«Евангельский проект» Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой уже наделал немало шума. Представленный в мае на ярмарке галерей «Арт-Москва», кого-то он впечатлил, у кого-то вызвал раздражение, и только церковной прессой был почти незамечен. Православная общественность привыкла обижаться на современное искусство и старается уже, чтобы лишний раз не доводить до конфликта, просто не замечать яркие и скандальные работы. Что такое «Евангельский проект» и стоит ли обижаться на Врубеля? Выяснить это пытался наш корреспондент Дмитрий РЕБРОВ.
Причем здесь баскетбол?
Бесланские матери, восточные женщины, укутанные в хиджаб, какие-то трупы в морге, футболисты, слепые легкоатлеты на беговой дорожке... Гигантские полотна, а точнее перерисованные от руки и увеличенные типографским методом до циклопических размеров фотографии – всё это «Евангельский Проект» художника Врубеля. То есть, конечно, не живописца позапрошлого века, а Дмитрия Врубеля -- звезды российского «контемпорари арт», или проще сказать современного искусства.
Под каждым из огромных «принтов» цитата: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий» -- это бесланские матери оплакивают погибших детей, -- «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его» - ищет в военном морге боснийская женщина труп погибшего на фронте мужа.
Под каждым полотном цитата своя и неизменно точная ссылка на евангельский текст. Мелким, но строгим шрифтом на полупрозрачной плёнке возле полотен указаны аккуратно и книга, и глава, и стих, цитата на русском – цитата на английском.
«У нас с Викторией Тимофеевой, моим соавтором, была такая задача: задача актуализации. То есть эти картинки – это прямые иллюстрации к новозаветному тексту – объясняет сам художник. -- Потому что Евангелие – это текст, текст без картинок, текст в чистом виде, а иллюстрации -- это то, как мы собственно видим Евангельское слово.
Большинство моих знакомых, причем даже воцерковленных, когда начинаешь с ними говорить о Священном Писании -- они плавают, не понимают и не помнят, что там вообще написано. Причем не потому, что они какие-то глупые, а просто такова сегодня общая тенденция воспринимать Евангелие. Существует некая «злоба дня», которая кажется актуальной для каждого, и она находится в центре всеобщего внимания, а вот Евангельская история, которая произошла две тысячи лет назад, оказывается теперь второстепенной для человека, оказывается вытесненной на обочину заголовками новостей и бесконечными сообщениями СМИ. В то же время, Писание – это великие и вечные истины! Чтобы наглядно показать актуальность Евангелия, мы проиллюстрировали новозаветные события персонажами из телевизионных новостей, персонажами сегодняшнего дня. Наш проект -- это ни что иное, как попытка визуальной, художнической актуализации Евангелия» -- утверждает Дмитрий. К слову попытка эта удачной показалась далеко не всем: «А при чем тут Евангелие?» -- одна из главных претензий дотошной столичной публики к работе дуэта Врубеля и Тимофеевой.
«Ну… Вот здесь мы видим, например, как баскетболисты, забив мяч, от радости обнимают друг друга – парирует Дмитрий критикам. – Это иллюстрация к сюжету, когда апостолы после встречи с воскресшим Христом возвратились в Иерусалим и «были вместе». Ну а как еще вот это «вместе» можно показать современному человеку? В каких ситуациях люди теперь испытывают дух единения?.. Например, когда их любимая команда побеждает в матче!
Или слепые идущие за Христом: мы показали этих слепых в образе незрячих спортсменов, которые с одной стороны слепые, а с другой стороны – уже как бы и прозревшие, потому что они бегут. ...Или вот смеющийся гопник изображает у нас бесов, которых легион, - то есть он и бесы, и беснующиеся – на самом деле что это? Здесь внешнее или внутреннее сходство? Это Евангелие или новости? Я бы сказал, что наши иллюстрации стоят на границе, мы пытаемся показать, как это могло выглядеть снаружи, плюс показать наше видение внутреннего, чего-то содержательного, и сделать это через визуальные образы, найденные нами на страницах информационных агентств, новостных лент, или каких-то блогов».
И как это понимать?
«Постепенно каждый большой художник приходит к Евангельской тематике, не исключение и современные» – объясняет нам Майя Кононенко, куратор выставки посвященной Страстям Христовым и теме Снятия с креста, в осмыслении мастеров «актуального» искусства, (представляла на Арт-Москве галерею «Триумф»). «Евангельская тема -- ключевая в истории живописи. – Утверждает она. -- Можно сказать, что для современных художников эта тема сегодня актуальна, и они, наконец, созрели чтобы обратиться к ней! То, что художники делают это сегодня уже не на уровне стёба, а пытаются как-то пережить, пропустить через себя: я думаю, что это тенденция».
Чего, правда, в этой тенденции больше: проникновения в смысл Евангельской истории, или самовыражения, жонглирования сакральными символами – сказать сложно. Скорее всего есть и то и другое. Пока же современные художники осваивают «евангельскую» тему, религиозная общественность пребывает в растерянности и недоумении, ведь форма даже самых искренних художественных опытов на библейскую тему, как соглашается с нами и Майя Кононенко, бывает порой, весьма и весьма провокационной.
«Здесь стоит такой вопрос: как понимать где искусство, а где профанация? Где вообще грань? Вот у меня есть один знакомый художник, Игорь Терехов, и если бы я его лично не знал, если бы не знал что он серьёзный, глубоко религиозный, церковный человек, то может быть его творчество и меня повергло бы в некое замешательство – признаётся Константин Бенедиктов руководитель православной галереи современного искусства «Феофания» -- Мы пытаемся проложить какой-то мостик между современным искусством и православием, из-за чего слышим порой даже упрёки в свой адрес. Поэтому для нас проблема интерпретации, она в принципе очень актуальна».
В массе своей для людей старшего поколения, язык современного искусства остаётся чуждым, противным их мировоззрению и вкусу: «Когда кто-то поставит несколько предметов и говорит: вот это современное искусство, инсталляция, и называет всё это: «Благовещение», например -- то мне кажется, что это всё просто фокусы, которые никакого отношения к искусству не имеют!» – озвучивает распространённую точку зрения Анастасия Жукова, художница чья манера живописи, впрочем, далека от академического натурализма. Выставка Анастасии в культурном центре у Покровских ворот открылась почти синхронно с врубелевской на «Арт-Москве» и, так же как и «Евангельский проект», посвящена была библейским образам.
Анастасия Жукова. "Не прикасайся ко Мне ...". 2006 г.