«Даждь» - это содружество людей, занимающихся творчеством не ради популярности или денег. Даждь - это ежегодный фестиваль, проходящий в течение нескольких дней и объединяющий талантливых молодых поэтов и музыкантов, регулярные «открытые» студии в клубе «Факел» и, наконец, Это - люди. Люди неравнодушные, деятельные и стремящиеся помогать. Интервью с основателями содружества поющих поэтов «Даждь» Дмитрием и Анной Студёными
«Даждь» регулярно сотрудничает с благотворительными организациями,такими как фонд «Подари жизнь» и волонтерской организацией «Доноры - детям». Организаторы и основатели «Даждь» - поэт и музыкант Дмитрий Студёный и его жена Анна - рассказываюь о фестивалах, студиях и других направлениях своей деятельности.
Собраться вместе и послушать друг друга
- Рок, даже «поэтический», представляется чем-то очень жестким. Да и не ново это... Чем ваши концерты отличаются от других?
Д.: ...люди, которые прошли через «Даждь», уже знают, чем мы отличаемся. У нас же не пьют, не курят...
А.: Матом не ругаются.
Д.: Да, лексика ненормативная всячески удушается в зародыше. А когда со стороны приходят люди, привыкшие к клубам, многим все это дико. Они не понимают, что то, к чему они привыкли, вот это дико! А то, что мы делаем, это нормально. У всех наших концертов главная задача - собраться вместе и послушать друг друга. Мы очень любим, когда люди друг друга слушают. У нас в обществе это не принято в последнее время. А поскольку собираются разные исполнители, которые друг на друга не похожи, мы считаем, что послушать творчество, которое не похоже на твое, это полезно и интересно.
- А как проходят благотворительные концерты, акцентирующие внимание на проблемах донорства?
Д.: Первый благотворительный концерт у нас проходил как обычный фестивальный, просто участники выходили друг за другом. Единственное - мы делали буклеты про волонтерскую организацию «Доноры - детям», то есть как-то информацию доносили. А во втором концерте, осенью, уже непосредственно участвовали волонтеры. Там был некий видеоряд, видеоролики с детьми из больницы. Была волонтер Лена, которая взяла дневник Кати Чистяковой - одной из основателей «Доноры - детям» - и зачитывала оттуда отрывки между выступлениями.
А.: О буднях волонтера, о той реальности, с которой человек сталкивался. Но это все было... тяжело. (...) У нас есть слоган, который в пресс-релизе используется: о том, что в большом городе мы хотим найти людей, которые могут помочь тем, кто в этом же большом городе нуждается в помощи. Не совсем слоган, но это мотив концерта, скажем так.
Д.: (...) Задача двоякая: показать, что есть куча талантливого народа и помочь. Ведь музыкант, по сути, тоже донор, он должен отдавать! И его творчество может делать добрые дела, нести доброе слово. В советское время проводили концерты солидарности. Вот и мы выражаем солидарность с этой проблемой. Я, например, не занимаюсь донорством, мне тяжело. И надо здоровье иметь хорошее. Но мы эту проблему поднимаем, говорим, что есть люди, на которых государство почему-то плюет...
А.: Не только не помогает, но и ставит еще кучу препон.
- А в чем препоны?
А.: В декабре 2006 года Дума приняла закон, отменяющий оплату больничных родителям детей, больных раком, на весь период лечения. Когда ребенок заболевает, естественно, папа остается работать, мама увольняется и доходы резко падают. Лекарства очень дорогие, и много таких лекарств, которые не оплачиваются государством. И плюс еще отмена больничных листов. Сейчас написали в министерство здравоохранения, там ответили, что нет, в ближайшее время ничего не будет решаться.
На Каширке центр начали строить, и он стоит такой страшный, недостроенный, брошенный. В РДКБ (Российская детская клиническая больница. - О.Д.) приезжал Путин. Там один мальчик хотел с президентом блины поесть. Волонтеры написали письмо Путину, он приехал, на этом порыве началось строительство, а теперь все заброшено. В той же РДКБ очереди на койки, дети своевременно не получают лечение. То есть не только в полном объеме не получают, но и своевременно. Проблем на самом деле очень много. Совершенно непонятно, как без общества эти проблемы могут решаться.
Д.: Тут самая главная проблема, которая лично мне близка, это отношение к людям вообще. В государстве с советских времен отношение к человеку как неизвестно к кому.
А.: Это не только со стороны государства, это во всем обществе.
Д.: Да, но государство - это такой сгусток... А вообще во всем. Вот я с музыкой связан. Тут тоже наши рок-звезды демонстрируют свинское отношение к слушателям. По-моему, проведение концертов на стадионах - это высшее проявление свинства к своему ближнему. Потому что люди превращаются в толпу, и музыканты способствуют этому массовому мышлению, когда никто не относится к другому как к личности, человеку... И так везде, на всех этапах, если говорить о музыке. Есть талантливые люди, мы проводим студии, я не скажу, что все гении приходят, но у нас куча творчества, которое можно развивать, то есть не ныть, что попса всех заела, а что-то делать. Для того, чтобы была какая-то альтернатива, надо ее предлагать. Вот мы и предлагаем. Кстати, мы играли на православных ярмарках, скажем, в Нижнем Новгороде, там приходили тетушки, бабушки местные, слушали от начала до конца. Это говорит о том, что подобное творчество доступно любым обычным людям, не обязательно молодежи. В основном, конечно, мы ориентированы на молодежную аудиторию, но в принципе это культура - песенная культура, которая абсолютно легко воспринимается всеми, и она может быть конкурентоспособной. Русский народ привык задумываться над всякими вопросами, а попса - она насаждается сверху. И ей не предлагается никакой альтернативы. На том же «Нашем радио» предлагается шоу-бизнес, та же самая попса, только там «под рок».
Как соль всё осаливает...
- Вот здесь возникает вопрос: спрос рождает предложение или наоборот? Большинству людей не нужна музыка, которой вы занимаетесь, или они просто не имеют возможности о ней узнать?
Д.: Большинству не нужна. Но как соль все осаливает, так же находится некое количество людей, которым это интересно, и они начинают все вокруг преображать... То есть я ощущаю это по-христиански. Узнав христианство, Православие, невозможно смотреть нынешнее телевидение, слушать радио, потому что они тебя опускают ниже уровня земли. Поэтому я считаю, что и творчество должно быть достойным, и все, чем ты занимаешься, должно быть достойным. Когда читаешь, что призвание человека - это быть царем, священником, пророком, когда ты это понимаешь, то не знаю, как можно жить и что-то делать не на должном уровне. Потому что большинство того, что нас окружает - это не на уровне. И мы пытаемся развивать какое-то живое творчество , чтобы оно было достойно звания человека.
Основная проблема у нас в стране - это просто неуважение человека как такового. Мы пытаемся хоть как-то, хоть в малом, на наших фестивалях развивать это уважение к человеку - как творцу, как личности.
Вот мне вчера, кстати, звонили из некоего кафе, предлагали сотрудничать. Я спросил: «У вас пьют, курят?» Мне сказали: «Да». Я сказал: «Спасибо, не надо». Мы всегда проводим концерты в отдельных залах, чтобы люди могли прийти, сесть и послушать, что другой человек пришел рассказать, что его волнует, что он для себя открыл, что он нашел и что хочет донести другим людям. Если они при этом будут жевать, пить пиво и между собой беседовать, я понимаю, что я буду петь для никого, в пустоту.
- Но это и от слушателя зависит. Даже если концерт проходит в клубе (а это сейчас все-таки основное место для выступлений), можно прийти и слушать, а не жевать и не пить.
Д.: Это понятно. Но наше дело - создать условия. Вот я ходил и хожу в разные клубы. Там иногда даже при желании невозможно послушать, потому что рядом одни болтают, другие едят, третьи чем-то еще занимаются... Поэтому наша задача - создать максимально благоприятные условия для того, чтобы человек мог рассказать то, что он другому человеку хочет донести, а тот другой мог достойно это воспринять. Чтобы это взаимно обогащало. Я ориентируюсь на себя. Мне приятно, когда меня слушают и когда идет какая-то реакция, когда я понимаю, что меня услышали. И вся наша деятельность направлена на то, чтобы воспитывать взаимное уважение. Я к этому призываю: давайте будем уважать друг друга! Давайте просто будем «человеками»!
Почему мы и доноров поддерживаем - там то же самое. Люди живые, а к ним относятся как к какому-то уже отработанному материалу.
А.: В регионах родители сталкиваются с такой ситуацией, что им в открытую говорят: «Вы нерентабельны, мы не будем вас поддерживать. А зачем? Ваш ребенок все равно умрет». То есть вот такой подход. Но это живые дети! И они не умирают, они живут. Они лечатся. Есть волонтеры, которые занимаются с ними...
Д.: Нам очень понравились волонтеры. Было очень приятно что-то делать с ними.
А.: Волонтеры - это люди, которые всегда готовы тебе помочь, всегда готовы что-то сделать, и сделать больше, без всяких оговорок, без лишних вопросов. Обычно спрашивают: «А точно это в фонд, точно это детям?» У меня пресс-релиз, у меня ссылки, фотографии... «А вот точно, точно детям?» Волонтер не спрашивает: «А вы не хотите прославиться?» Никто из них меня не спросил ни разу. Они сказали: «Вы делаете концерт? Здорово! Спасибо вам! Надо ли вам что-то еще? Мы вам еще чем-то поможем». То есть это особый склад ума... У них такая открытость ко всему. Делаешь объявление насчет расклейки афиш в рок-сообществе, откликаются не наши постоянные слушатели, не наши музыканты. Откликаются волонтеры! Начинается какая-то активная жизнь. Прекращается работа в пустоту, есть отклик. Они привыкают, что от них, от их отклика что-то зависит. Вот мы зачастую думаем, что мы прошли мимо - ничего, кто-то другой не пройдет, мы сделали вот это, а мы сделали это зря, это мелочь. А это не зря! Везде можно как-то откликнуться, помочь. Волонтеры - это совершенно героические люди, но в то же время это такой образец для подражания.