Незадолго перед праздником 8 июля мы с друзьями собрались поехать в Муром, помолиться св. благоверным Петру и Февронии. Это место всегда манит молодежь, ведь этим святым молятся об устроении личной жизни. Да и вообще дороги каждому русскому сердцу. Муром - замечательный старинный город на Оке.
И вот, мы на пяти машинах утром в субботу выезжаем из Москвы. По дороге читаем акафист святителю Николаю о благополучном путешествии. Ехали недолго - выехав в 8-30 утра, мы уже в час дня были на месте. Останавливаемся в Спасо-Преображенском монастыре, где находится древнейший храм, а также чудотворная икона Скоропослушницы.
Места мы заказали в монастырской гостинице заранее, и вот ступаем на территорию этой обители. В рай ты попал или в сказку? Весь монастырь в розах, белые храмы, и вид на реку Оку. В гостинице нас покормили вкусным постным обедом. И вот - всенощная. Служит архимандрит.
После службы - гуляем по территории и долго смотрим на Оку в вечерних сумерках. На территории обители есть животные. Курочки, павлины, и даже лошадь. Вокруг о громные объявления: «Просьба животных не кормить. Они на особом режиме питания». Еле сдерживаемся, чтобы не угостить этих птичек и лошадку, которая доверчиво протягивает губы к паломникам.
Вечернее правило вышли читать на площадь монастыря, перед костницей. Да, в этой небольшой часовенке собраны черепа и кости монахов. По особому звучат здесь молитвы: «Господи, неужели одр сей мне гроббудет, или окаянную мою душу просветиши днем?» Молитвы читаем по очереди.
Затем друзья уходят спать, а мы вдвоем с подругой спускаемся в часовенку укрыться от ветра и холода, и внизу, в тесноте, прямо между полочками с черепами и костями, читаем правило ко причащению. "Како не имам плакатися, егда помышляю смерть, видех бо во гробележаща брата моего, бесславна и безобразна? Что убо чаю и на что надеюся? Токмо даждь ми Господи прежде конца покаяние"… Да, по- особому это воспринимаешь, глядя на оскал белых черепов, с отдельными сохранившимися зубами. Пытаешься себе внушить, что и ты такой же будешь, что никого еще не минула чаша сия.
Становится холодно. От усталости уже покачиваемся. Возвращаемся в гостиницу и на своем этаже перед иконой дочитываем правило. Нас прерывает охранник, который предлагает кипятку.
И вот, наконец, в двенадцатом часу ночи исполняется мечта дойти до кровати. Прохладно. Укутываюсь в три одеяла. Нет, в эту ночь мне не заснуть.. А в пять уже подъем.
В 6-00 молебен с акафистом Петру и Февронии пред мощами. На молебне закрываются глаза, но как красиво поют сестры!
« Радуйтеся, в супружестем благочестнем житии вам подражающим крепцыи помощницы; радуйтеся, теплотою любве вашея и нас согревающии!»
Прикладываемся после молебна к открытым мощам. Сразу начинается литургия. В этом небольшом храмике с низким потолком, рядом с ракой мощей, где вместе лежат эти преподобные, НАШИ РУССКИЕ СВЯТЫЕ, радуешься, что именно в НАШЕЙ стране есть такие заступники и ходатаи за нас. Которые с любовью быстро откликаются на наши немощные молитвы, скорби, жизненные разочарования, разбитые сердца.
« Радуйтеся, града Мурома сокровища пребогатая; радуйтеся, источницы неистощимии чудес…»
И как же приятно и необыкновенно причащаться именно здесь, рядом с такими чудотворцами. Святыми, которым молишься и в Москве, в храме Малое Вознесение, где частица их мощей и чудотворная икона. (http://www.pravmir.ru/article_2288.html)
« Радуйтеся, яко рака ваша честная врачебница явися недугомчеловеческим; радуйтеся, яко от нея всяк с верою приходяй дары целебныя приемлет» .
***
В поездку эту я собралась внезапно. Друзья пригласили. И когда собиралась – была четкая уверенность, что нужно ехать. Как будто преподобные сами позвали. Иногда думаю о том, что после смерти мы встретимся с теми святыми, которым молились при жизни. Как же нужно оправдать их доверие, и как будет стыдно за свои и небрежные молитвы, и за то, когда в вере ослабеваем, и когда нет даже доверия к ним, и когда ропщем и унываем.
« Радуйтеся, во благоухании святыни нетленно почивающии; радуйтеся, с верою приходящих к раце мощей ваших благодатно освящающии».
И вот, служба закончилась, выходим из обители. Рядом - Благовещенский мужской монастырь. В нём мощи мв. блгвв. князя Константина и чад его Михаила и Феодора. Вот древние иконы Богородицы. Знамение. Богородица в красном, Она воздевает руки в молитве. Вот икона Муромская, вся в золотых украшениях-дарах. Вот перст прп.Илии Муромца, мощи которого покоятся в Киевских пещерах.
Побывав в Муроме, невозможно не зайти в храм «Николы Мокрого», где мощи свт. Иулиании Лазаревской. Одной из немногих русских женщин, не имеющей благородного происхождения и прославленных Церковью. Мать 11 детей, мечтавшая уйти с молодости в монастырь, стала святой, будучи в миру. Образец всем нам. Но и сколько она делала для людей! И как скромно жила, не балуя себя излишествами, а помогая голодным.
Спускаемся к источнику, умываемся. И в путь, обратно.
Ощущение от этой поездки - радость, свет в душе. Одна наша девушка сказала: «Я, кажется, знаю, что такое счастье!»
А другая делилась потом: Когда приехала в Москву, была чувство, что до этого была в каком-то другом мире, в другой реальности, из которой не очень и хотелось выбираться!
« Радуйтеся, в супружестем благочестнем житии вам подражающим крепцыи помощницы; радуйтеся, теплотою любве вашея и нас согревающии. Радуйтеся, святии и преславнии чудотворцы Петре и Февроние!»
И в заключение своего рассказа о паломничестве в Муром, хотела бы привести слова одного человека, который утешал четыре года назад мою подругу в её унынии (ныне замужнюю и с двумя детьми):
« Маринчик, не печалься. Когда-то мне было очень плохо, и я пришел в храм Малое Вознесение на Никитской, к Петру и Февронье помолиться. Было это накануне дня их памяти... И как-то удивительно было там, и под конец я ощутил эти слова: "Не печалься". И я понял, что все будет хорошо, и ушел утешенным... Полтора года прошло, и я, наконец, обрел то, что искал. И до сих пор в моей душе теплота от этих слов. И благодарность... Попробуй сходить туда тоже, там очень хорошо! Господь милостив, Он не оставит. Все не зря!»