перенесена в новосозданный Казанский собор, который стал впоследствии храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году.В праздник Казанской иконы 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, где французы потеряли 7 тысяч человек.
Казанская икона очень почитаема в Русской Православной Церкви. Слова тропаря, главного славительного песнопения, которое прозвучит на праздник в храмах, подтверждают теплую привязанность, любовь православных к этому образу:
Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, / в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/ и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: / Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.