Я как раз из тех, которые в течение многих лет бывают на богослужении, но не знают, как зовут людей, которые молятся рядом. Однако в течение этих лет никто не интересовался и тем, как меня зовут, и шесть лет задают один и тот же вопрос, когда подаю записки: «Все крещеные?» или «Все умерли своей смертью?». На нашем приходе я никому не нужна. Это правда. Интересно, это норма или нонсенс, просто сравнить не с чем: у нас один храм в городе, один приход. С уважением, Елена.
Отвечает протоиерей Аркадий ШАТОВ, настоятель храма благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице (Москва), духовник Свято-Димитриевского училища сестер милосердия: -- Дорогая Елена! В первую очередь приход делает общиной настоятель храма, который объединяет вокруг себя людей, вдохновляет их на общее дело. В Москве при многих храмах сложились общины. В городе, где только один храм, наверное, сложнее. Не зная вас, обстоятельств вашей жизни, настоятеля вашего храма, трудно что-то посоветовать. Думаю, если вы хотите, чтобы вас на приходе знали, надо искать людей, которые нуждаются в помощи. Не ждите, когда к вам кто-то подойдет, а проявите инициативу. Например, предложите бабушке, которой явно трудно самой дойти до дома, проводить ее. Или познакомьтесь с многодетной семьей, ненавязчиво поинтересуйтесь, нужна ли им какая-нибудь помощь. Конечно, делать это надо после службы -- во время службы надо не по сторонам смотреть, а молиться. В том числе и о людях, которые вместе с вами молятся в храме. Попробуйте подойти к настоятелю, скажите: «Я несколько лет уже хожу в этот храм, но мной никто не интересуется. Не могли бы вы, батюшка, познакомить нас друг с другом? Не знаете ли, кому из прихожан нужна помощь? Я могу раз в неделю три часа ухаживать за одинокой бабушкой». Или что-то другое предложите -- вы лучше знаете, какую помощь можете оказать. Христиане с первых веков объединялись в общины. До революции в России люди были приписаны к конкретному приходу по месту жительства, поэтому тоже знали друг друга. Сегодня такого нет -- каждый сам выбирает, в какой храм ему ходить. В Москве многие прихожане одного храма живут в разных концах города. Если они хотят объединиться, должны проявить инициативу. Все люди, пришедшие к Богу, одна духовная семья. Мы все -- члены единого Богочеловеческого организма, Тела Христова. Это норма церковной жизни. Но в падшем, греховном мире найти норму трудно. Можно только к ней стремиться, и начинать надо с себя.