В последнее время паломнические поездки переживают настоящий бум. Так, в 2007 году в Иерусалиме в день схождения Благодатного огня было зарегистрировано рекордное число паломников -- 37 тысяч, из них 17 тысяч -- православные. Число людей, отправляющихся к святыням внутри России, тоже растет. Но организация поездок и подготовка самих паломников часто оставляют желать лучшего. Подробнее этот вопрос изучала Екатерина ПЕРЕДЕЛКИНА.
СПРАВКА Слово «паломник» изначально звучит как пальмовник (с лат. palmarius) -- несущий пальмовую ветвь. Так назвали путешественников, посещающих Святую землю для поклонения Гробу Господню. Они возвращались домой с пальмовой ветвью в руках -- символом встречи со Христом и большой диковинкой в северных краях. Первым паломничеством считается посещение Иерусалима в 326 году в поисках места распятия и погребения Христа царицей Еленой. В русской традиции изначально паломниками называли только тех, кто отправлялся на Святую землю. Остальные считались просто богомольцами. Позже понятие паломничества распространилось на всех путешественников по святым местам. Самый известный русский паломник-пешеходец -- это Василий Киевский (Григорович-Барский) (1701-1747), большую часть жизни посвятивший странствованиям по святым местам и оставивший путевые записки. Василий пешком дошел до Рима, затем отправился в Грецию, посетил Палестину, Сирию, Аравию, Синай, Египет, из Константинополя через Румынию, Болгарию, Молдавию и Польшу вернулся в Киев.
Паломничество или православный туризм? Валаам с детства был моей мечтой. Причем не монастырь даже, а сам остров. И вот как-то летом мы с подругой решили на пару дней сгонять на чудо-остров. Глупые! Мало того что мы понятия не имели, что два дня -- чудовищно мало. Мы к тому же не представляли себе, как туда доехать. Купили билеты до Санкт-Петербурга, а дальше -- просто спрашивали по дороге, искали подворье. В час ночи мы оказались на берегу Ладоги -- две девчонки на пустом причале. Хорошо еще, что ночь белая, не так страшно. Тут встретили какого-то парня с Валаама, он согласился нас проводить. Только вот оказалось, что, для того чтобы остановиться на Валааме, нужно благословение игумена. Но и тут повезло: через пару часов сам игумен пожаловал -- он ехал из монастыря по какому-то делу. Мы к нему подбежали, попросили разрешения пожить в монастыре и таким образом заполучили благословение (на самом деле требовалась бумага с подписью и печатью, но нам и устное благословение зачлось). На остров мы приехали ночью. Повздыхав, монахи все же разместили нас в гостинице для паломников. А потом испортилась погода, и уехать с острова было невозможно. Мы застряли в монастыре на неделю, несли разные послушания. Двухдневная поездка обернулась настоящим паломничеством. Больше я в таком никогда не была.
Но вот вопрос: в какой момент обычное путешествие становится паломничеством? В чем его духовный смысл? И обязательно ли христианину ездить в паломнические поездки?
Игумен ПЕТР (Мещеринов), директор школы молодежного служения Патриаршего центра Духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре: -- Паломничество (поклонение святыням) -- это проявление общечеловеческой религиозности. Но в христианской жизни (в отличие от ислама) вполне можно достигнуть совершенства и без всяких странствий по миру и поклонения святыням. Последнее не имеет для Православия самостоятельного духовного значения, а получает таковое, лишь служа единственной цели внутреннего совершенствования -- если через поклонение святыням укрепляется вера, приумножаются силы для исполнения заповедей Христовых. Коль скоро паломничество (как, впрочем, и всякое действие) этой цели не достигает (или даже не ставит), то о нем нельзя говорить как о каком-то христианском деле.
Алексей Ильич ОСИПОВ, профессор Московской духовной академии: -- В понятии «путешествие» присутствует искание чего-то нового, развлекательного. Паломники же едут туда, где подвизались святые или находятся святыни, где происходили события, связанные с жизнью Христа и Богоматери. Цель паломничества -- в том, чтобы, соприкоснувшись с действительностью, которая имела место столетия и даже тысячелетия тому назад, найти лучшие условия для молитвы.
Если вы просто поехали разведать новый монастырь -- это не паломничество, пусть даже и едут верующие люди. Ведь паломничество часто связано с подготовкой к исповеди, к причащению, с посещением богослужений.
Одно и то же путешествие может стать и паломничеством, и туризмом. Человек едет просто так, а глядишь, душу его и затронет! А можно поехать даже на Святую землю и не думать о молитве. Но если человек едет с тем, чтобы хотя бы несколько дней пожить по-христиански, -- тогда это уже паломничество. Это аскетика -- от греческого «аскео», то есть «упражняюсь». Ведь, наверное, любой человек вам скажет, что самое трудное дело -- это молиться.
Но само по себе паломничество не обязательно для христианина. Многие великие святые практически не совершали паломничеств. Вот святой преподобный Серафим Саровский и был-то только в Киеве. А когда его спрашивали, стоит ли съездить на Афон, в Иерусалим, он ответил, что если вы будете здесь жить по-христиански, то будет вам тут и Иерусалим, и Афон, и Киев. Потому что не место освящает человека. Самое большее, что делает место, это вызывает некие чувства, затрагивает душу, может помочь человеку в молитве. Не место освящает человека, а состояние нашей души.
Диакон Федор КОТРЕЛЕВ, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе: -- Я думаю, паломничество рождается не в тот момент, когда человек садится в поезд или самолет, а когда он начинает молитвенное, духовное общение с тем или иным святым. Допустим, в какой-то момент человек почувствовал, что его сердце тепло отзывается на заступничество святителя Николая. Этот человек начинает его особо почитать, и в какой-то момент у него возникает желание отправиться в то место, где находятся его мощи, в город Бари. А способ достижения этой цели, на мой взгляд, может быть самым разным. Можно поехать с туристической поездкой, а можно оформить себе служебную командировку в Неаполь и подгадать маршрут так, чтобы он пролег через Бари. Но главной причиной паломничества должно быть желание достичь определенной святыни или святого.
Мне часто приходится организовывать приходские воскресные поездки по близлежащим монастырям. Но я не считаю их паломническими. Впрочем, для кого-то, лично связанного с тем или иным монастырем, они тоже могут стать паломничеством.
В ожидании чуда От паломников из Иерусалима мне доводилось слышать такой благочестивый рассказ: если удастся не просто приложиться к престолу одного из пределов храма Гроба Господня, а помедлить там несколько минут, можно услышать удары бичей, наносимых Христу перед распятием. В паломнических поездках часто можно услышать рассказы о плачущих и кровоточащих иконах, о чудесах и особой благодати, которая от них исходит. Как правильно относиться к такого рода историям?
Игумен ПЕТР (Мещеринов), директор школы молодежной службы Патриархии Духовного развития детей и молодежи Данилова монастыря: -- Исполнение заповедей Христовых не нуждается в чудесах. Удары бича, плачущие иконы -- ничто в сравнении с христианином, который в своей повседневной жизни, по словам святого мученика Иустина Философа, уподобляется Богу в целомудрии, правде и человеколюбии. Если паломничество этому уподоблению способствует -- ура такому паломничеству. Если же гиды и паломники «накручивают» друг друга, рассказывая небылицы, то нужно согласно со святыми отцами (например, святителем Григорием Нисским), прямо сказать, что подобное времяпровождение хоть внешне и благочестиво, но к православному христианству не имеет ни малейшего отношения.
Монастырь или гостиница? Моя крестная жила рядом с одним известным женским монастырем, тогда только что возобновленным. Но я решила «нормально» попаломничать -- остановиться в монастыре. Все было хорошо -- отстояла службу, молилась, -- пока дело не дошло до ночлега. Паломниц кроме меня было мало, но они запомнились. Одна только что освободилась из мест заключения и все время про это рассказывала, а вторая была тоже уголовного обличья огромная тетка. Нам отвели ночлег на двухъярусных железных кроватях, составленных вплотную. И когда я улеглась, то обнаружила, что эта огромная женщина лежит рядом со мной. Я не знаю, как провела ночь: моя соседка постоянно смачно чесалась с жутким звуком. Наутро я решила переселиться к крестной, но по-прежнему ходила на службу в монастырь. Мне осталось непонятно -- обязательно ли во время паломничества жить в монастыре?
Иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш), клирик ивановского Свято-Введенского женского монастыря в Иванове: -- В какой форме предпринять паломничество, каждый человек решает сам. Духовная польза паломничества во многом зависит от обстоятельств жизни самого паломника, от состояния души, семейного положения, физических сил и других факторов. Кому-то хорошо пожить и потрудиться две-три недели в каком-то одном монастыре, а другим, наоборот, полезно отправиться в такое путешествие всей семьей, через два-три дня перемещаясь с места на место.
Предположим, вы решили неделю-две пожить в монастыре. В этом случае надо приложить усилия к тому, чтобы ваша жизнь срослась с монастырской жизнью: ходить не только на трапезы, но и стараться посещать все службы, выполнять послушания. Но если с этим возникают проблемы, то значит, решение жить в монастыре было неправильное. Можно там переночевать, пожить два-три дня, как в гостинице. Но это всего-навсего остановка в путешествии.
Продолжительное пребывание в монастыре позволяет нам войти в его ритм, который даже в психологическом плане благотворно влияет на мирского человека, успокоиться и попытаться без суеты и каждодневных забот осмыслить свою жизнь. Ведь в монастыре совсем другая обстановка, другая духовная атмосфера, которую за два-три дня толком не почувствуешь. Правда, бывает, люди с особой надеждой обращаются к монастырским духовникам как к более «духовным». Однако часто духовники в монастыре не способны оказывать духовную помощь мирянам и женатым людям. Поэтому не ищите святости в людях, а ищите святости в Христе.
Наталья СУХИНИНА, журналист, главный редактор издательства «Святая гора», совершившая в 1900 году пешее паломничество в Иерусалим (см. «НС» № 5 (16) за 2005 год): -- Старец Паисий Святогорец не раз повторял, что ко всему в жизни надо подходить с рассуждением. Если у вас есть возможность остановиться в нормальном гостиничном номере, где вы выспитесь перед службой и на литургии будете молиться, а не мучительно бороться со сном, почему ее не использовать? Зачем обязательно идти в какую-то конуру, где спят на грязном белье и неприятно пахнет? Что хорошего для вашей души, если вы будете чувствовать себя плохо? Но бывают обстоятельства, когда вы вынуждены провести ночлег вместе с остальным паломниками и потерпеть их немощи. В этом случае принимаешь это как волю Божию. Или, предположим, в пути сломался автобус и кто-то не выдерживает и начинает возмущаться, что, дескать, деньги заплачены, а поездка не организована. Приходится терпеливо молчать и сдерживать себя. В таких ситуациях как раз и обнаруживаешь свои немощи.
Тяжелый труд? Мой приятель Денис надолго запомнит эту поездку. Полночи напролет по дороге в монастырь руководитель группы призывала всех петь «Богородице, Дева радуйся…», а когда народ изнемог, включила магнитофон с этой молитвой. На следующее утро из-за двух бессонных ночей Денис не смог выстоять службу и всю литургию просидел на лавочке возле храма. Об исповеди и причастии не могло быть и речи. «У нас не экскурсионная поездка, а паломническая, -- отвечала на все сетования руководитель группы. -- А в паломничестве должны быть искушения!» И бедные паломники терпели. Если бы это была простая туристическая поездка, они бы, конечно, возразили. А тут, по сути, стали невольными мучениками. Как отличить «нормальные» искушения от плохой организации и имеют ли право паломники пожаловаться на плохую организацию?
Русские паломники XIX века. Фото из музея "Путешествия и паломничества по святым местам" на Крутицком подворье
Протоиерей Роман БРАТЧИК, настоятель Успенского храма города Курчатова Курской области: -- Действительно, в некоторых поездках ночью принято читать в микрофон акафисты или правила к причащению. Для тех, кто не высыпается, такая поездка становится настоящим мучением. На самом деле в этом громком чтении нет никакой необходимости. И вы в праве деликатно попросить: я, мол, плохо себя чувствую, мне отдохнуть надо, молитесь все-таки тише и не в микрофон. В этой просьбе нет греха. Грех -- это нарушение любви, а любовь -- она, наоборот, всегда заботлива. Поэтому, если в паломничество едет верующий народ, то он, наоборот, должен проявить любовь к тем, кто нуждается в отдыхе.
Если паломническая группа сборная, то вопрос о том, как молиться, решает руководитель. А если это группа из одного прихода, во главе которой стоит священник, то и решает этот вопрос он. Лично я езжу в паломничество всегда в группе со своими прихожанами. У нас в дороге все бывает кратенько. А дальше каждый уже сам для себя решает, что ему полезней почитать или уже прочитанного со всеми достаточно.
Галопом по Европам или сами по себе? Отвлечься от напряженной умственной работы я решила, отправившись в паломническую поездку в Грецию. Вернулась я еще более уставшей и совсем не вдохновленной на новые подвиги. Поездка была составлена так, чтобы посмотреть как можно больше, несмотря на ограниченность сил и возможностей человеческого восприятия. Это превратилось в конвейер: иконы--мощи--иконы--мощи. В итоге в конце дня я не могла вспомнить, что именно я видела и -- что самое главное -- чем мне дорога та или иная святыня. Другая история: мой друг Евгений жил в Греции на острове Корфу, рядом был монастырь. В воскресенье он решил причаститься, пришел на службу, но не мог найти священника, который бы его исповедовал. Уже подойдя к Чаше, он объяснил, что хочет исповедоваться. Греки удивились, из алтаря вышел старец, буквально затащил его через царские врата в алтарь, накрыл епитрахилью и прочитал отпускную молитву. Возникает вопрос: как избежать подобных ситуаций? Как лучше спланировать паломничество? Каковы могут быть практические рекомендации относительно того, как не промахнуться, выбирая паломнический тур, и что надо учесть при самостоятельной поездке?
Роман ГУЛЬТЯЕВ, православный гид по Святой земле и ученый секретарь Иерусалимского отделения Императорского православного палестинского общества: -- Отправляясь в паломничество самостоятельно, можно воспользоваться разработанными маршрутами, с которыми можно ознакомится на сайтах известных и проверенных паломнических центров. Например, зайти на сайт подворья Троице-Сергиевой лавры в Москве -- «Троицкий паломник» (http://palomnik.su). Также сайт «Православный поклонник на Святой земле» (http://palomnic.org), Паломнический центр Московской Патриархии (http://www.poklonnik.ru). На сайте «Православный поклонник» маршруты проработаны особенно подробно. Причем эти паломнические центры не требуют, чтобы вы пользовались их услугами в поездке -- можете ехать и самостоятельно.
Единственный минус этих маршрутов -- чрезмерная насыщенность программы. Зная туристическую психологию клиентов, паломнические центры предлагают много-много всего. Паломничество превращается в спортивную гонку по святым местам, теряя всякий смысл. Поэтому, чтобы добиться качества, нужно сократить количество посещаемых мест. Где-то подольше побыть, вникнуть поглубже.
Путь паломника раньше чаще всего был пешим. На себе много не унесешь, да и в пути могли напасть лихие люди. Поэтому в дорогу брали лишь самое необходимое, останавливаясь на отдых в деревнях, где дать кров паломнику считалось богоугодным делом. На фото: вещи паломника из музея "Путешествия и паломничества по святым местам" на Крутицком подворье в Москве
Если вы соберетесь в Иерусалим, нужно обязательно сходить в храм Гроба Господня, на Голгофу. Кстати, посещение Крестного пути можно исключить. Зато сходить на Александровское подворье, где находится порог Судных врат, и вспомнить историю крестного пути Спасителя. Конечно, надо побывать на Елеонской горе, в Гефсиманском саду. На все это требуется дня два. Вообще, Иерусалим более-менее можно посмотреть за неделю.
Основные туристические фирмы, организующие паломничества на Святую землю, это израильские фирмы, имеющие представительства в России: «Чароит» и «Лемик». Им можно доверять, они работают с профессиональными паломническими центрами на Святой земле. А если вы пришли в неизвестную турфирму -- узнайте, кто будет принимающей стороной (должен быть паломнический центр), кто будет вашим гидом (важно, чтобы это был православный христианин, хотя это условие не всегда выполняется), нужно, чтобы гид был профессионалом.
Григорий МАНЕВИЧ, прихожанин московского храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, предпочитающий ездить по святым местам самостоятельно: -- Начать разрабатывать маршрут надо с того, что расспросить знакомых, уже бывавших в тех местах, куда вы собираетесь, и хорошенько прошерстить интернет и путеводители. Советую заранее рассмотреть фотографии тех мест, куда вы собираетесь. Чтобы понять, как это выглядит, где находится и потом не разочароваться. Часто оказывается, что мощи, к которым вы стремитесь попасть, находятся под алтарем храма и к ним нет доступа. Обязательно нужно выяснить, какие часы допуска к той святыне, которую вы собираетесь посетить. Например, часто католические монастыри закрыты днем. Также нужно выяснить, как добраться до места, сколько времени займет дорога и что интересного есть вокруг. Если монастырь закрыт -- можно поехать посмотреть что-нибудь еще, пока он не откроется, не теряя времени.
Если поездка приходится на субботу и воскресенье или большие праздники, распланируйте, где вы окажетесь на службе. У греков таинства исповеди и причастия разнесены по времени, и вполне может оказаться, что вы не сможете найти священника, который бы принял вашу исповедь. Поэтому расспросите людей, которые уже бывали там на службе. Или готовьтесь к тому, что в вашем путешествии будет присутствовать постоянный элемент неожиданности или чуда. Если вы едете самостоятельно, будьте готовы к тому, что вам, возможно, придется исповедоваться на иностранном языке. И выстаивать иноязычные службы -- это тоже не всегда легко.
Если вы едете на Афон -- обязательно свяжитесь с паломническим центром, который будет вас принимать, заранее отправьте им свои документы. Ведь на Святую гору необходим пропуск, без него вас даже не пустят на паром, отправляющийся на полуостров.