Как складываются отношения в молодой семье? Нужен ли супругам общий духовник? Что такое смирение? От кого зависит семейное счастье? На эти и другие вопросы сайта «Православие и мир» отвечает священник Игорь Фомин, клирик Казанского собора на Красной площади, член Комиссии по церковной социальной деятельности, руководитель направления по работе с многодетными семьями.
Враги человеку – домашние его
– Одна молодая семья живет в маленькой квартире вместе с родителями, которые, может быть, верующие, а, может, и нет, и, к тому же, сюда приезжают брат, сестра, родственник из провинции. Вскоре жене или мужу начинает надоедать то внимание, которое другая сторона оказывает родным. «Мне ты не хочешь уступить, а ради сестры готов ехать через весь город встречать поезд…» Супруг вроде бы и соглашается сначала, а потом просто отказывается тебя слушать.
– Если нет единодушия в семье, это очень тяжело, я полностью согласен. Когда муж или жена начинает ревновать к ближним – это катастрофа. Все эти требования: «Я пожертвовал ради тебя своей жизнью, а ты не уделяешь мне внимания», – с моей точки зрения, просто уровень детского сада.
Семья – это очень сложный, но и радостный организм. Если муж любит жену, а жена любит мужа, он всегда увидит, что она едет ради сестры, но мечется между двух огней, ей и так тяжело.
Допустим, живут они у его родителей, на чужой территории. Мама ругает сына, жена недовольна мужем, и под перекрестным огнем оказывается один человек. Мудрая жена поведет себя по-другому. Захромала твоя нога – ты ей облегчишь труд, возьмешь палочку. Заболела голова – выпьешь таблетку. Так же и здесь: видишь, что страдает твой ближний – помоги ему, войди в его положение, ведь завтра ты можешь оказаться в такой же ситуации.
Идеально, когда родители мужа занимают позицию жены, а родители жены – позицию мужа. Такая молодая семья становится очень крепкой.
Христианство в первую очередь говорит о Боге, о спасении, о радости, а во-вторую о том, как избавиться от греха. Данная ситуация и есть грех ревности, зависти. Именно из-за нее, из-за зависти, как помним, грех и вошел в мир. Надо бороться с этим. Придите в Церковь, обратитесь к Богу, поплачьтесь, и Он уврачует ваши раны.
– Многие говорят, что жить им мешает какой-то родственник, который, как паразит, сосет из них все соки.
– Да, я тоже это часто слышал. Важно прервать эту ситуацию в собственной семье, в роду. Допустим, кто-то из родственников живет как паразит. Значит надо не делать так самому.
Авраам вместе с Сарой пришли в Египет. Он пошел на хитрость и попросил ее: «Ты слишком красива, меня из-за тебя убьют. Скажи всем, что ты моя сестра». Так она и поступает. Фараон берет ее к себе во дворец и решает на ней жениться. Авраам не вмешивается в эту ситуацию. Вмешивается Господь, Который говорит фараону: «Я поражу весь твой род, если ты возьмешь эту женщину в жены». Фараон начинает разбираться и призывает Авраама: «Зачем ты солгал мне, почему ты хотел нас погубить?»
Всё разрешил Господь без участия Авраама. Что же дальше? Исаак точно так же поступает со своей женой Ревекой, поселившись в Герраре. Снова всё разрешает Господь. Иаков, сын Исаака идет тем же путем лжи, получая первородство обманом. Но он уже одумывается и просит Господа о помощи, и Господь отвечает на эту просьбу. Дальше мы уже не прослеживаем этого греха.
Если кто-то в твоей семье пьет из тебя соки, служит постоянным источником ссор, конфликтов… Реши сначала эту ситуацию в своей семье, укрепи её. Не дай возможности дальше развиться этому греху в твоем роде, и ты увидишь, как с этим бороться.
– Из истории Авраама можно вывести мысль, что склонность к определенным грехам передается по наследству. Мы говорим о родовом грехе?
– Я не верю в это. Мы должны понимать свою связь с прошлым, всё четко осознать. В истории с Авраамом, которую я привел в пример, важно, что Господь врачует грех, но в одном случае Он это делает Сам, и в этом нет никакой твоей заслуги, а в другом случае человек побеждает сам и словно бы вытаскивает из бездны прошлое поколение.
Какая лучшая молитва об усопших? Только наши добрые дела. Приходишь, бывает, на могилку, а там стоит огромная глыба, и улыбающийся внучок говорит мне: «Классно, батя, я заделал деду память?» Какая же это память?! Сюда столько денег ушло, что можно было бы целый детский дом вывезти не экскурсию – вот что было бы лучшей памятью о твоих родителях. Что такое память? Мы можем ради ближних измениться на добро. Я хочу пользу принести родне. Ради деда своего, который был честным, добрым, задорным, я изменюсь и стану подражать его качествам. Тогда дед скажет: «Господи, смотри, как я на него повлиял, он стал гораздо лучше!» Господь, видя это, и деду поможет, и тебе множество грехов простит.
– Решить ситуацию в своей семье – это значит понять и поменять что-то в себе?
– Не допустить, чтобы это вошло и стало между супругами. Раздражителей вокруг семьи очень много: то там нашепчут, то тут насоветуют. Только та семья выстоит, которая по настоящему любит друг друга. Не влюбленная, а любящая. Влюбленность – это эгоистическое чувство, эгоизм, который со временем выветривается. Только любящий готов отдать свою жизнь ради другого.
Зачем мы вообще женимся, выходим замуж? Чтобы детей родить или официально удовлетворять свою похоть? Конечно, нет. Всё намного сложнее. Это помощь. Попробуй перейти горную речку один: да тебя смоет. Вдвоем же, с чьей-то помощью, чувствуешь себя устойчивее.
– Но если в одном человеке любовь есть, а в другом ее совсем мало? Как ее возгревать в себе, в другом?
– Поделись ею, отдай частичку своей любви. Мы же готовы ночью вскакивать ради детей, качать их, утешать, врачевать. Готовы терпеть их выходки, проделки. Так же и здесь: заставь свою половинку полюбить тебя сильнее. У женщины это выходит элементарно. Она настолько мудра и хитра, что ей это не составит никакой проблемы, поверьте. Мужчина устроен проще.
Но любовь должна быть очень разумна. Нельзя боготворить свою половинку, нарушая тем самым Вторую заповедь «Не сотвори себе кумира», иначе последствия будут очень серьезными.
«Ой, он такой необычайный, равноангельный». Это особенно четко проявляется в отношении родителей к детям. Помните в «Расторжении брака» у К.С.Льюиса одна мамаша приезжает в рай, мечтая повидаться с умершим сыном, которого она безумно любит. Она готова на все, только бы его увидеть: «Что мне надо делать?» «Делать ничего не надо. Нужно просто дойти до Христа. Но дойти надо ради Христа, а не ради сына», – получает она ответ. Тогда она произносит страшные слова: «А кто мне этот Христос – Он отнял у меня сына!» Это полное безумие, из-за которого очень легко погибнуть.
Часто встречается, что люди нарушают Вторую заповедь, когда начинают боготворить мужа, жену. Иногда слушаешь, как другой воспевает любимую, и думаешь: «Если он говорит это всерьез, то падение его будет велико». Потому что «ангел» этот обязательно совершит какой-нибудь маленький проступок. Пофлиртует, просто из-за кокетства. Это обрушит все стереотипы, все надежды, все воздушные замки. «Как она могла! Этот ангел разве мог так поступить?! Каковы же тогда все другие?!» Погибнет всё, разрушится семья, начнется ад.
Ошибки и победы старших поколений
– В современном мире эта связь с прошлым совершенно не считается обязательной. Люди торопятся сбежать от родителей. «У нас новый дом, квартира, мебель, свои детки хорошие».
– Время сейчас эгоцентрическое, и пройти по трупам уже стало нормой. Эгоцентризм направлен только на себя и никого не замечает.
– Можно ли построить семью, опираясь только на себя? Сказать: «Всё, у меня есть только жена, а родители, бабушки, дедушки пусть останутся где-то в прошлом».
– Однозначно - нет. Потому что ты зависишь от своих дедушек, прадедушек. Ты – их продолжение. Этим продолжением будут и твои дети. Что ты возьмешь из своего рода себе в багаж – то и передашь своим детям. Возьмешь злобу, отчужденность, отстранишься от своих родителей, а дети отстранятся от себя.
– Все вернется?
– Это же закон. Как ты хочешь, чтобы относились к тебе, так поступай и сам. Хочешь, чтобы тебя дети любили – люби своих родителей. Очень часто приходят ко мне, и плачут: «Дочь меня не любит, сын внимания не обращает». Спрашиваю: «Вы-то как поступали со своими родителями?» «Я? Замечательно! Достойно. Я, конечно, не успел на их похороны, мы перед этим лет десять не виделись, но я им постоянно писал, звонил». «Ну и тебе будут звонить и писать. Где же они жили-то?» «Я в Москве, а они в Подмосковье – не наездишься же. У меня же семья, ребенок, его надо растить». Но ребенок видит, как ты относишься к родителям, и сам будет так же относиться к тебе. Ты же сам так воспитал ребенка: он не видел твоей заботы о стариках. И он не будет заботиться о стариках. Всё очень логично, не на кого пенять.
– Иногда хочется отрешиться от родителей, потому что их образ жизни очень далек от твоих идеалов. Бабушки, к примеру, не хотят быть бабушками, и своих детей стремятся выгнать на работу: «Зачем снова рожаешь? Тебе же этих кормить надо».
– Отрешиться совсем нельзя. Нужно как-то по-другому к этому отнестись. Если родители тебе скажут прыгнуть с девятого этажа, прыгать не надо, но и осуждать их тоже не надо. Пятая заповедь «Почитай отца и матерь» остается святой, и в ней не сказано, каких отца и мать надо почитать. Возьми и не заметь этого. Ты сам когда-нибудь станешь старым, и вести себя будешь, может быть, странно для окружающих. О том и речь: что из наследства родителей мы возьмем себе в багаж? Открываешь этот «сундук», а там всё перемешано: тряпочки, лоскуточки, открытки, ложечки серебряные… Что ты возьмешь, тряпье? А золото и жемчуг оставишь? Что ж, это твое дело, с этим багажом ты и пойдешь дальше по жизни. Но ты можешь выбрать и драгоценности, жемчужины твоего рода. Нет человека, который бы целиком и полностью был плох. Даже Ленин, говорят, любил детей и трудился на субботниках. Да, не со всего можно брать пример, но с хороших вещей – можно. У каждого найдутся хорошие дела, только покопайся в семейной истории.
В наш скандальный век многие любят, конечно, вычитать из журнала «Семь дней» скандальчик, примерить его на себя, найти такое в своей семье и сказать: «О, мы так похожи на эту звездную пару!»
Возьми ты отсюда что-то доброе. Мне все разрешено. Могу ли я сплетничать? Могу. Только сплетничать надо по-православному: рассказывать всем о своих друзьях и соседях только хорошее. Может статься, не совсем так дело было, можно и приукрасить. Удержись от зла и сотвори благо.