Семейная жизнь: как не остаться у разбитого корыта
У Андерсена есть сказка про крестьянина, который поехал на ярмарку, чтобы продать единственное богатство, которое они нажили вместе с женой, -- лошадь. По пути в город лошадку он поменял на корову, корову -- на овцу, овцу -- на гуся, гуся -- на курицу, а курицу… на мешок гнилых яблок. В гостинице, где произошла последняя мена, крестьянин повстречал англичан-путешественников, уверенных, что незадачливого торговца ждет нагоняй от жены. Но крестьянин утверждал -- жена его расцелует. Конец у сказки счастливый: за мешок гнилых яблок старичок получил поцелуи от жены и меру золота от англичан. Вопрос о том, возможны ли в жизни между супругами сказочные отношения, изучала корреспондент «НС» Алиса ОРЛОВА.
Сказка -- ложь? Такая реакция жены на поступок мужа кажется странной, но вспомним противоположный пример -- старуху из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке. Лично вам какая из старух симпатичнее? Есть еще одна литературная героиня, во всем согласная с предметом своей любви, -- чеховская «Душечка». Вы встречали женщин, которым она служит примером для подражания? Даже жены святых не во всем с ними соглашались. Часто роптала на мужа, праведного Филарета милостивого, его жена Феозва. Филарет был богатым вельможей, но враги, напавшие на его страну, разграбили имущество Филарета. У него остались пара волов, корова, несколько ульев и дом. Но и это, последнее, он постепенно раздал бедным. Кротко переносил он упреки жены и насмешки детей. «Я имею в тайниках, вам неизвестных, такое богатство и такие сокровища, -- отвечал он родным, -- которых достанет вам, даже если вы и сто лет проживете без труда и ни о чем не заботясь». И Господь воздал Филарету за его милосердие: когда была отдана последняя мера пшеницы, его старый друг прислал ему сорок мер, а после того как была отдана нищему теплая одежда, к нему вернулось богатство. Жития святых, впрочем, являют нам немало примеров кротких женщин -- например, мать блаженного Августина, святая Моника. Именно кротостью, молчанием и терпением удавалось ей смягчать нрав своего вспыльчивого и жестокого мужа, язычника Патрикия, перед которым трепетали все остальные. Когда к ней приходили подруги с жалобами на своих мужей, она говорила: «Вы на каждое оскорбительное слово отвечаете взаимным оскорблением и тем больше их огорчаете. А я, когда вижу, что муж мой сердит, молчу и только молюсь Богу, чтобы возвратилась тишина в его сердце». Но это не значит, что она во всем с ним соглашалась: выбрав тихую минутку, Моника умела подойти к нему и спокойно объяснить, в чем он был неправ. Эта мера всегда имела успех. Вспыльчивый, но любящий свою жену Патрикий покорно выслушивал от Моники тихие упреки и старался загладить нанесенные в гневе оскорбления.
Женская гордыня и солнышко зеленое А что же в нашей сегодняшней жизни? Большинство женщин, с которыми мы обсуждали эту сказку, согласны с андерсеновской доброй старушкой: мужа надо слушаться. Все женщины мужьям послушны… на словах, а на практике -- ох, нелегко приходится! Что мешает? «Гордыня мешает, привычное наше женское своеволие, -- считает матушка Ксения, жена отца Иоанна Охлобыстина. -- Но и награда за женское послушание велика -- дети видят пример нормальных отношений. В семьях, где глава семьи мужчина, а не женщина, меньше проблем с воспитанием детей, иерархия выстраивается сама собой -- если мама слушается отца, то и дети меньше конфликтуют с родителями».
Что такое послушание, все понимают по-своему, многие считают, что нужно, формально признавая лидерство мужчины, потихонечку, незаметно его воспитывать и направлять. Бывает, женщины переходят на термины, более уместные в устах педагога-дефектолога или дрессировщика. Вот, например, мнение одной из посетительниц интернет-форума: «С мужем надо быть честной, но крайне тактичной и мудрой. С юмором делать замечания. Или же, поругав, тут же утешить. Встречаются, наверное, такие, кого можно слушаться беспрекословно. Нормальной женщине подчиниться такому мужу -- радость. Но, увы, чаще жена в поте лица воспитывает своего суженого. Мастерицы делают это незаметно или необидно».
Но не рискует ли женщина таким образом получить вместо мужа еще одного беспомощного ребенка? Именно такую воительницу описывал в одном из романов Клайв Льюис: «Я из него человека сделала! Я ему жизнь отдала! А он? Эгоизм, сплошной эгоизм. Нет, ты слушай, когда я за него вышла, он получал сотен шесть. И до смерти бы их получал, если бы не мои заботы. Я его буквально тащила за руку. У него абсолютно нет честолюбия, его тащить -- как мешок с углем. Я его силой заставила поступить на другую работу. Иногда он меня просто не слышал. Хоть бы из вежливости…Он, видите ли, хотел книгу написать... Куда ему? Ну, я из него дурь выбила».
Конечно, мужья бывают разные. Одна из женщин, обсуждавших сказку на интернет-форуме, рассказывала: «Мой бывший муж говорил: «Я -- глава семьи. Если я скажу, что солнце -- зеленое, ты должна соглашаться». Если я за мужем как за каменной стеной, то, в общем, я не против «зеленого солнца». Но почему-то все житейские проблемы "глава семьи" предоставлял решать мне».
О добрых плодах послушания рассказала одна из прихожанок нашего храма: «Наша семья решила купить дом. Хотели, чтобы на природе, но близко от электрички и чтобы там был газ. А муж нашел дом, в котором ни одно из этих условий выполнено не было. Я пришла в ужас. Но почему-то решила его послушаться, мне сложно сейчас объяснить это рационально… В результате все получилось хорошо -- готовим мы на электрической плите, в город добираемся на машине, а дом оказался чудесный».
Муж -- орудие смирения? Смирение, терпение, послушание -- это хорошо, но радость-то где? Иногда кажется, что жизнь в православной семье -- это союз двух добровольных мучеников. Причем речь часто идет о смирении не внутреннем, а внешнем. Бывает, женщина, не согласная с мужем, не говорит ему об этом, а «смиряется» -- кивает, соглашается, но внутри раздражение копится, как пар под крышкой, и рано или поздно выплескивается в шумной семейной сцене «на ровном месте». Что же делать, чтобы этого не произошло? Об этом мы спросили у психолога Оксаны Орловой, прихожанки храма Космы и Дамиана в Шубине: «В сказке Андерсена мне очень нравится не только то, что жена не рассердилась на мужа, но и то, что, принимая очередное решение, муж всегда учитывает мнение жены: “Она часто говорит: «Ах, кабы у нас был гусь!» Ну вот, теперь есть случай добыть его...”
Еще важно научится проговаривать свои эмоции, в том числе и отрицательные. Ведь часто в семейной жизни отрицательные эмоции имеют свойство накапливаться и превращаться в "бомбу", которая может сработать в неожиданный момент. Особенно в православных семьях, где жена часто использует мужа как некий инструмент для воспитания у себя смирения. К такому "смирительному орудию" испытывать любовь все сложнее. Как этого избежать? Не стесняться сказать мужу о том, что женщину беспокоит, и не ждать, пока он догадается сам, ведь муж не умеет читать мысли. В семье очень важна возможность проговаривать свои переживания и чувства, причем высказывать их не в виде претензии и упрека: "Почему ты до сих пор не сделал то-то?", а просто и спокойно: "Я волнуюсь по этому поводу, я не знаю, как с этим быть", важно говорить обо всех моментах, которые вас смущают: "Мой папа выпивал, а мама из-за этого страдала. Поэтому когда ты выпиваешь рюмку водки, я подсознательно думаю: «Сейчас начнется», и начинаю тебя бояться". Конечно, чтобы высказывать такие вещи, нужен определенный уровень доверия между супругами. Так и создается семейный уклад, в котором семья может комфортно существовать».
«Женская мудрость» - дорога к счастью? «Отказаться от своей воли очень нелегко, в настоящее время это практически невозможно, -- считает иерей Григорий Ковалев, клирик храма мучеников Флора и Лавра на Зацепе. -- Женское и мужское равенство вообще-то штука хорошая, и христианство никогда против этого не выступало, но равенство не значит обмен ролями, когда мужчина ведет себя как женщина, а женщина действует как мужчина. Когда происходит тупое уравнивание, получаются все те проблемы, которые общество имеет на сегодняшний день. Женщины рады равенству, но не знают, что с ним делать, кроме как становиться мужчиной. А мужчины обижаются и устраняются от дел -- раз можешь все сама, так и делай сама. Тем, кто сетует на нынешние особенности взаимоотношения полов, стоит попытаться передать детям правильную картину мира. Если бабушка феминистка и внучка в этом с детства воспитана, вот тогда уже ситуация близка к необратимой».
Бывает, что женщина лукавит и подчиняется мужу на словах, а при этом хочет тайком гнуть свою линию и называет это женской мудростью. «Обычно так говорят женщины, которые уже успели в жизни разочароваться, но еще не приобрели настоящей мудрости, -- говорит отец Григорий. -- Это обиженная позиция, это форма протеста, а не форма взаимодействия. А вот за поступками героев сказки, наоборот, угадывается определенный жизненный опыт.
Постоянная жертвенность дает самый долгосрочный результат. Смиряться должны и мужчина, и женщина, но каждый должен "со своей колокольни" это делать. Ведь любовь -- это действие, забота, внимание, участие, жертвенность на житейском, на бытовом уровне, проявляющаяся в мелких уступках. Вряд ли можно стать счастливым, не сделав счастливым кого-то. Возраст вносит коррективы в поведение, и если не было взаимной отдачи, то рано или поздно можно с удивлением увидеть, что рядом с тобой -- чужой человек.
Настоящая хозяйка во все времена, в том числе и в дохристианские, понимала, что самое большое богатство в любой семье -- это мир и лад между супругами. Покой в доме не купишь ни за какие деньги. Сказки о хорошей жене, которые есть у разных народов, чуть разнятся по финальной морали, но общий смысл в том, что послушание всегда выигрышно. С христианской точки зрения послушание -- дать возможность Богу творить Его волю; придя в послушание, ты не будешь Богу мешать и получишь от Него благодать. В данном случае -- и материальную тоже. Но что еще мудрее и еще глубже -- послушание лишает нас возможности делать собственные глупости. Если человек крайне послушлив, он, во-первых, становится чистым листом бумаги для Бога, а во-вторых, не делает тех глупостей, которые по своеволию мог бы совершить.
Там, где есть любовь, терпение способно творить чудеса. Но, конечно, на одном терпении без любви ничего не построишь. У терпения всегда должна быть какая-то цель. Терпят не просто так, а ради чего-то. Терпеть можно Христа ради или "ради человеков", ради детей например, за какую-то идею, но, когда эта идея себя исчерпает, брак, основанный на одном терпении, тоже рухнет. Любовь -- лучший фундамент терпения».
Зачем нам лошадь, если мы любовь потеряем? Сказка Андерсена прежде всего о любви. Не только супружеской, но и христианской. А еще -- о счастье. Счастье -- странная вещь: его нельзя заслужить, добиться или заработать. Вот что говорит об этом кандидат психологических наук, профессор МГПУ, психолог-консультант Православного центра при храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне Андрей Копьев: «С точки зрения психологии в этой сказке наиболее интересна позиция жены. Поведение мужа мне кажется откровенно провокационным и безответственным, нелепым. Единственное, что можно сказать в его пользу, -- он неплохо к своей жене относится и намеренного вреда в его действиях нет. Даже эти англичане, вознаграждающие любовь мешками денег, -- это такой искусственный финал, некие ангелы, спустившиеся с небес.
То, что в результате муж выигрывает пари и получает хорошие деньги, происходит только благодаря духу мира и любви, который в этой семье существует.
То, что делает эта замечательная супруга из сказки Андерсена, это не из области логики, это из области высшей мудрости. В рамках земных она выглядит дурочкой или блаженной. Это логика любви, которая выше справедливости и здравомыслия и выше ума. Той любви, о которой говорил апостол Павел: "Любовь не превозносится, не ищет своего…". "Если мы сохраним лошадь, а любовь потеряем, то зачем нам эта лошадь?" -- так рассуждает героиня Андерсена.
Было бы странно призывать женщин следовать ее примеру буквально -- из сказки Андерсена нельзя извлечь рецептов. Здесь не смирение, а именно -- любовь.
Счастье дается любящим не как результат каких-то действий, а просто так, даром. Такая любовь кажется нам простой и даже глуповатой. Гоголевские старосветские помещики тоже существуют в состоянии тихого трепетного умиления. Говорят банальные вещи, совершают обычные действия, но живут как бы в коконе взаимной любви, они открыты, беззащитны друг перед другом. Хотела бы современная женщина такого итога своего брака, как в "Старосветских помещиках"? Возможно, далеко не всякая согласилась бы коротать свои дни с человеком, все интересы которого -- поесть-попить, мировыми событиями супруг не интересуется, ничего увлекательного не рассказывает… А ведь эти помещики счастливы, они принимают друг друга такими, какие они есть, и им этого хватает.
Можно сказать: делай то-то и получишь определенный результат, но нельзя сказать: делай вот это и будешь счастлив. Так что в это андерсеновское пространство любви маршрут у каждого свой. Кому-то приходится и лошадку поменять на мешок гнилых яблок. "Правда -- хорошо, а счастье – лучше".
Дополняя друг друга Собирая материалы для статьи, я заметила странную вещь. На одну и ту же тему мужчины и женщины рассуждали совершенно по-разному, и женский взгляд принципиально отличался от мужского. Можно сказать, что мужчины сумели подняться над ситуацией и обобщить ее, в то время как женщины сосредоточились на мелких, тактических деталях. Получается, что мужская и женская точки зрения, дополняя друг друга, дают некий целостный взгляд -- так две картинки в стереоскопическом бинокле создают ощущение объема. Кстати, требования к женам, которые выдвигали мужчины, оказались намного ниже, чем женские: женщины мечтали о том, чтобы муж был главой семьи, за которым как за каменной стеной, помогал в воспитании детей, но при этом оставлял женщине простор для творческого роста, а мужчины просили всего лишь, чтобы жена не ворчала по пустякам и не портила настроения.