Христианская проза
Христианская поэзия
Путевые заметки, очерки
Публицистика, разное
Поиск
Христианская поэзия
Христианская проза
Веб - строительство
Графика и дизайн
Музыка
Иконопись
Живопись
Переводы
Фотография
Мой путь к Богу
Обзоры авторов
Поиск автора
Поэзия (классика)
Конкурсы
Литература
Живопись
Киноискусство
Статьи пользователей
Православие
Компьютеры и техника
Загадочное и тайны
Юмор
Интересное и полезное
Искусство и религия
Поиск
Галерея живописи
Иконопись
Живопись
Фотография
Православный телеканал 'Союз'
Максим Трошин. Песни.
Светлана Копылова. Песни.
Евгения Смольянинова. Песни.
Иеромонах РОМАН. Песни.
Жанна Бичевская. Песни.
Ирина Скорик. Песни.
Православные мужские хоры
Татьяна Петрова. Песни.
Олег Погудин. Песни.
Ансамбль "Сыновья России". Песни.
Игорь Тальков. Песни.
Андрей Байкалец. Песни.
О докторе Лизе
Интернет
Нужды
Предложения
Работа
О Причале
Вопросы психологу
Христианcкое творчество
Все о системе NetCat
Обсуждение статей и программ
Последние сообщения
Полезные программы
Забавные программки
Поиск файла
О проекте
Рассылки и баннеры
Вопросы и ответы
 
 Домой  Статьи / Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: ОПК - вопрос техники Войти на сайт / Регистрация  Карта сайта     Language Если ты проходишь мимо минарета, что-то кричит муэдзин, а ты не знаешь, что это за крики, жить так невозможно, надо знать, что вокруг тебя происходит. Точно также надо, если колокола забили в 6 часов утра, не с возмущением поворачиваться на другой бок, а
По-русскиЕсли ты проходишь мимо минарета, что-то кричит муэдзин, а ты не знаешь, что это за крики, жить так невозможно, надо знать, что вокруг тебя происходит. Точно также надо, если колокола забили в 6 часов утра, не с возмущением поворачиваться на другой бок, а
Если ты проходишь мимо минарета, что-то кричит муэдзин, а ты не знаешь, что это за крики, жить так невозможно, надо знать, что вокруг тебя происходит. Точно также надо, если колокола забили в 6 часов утра, не с возмущением поворачиваться на другой бок, а
По-английскиЕсли ты проходишь мимо минарета, что-то кричит муэдзин, а ты не знаешь, что это за крики, жить так невозможно, надо знать, что вокруг тебя происходит. Точно также надо, если колокола забили в 6 часов утра, не с возмущением поворачиваться на другой бок, а
Если ты проходишь мимо минарета, что-то кричит муэдзин, а ты не знаешь, что это за крики, жить так невозможно, надо знать, что вокруг тебя происходит. Точно также надо, если колокола забили в 6 часов утра, не с возмущением поворачиваться на другой бок, а
Если ты проходишь мимо минарета, что-то кричит муэдзин, а ты не знаешь, что это за крики, жить так невозможно, надо знать, что вокруг тебя происходит. Точно также надо, если колокола забили в 6 часов утра, не с возмущением поворачиваться на другой бок, а
Дорога к храму
Жизнь в Церкви
Семья
Детский вопрос
Святые и подвижники
Милосердие
Наука и вера
Работа и профессия
Далеко
Миссия
Рядом с чудом
Cовременники
Рецепты блюд
Читаем
По - немногу обо всем
Праздники
Паломничества

Дом сохранения истории Инрог


Интересно:
Рекомендуем посетить:

 
Если ты проходишь мимо минарета, что-то кричит муэдзин, а ты не знаешь, что это за крики, жить так невозможно, надо знать, что вокруг тебя происходит. Точно также надо, если колокола забили в 6 часов утра, не с возмущением поворачиваться на другой бок, а
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: ОПК - вопрос техники


О возможности преподавания основ религии в средней школе журналист Иван СЕМЕНОВ говорил с митрополитом Смоленским и Калининградским КИРИЛЛОМ, председателем отдела внешних церковных связей Московского патриархата.

- Добрый день, владыка.

- Здравствуйте.

- Буквально накануне нашей записи вышел в свет очередной номер журнала «Нескучный сад», как раз посвященный теме, о которой мы с вами говорим. Здесь много всяких интересных мыслей, но главная, мне кажется, такая: дискуссию нужно продолжать. Скажите, отчего у нас такое острое разграничение позиций? Разными людьми, как церковными, так и не церковными, высказывается очень много каких-то, я бы даже сказал, партийных тезисов - некоторые даже говорят, что те, у кого есть сомнения в том, что нужно брать вот учебники Бородиной и преподавать в средней школе, являются врагом Церкви, врагом всего человеческого в нашей стране. Откуда такая резкость?
- Для меня самого непонятно, что происходит. Вообще тема чрезвычайно проста. И тот факт, что она вдруг стала такой трудной, наталкивает на какие-то плохие мысли. Потому что при желании из самого простого и ясного вопроса можно сделать самый трудный вопрос, который не будет поддаваться разрешению. Весь этот сыр-бор, который сегодня у нас имеет место, касается темы, которую ни Православная Церковь, ни другие религиозные организации отнюдь никогда не предлагали к обсуждению. Она выросла из фантазии журналистов, писателей, некоторых политических деятелей. Что же это за фантазия? Якобы Церковь предлагает преподавать православие всем в обязательном порядке во всех учебных заведениях России – в средних школах, муниципальных, государственных и так далее. Нужно ясно сказать: никогда Церковь этого не предлагала. Но ведь именно вокруг этого тезиса весь благородный гнев.

- И не только. Согласитесь, есть определенный здравый скепсис в рядах церковных людей относительно того, по каким методикам, например, должен преподаваться этот предмет. Но тут нет свободного, простого какого-то, вдумчивого диалога. Есть какая-то партийность вот таких мнений…
- Я дойду и до церковной дискуссии и до методики преподавания. Но первое, что нужно постулировать – Церковь не предлагает преподавания религии, основ Православия, в качестве обязательного предмета для всех школьников России. Церковь, ссылаясь на существующий закон и на конституцию, утверждает, что в светских учебных заведениях факультативно на выбор может преподаваться основы Православия. То есть не культурологический, а богословский, религиозный предмет, но на основе факультатива.
Но, кроме того, Церковь предлагает, поскольку в России православная культура является государствообразующей, поскольку более 80% людей принадлежат к этой культуре, чтобы в школах преподавался также культурологический предмет – «Основы православной культуры». Не Закон Божий, не религиозная доктрина, не богословский, а культурологический предмет. Для чего это нужно? А для того, чтобы люди, посещая Кремль, не удивлялись, обнаруживая там, кроме дворцов, где заседали члены политбюро, а сегодня заседает высшая власть, еще и соборы, чтобы люди понимали, почему в центре России стоит собор, который называется Успенский. Если собор Успенский, нужно же знать что такое Успение. Если Успение Божией Матери, так нужно знать кто такая Божия Матерь. То есть, другими словами, человек, живущий в Росси, вне зависимости от его отношения к религии, должен знать основы религиозной культуры. Без этих знаний он, простите, ни в Русский музей не сможет сходить, ни в Третьяковскую галерею, ни в Эрмитаж. Этот культурологический предмет должен вводить людей в основы своей духовной национальной культуры. И предлагается чтобы вот этот предмет преподавался не в качестве факультатива, а на основе альтернативы. Факультатив -- это то, что вы можете выбрать или не выбрать, и факультативы чаще всего преподаются вне сетки часов. Вот там, в факультативах, может и должен преподаваться религиозный предмет «основы Православия» и во многих школах сегодня так и происходит. Но сыр-бор не вокруг факультативов православия, а сыр-бор вокруг культурологического предмета «Основы православной культуры», который Церковь предлагает изучать вариативно, но в рамках расписания. Что такое вариативно? Если человек не хочет изучать «Основы православия», ну никак не хочет знать ничего, что касается православия, это конечно странно, все равно, что не хотеть литературу изучать, ну ладно, Бог с ним. Ну вот, нашелся такой чудак, который говорит: «Не хочу». Бог с тобой, не изучай. Этому чудаку нужно дать альтернативу. Пожалуйста, в то время, когда дети, которые не являются такими чудаками и хотят изучать основы Православия, будут их изучать, ему дается альтернативный курс, ну например, как мы предлагаем – «Основы светской этики». Потому что у светских людей существует свой, если хотите, этический код, набор этических ценностей. Правда они очень плохо артикулированы, эти ценности, но все-таки что-то существует. Так вот этого светского, не желающего изучать религию человека, нужно, по крайней мере, познакомить со светской этикой.

Вообще-то, конечно, каждый гражданин России должен знать основы православной культуры, будь он мусульманин, или еврей, или буддист, как, наверное, должен знать основы исламской культуры человек, живущий там, где большинство мусульман.

- То есть, вы предлагаете в Казани православным посещать основы исламской культуры?
- Я ничего не предлагаю, но я бы посещал, если бы я учился в Казани. Потому что если ты проходишь мимо минарета, что-то кричит муэдзин, а ты не знаешь, что это за крики, жить так невозможно, надо знать, что вокруг тебя происходит. Точно также надо, если колокола забили в 6 часов утра, не с возмущением поворачиваться на другой бок, а знать: сегодня же праздник такой-то, поэтому в церкви колокола звенят.

Кроме того, в таких городах, как Москва, где есть много мусульман, иудеев, есть и буддисты, католики, протестанты, для тех, кто желает изучать основы своей религиозной культуры, хорошо бы дать такую возможность. Конечно не везде возможно обеспечить преподавателей; ну например, если в классе 40 человек, из них 35 православных и пять неправославных, то ради пяти неправославных приглашать преподавателя сложно, да. Но тем не менее, дать детям учебник, ввести их в проблематику их национальной религиозной культуры - это задача государства. И в таких странах как Германия или Финляндия эта задача прекрасно решается без всякого конфликта и с законодательством, и с обществом. Поэтому то, что мы предлагаем, это я бы сказал, minimum minimorum, мы настаиваем на том, чтобы даже культурологический предмет, и то преподавался и изучался бы на основе свободного выбора. Но к сожалению, в общественной дискуссии все смешивается.

- Вы знаете, владыка, это вызвано, путаницей внутри самого целеположения. Вот, например, мы возьмем учебник Бородиной для 1-го класса, который называется «Мы и наша культура». Он как бы культурологический, но сейчас я почитаю отсюда одну фразу: «Моя мама, - написано в этом учебнике, - училась любить меня и заботиться обо мне у Пресвятой Богородицы». Это культурологическое утверждение? А учебник называется «Учебник культуры».
- Вот здесь мы и подходим к той теме, которую вы обозначили в самом начале нашего разговора – об учебниках, о методологии, о том, кто должен преподавать этот предмет. Есть опыт во многих епархиях, я готов сослаться на свою собственную епархию, где мы уже больше 10 лет все это преподаем, это преподавание не вызывает, к счастью, никаких конфликтов и напряжений. Тут требуется понять совершенно конкретные вещи. Во-первых, как подготовить преподавателей для этого предмета. Слава Богу, еще с советского времени у нас в стране существует система повышения квалификации учителей. Существуют институты повышения квалификации. Вот в рамках этих институтов нужно организовать, как во многих областях уже и сделано, курсы подготовки преподавателей для ведения уроков православной культуры. Преподавать должен не священник, потому что, кстати, священнику недостаточно времени заниматься преподаванием в школе. Преподавателем должен быть светский человек из числа тех преподавателей, которые работают в школе, но у которых есть желание преподавать этот предмет. Они должны пройти специальную подготовку на базе Института повышения квалификации учителей. Что касается учебников, нужно закрыть эту тему созданием рабочей группы с участием ученых, представителей Церкви, историков и создать хороший курс по основам православной культуры, также как, наверное, нужно сделать тоже самое в отношении исламской культуры и в отношении других наших национальных культур. Потому что у нас существуют национальные школы в Москве, как вы знаете, где преподаются основы национальных культур, но ведь тоже учебники не апробированы государством и государство не участвовало в их подготовке.

- Вот, кстати, в журнале «Нескучный сад» интереснейший репортаж из исламского детского сада, где преподаются основы исламской культуры. Я предлагаю немножко вернуться к мировому опыту, который вы уже упомянули, и посмотреть как развивалась эта ситуация в России и как она выглядит вообще в мире.

Корр.: «В Смоленской области основы православия начали преподавать в воскресных школах почти 20 лет назад. С 2001-го предмет носит обязательный характер. Там ОПК сегодня изучают 16 000 школьников в 450 государственных школах. В Курске еще в 96-ом году губернатор области подписал постановление об утверждении программ изучения православной культуры в Курской области. С 1 сентября 2006 основы православной культуры обязательны региональный компонент во всех школах Орловской, Белгородской, Калужской и Брянской областях. Факультатив ОПК есть также в Тверской, Московской, Новгородской, Свердловской, Архангельской, Владимирской областях, а также в Мордовии. В Свердловской области православие пришло не только в школы, но и в детские сады. В 2004 их было 5, затем 32, в перспективе возможно станет 80. Дошкольникам читают «Жития святых», возят их в паломнические поездки. Введение «Основ православия» в школах все эти годы наталкивалось на серьезное сопротивление общественности. Главная претензия в том, что в программе этой дисциплины практически невозможно провести грань между изучением культуры и навязыванием религии. Самый серьезный публичный скандал разгорелся осенью 2002. Тогда Министерство образования разослало в регионы письмо с примерным содержанием курса ОПК. Инициативы тогдашнего министра Филиппова резко раскритиковал СМИ и некоторые правительственные чиновники, поскольку предложенный им курс больше подходил для духовной семинарии, чем для средней школы. Его преемник Андрей Фурсенко в начале 2006 года, выступая на 14-х рождественских образовательных чтениях говорил о подготовке пособия по истории мировых религий для учащихся 10-11 классов. Такое пособие не устроило уже православную общественность. В Москве, например, где чиновники выступают категорически против основ православия как предмета, Союз православных граждан призывает бойкотировать учебник «Основы мировых религий» Института всеобщей истории РАН. В то же время во многих республиках Северного Кавказа факультативно преподаются основы ислама. А в Ингушетии этот предмет обязательный для изучения на протяжении последних 6 лет. В мире лидерами в религиозном образовании являются Саудовская Аравия и Йемен. В первые 6 лет обучения религиозные предметы там занимают почти треть всего учебного времени. Православие же в качестве обязательного предмета преподается в Греции, правда представители других религий могут этот предмет не посещать. В Италии закон божий был обязательным до 1984 года, когда итальянское правительство и Ватикан заключили новое соглашение, по которому по желанию ученика и его родителей еженедельный час религии можно заменить другим предметом. В ряде стран Европы учащиеся вправе заменить религиозный курс любой гуманитарной дисциплиной. В Финляндии – философией, В Польше и Люксембурге – этикой. Школьное религиозное образование не практикуется в США, Китае, Японии, в Франции, Венгрии, Вьетнаме, Узбекистане и Туркменистане. Тем не менее, основы веры можно изучать в специальных религиозных школах. Так было во всех странах мира и во все времена. Исключение составляли лишь Советский Союз, коммунистический Китай, Албания и Северная Корея».


- То есть мировой опыт показывает, что религиозная культура практически нигде не преподается. Везде, если преподается, то - в том смысле, о котором вы сказали вначале: основы религии для тех, кто желает их знать. Может быть, такая острота дискуссии у нас вызвана именно не различением культурологического курса и религиозного?
- Я полагаю, что так. Многие просто запутались. Кстати, и в Церкви не все понимают, о чем речь идет. Даже иногда друг с другом спорят и ссорятся. На самом деле, изначально Церковь предлагала именно то, что я сегодня, не знаю, ясно или не ясно, но пытался сформулировать.

- Хочу предложить вашему вниманию еще один репортаж, который вроде бы очень позитивный. Но тут тоже после него попрошу вас ответить на вопрос. Это преподавание культуры или это преподавание религии, то, что мы сейчас увидим?

Корр.: «Шестиклассники совместными усилиями строят город. Пока только на школьной доске. Но зато по всем правилам русского православного зодчества. В центре поселения обязательно расположен храм, а вокруг него жилые дома и общественные постройки. Такую же картину видят ребята за стенами своей школы. Поселок «Разумное» сформировался тоже вокруг храма, Свято-Владимирского. Уроки православия, как коротко называют их дети, стали любимыми во многом благодаря творческому подходу учителя.

- У нас единственный компонент, которого не хватало, это религиозная культура, православная культура, поскольку этот компонент входит в целостную картину мира. То есть мы ребенку как бы искусственно закрываем часть картины мира.

Дети с удовольствием идут на уроки. Здесь обязательно происходит что-то интересное.
- Я давно знала то, что есть такие кони, которые могут плакать. Меня это очень поразило.
- Ну, когда рисую, мне вот больше нравится творческое что-то. У меня просто получается очень.
- Ну, наверное, что-то связанное больше с природой, с окружающим мира у нас было в этом году, начало. Ну, что-то связанное с человеком.

О пользе предмета сами ученики не задумываются. Это больше волнует их родителей. Три года назад, когда новый предмет только вводился в школьную программу, споров было немало. Опасались так называемого негативного влияния поповщины. Потом разобрались, что будут изучать дети, и страсти поутихли.
- Когда я только узнала о том, что в школе вводится предмет «Православная культура», а в школе у меня училось двое детей, старшему сыну было уже 14 лет и девочке было 12 лет, у нас этот вопрос очень болезненно решался. Но мы это решали с мужем не в присутствии детей, а без них. Дело в том, что муж у меня мусульманин по вероисповеданию, а я православная христианка. Но в нашем понятии это был чисто такой, скажем, религиозный предмет. И даже было родительское собрание общешкольное, и когда все нам рассказал учитель, администрация школы о том, о чем будут говорить с детьми на этом предмете, мы с мужем в общем решили, что лучше знать больше, чем не знать ничего.

Настоятель поселкового храма отец Петр на родителей не обижается. Говорит, что это все от незнания. Чтобы развеять сомнения, он сотрудничает со школами поселка. Их здесь три. Раз в неделю он выступает перед учениками с духовно-нравственными беседами.
- Ну, хотелось, чтобы было благожелательное отношение на всех уровнях этого предмета, не только со стороны телевидения, священноначалия Русской Православной Церкви и со стороны администрации, а каждого человека тогда эти знания будут действительно возрождать души человеческие.

При введении православия школы области столкнулись с проблемой. Не было учителей предметников. Но специальные курсы позволили быстро подготовить преподавателей смежных профессий – историков, литераторов, учителей музыки. Три года преподавания предмета позволяют говорить о результатах.
- И критерием каким-то, на мой взгляд, может быть изучение потребностей детей. Если в первую очередь раньше дети ставили на первое место потребность учения, здоровья, общения, то сейчас выходят потребности духовные. Это хорошо.

Похоже, новый предмет основательно и надолго утвердился в школьной программе. Для учителей простор для творчества. Родители довольны. Но самое главное, детям нравится».


- Вот, ваша оценка, Владыка, что преподается в этой школе?
- Вы знаете, я бы хотел не говорить, что преподается, чего не преподается, а подчеркнуть то, что детям нравится и дети хотят. Так вот даже если это и религиозно окрашенный курс, но если его выбирают учащиеся и их родители, то это значит тот самый факультатив, который имеет право на существование на основе закона и конституции.

- Согласен, но все-таки, чтобы снять некоторую общественную напряженность, нужно все-таки назвать все какими-то правильными словами.
- Совершенно верно. Вот в этой школе избирают, допустим, основы православия, религиозно окрашенный предмет в качестве факультатива и на него ходит там 99 или 100%. Вот эта семья, где отец мусульманин, а мать христианка. Да, конечно, реальная проблема возникла. Они ее так разрешили, но они могли ее решить иначе, сказав, что не хотят, что бы ребенок посещал такие занятия. Так вот у этого ребенка должна быть возможность заниматься в это время чем-то другим. А задача министерства образования разработать такое соотношение всех этих предметов, которое бы давало ребенку возможность заниматься чем-то другим, если он или его родители не хотят изучать этот предмет.

- Владыка, а у вас не вызывает опасения то, что в дореволюционной России изучение Закона Божия было почти поголовным, по крайней мере для тех, кто не принадлежал к другим религиям, и тем не менее, эти люди, занимавшиеся Законом Божиим, потом, как мы знаем, рушили храмы, убивали священников, рубили иконы. Вот это внешнее изучение, оно не кажется вам опасным?
- Опыт России действительно заставляет задуматься. Но меня сегодня больше заставляет задуматься другое. Когда я смотрю на молодежь, идущую по нашим городам с бутылками пива, пьяную, наколотую наркотиками, с обезумевшими лицами, вот мне от этого становится страшно. И если сегодня мы все, ни одна политическая партия не избегает этой темы, все говорим о необходимости нравственного возрождения, так давайте наваливаться всем миром на решение этой проблемы. У религиозной мотивации есть своя ниша, она может воздействовать на сознание людей, в том числе и в плане нравственного воспитания. Давайте использовать религиозную мотивацию. Давайте использовать другую мотивацию – культурную, гуманистическую. Давайте объединять наши усилия, и правые и левые, спасая нашу молодежь, спасая наш народ. Конечно, не вся молодежь такая. Есть замечательная молодежь у нас. И научная молодежь, и из сферы культуры, и молодые писатели, и школьники замечательные. Но когда посещаешь публичные места, особенно в провинциальных городах, то вот эта картина погибающего поколения такая сильная и яркая, что перед ней мы должны прекратить все эти дискуссии и начать как можно быстрее заниматься делом. Надо спасать наших молодых людей, надо поставить заслон всему тому, что сегодня разрушает человеческую личность, и использовать в том числе и православную культуру, исламскую культуру, другие религиозные культуры. А там, где, как вот в этой белгородской школе все дети хотят изучать православие, пусть с Богом изучают.

- Владыка, им повезло с педагогом, верующая женщина, которая с любовью преподает предмет. Но ведь невозможно сказать, что это всеобщее правило, потому что невозможно педагога родить, нельзя как морковку вытащить из земли за хвостик, он должен появиться.
- Могу с таким, знаете, с чувством внутреннего удовлетворения и тихой радости сказать, что у меня в Смоленской епархии нет плохих педагогов, преподающих «Основы православной культуры». Это наши замечательные преподаватели, которые прошли специализацию, которые делают очень много для воспитания нашего молодого поколения. Уверен, что также и в других епархиях. И белгородская школа не единственная. Но конечно, существуют проблемы, нужно организовывать процесс обучения этих людей, нужно работать в тесном взаимодействии с Министерством образования, с учеными, и не ссориться и не сталкиваться, а добиваться общего результата, а общий результат – это изменение нравственного состояния нашего общества.

- Не для того, чтобы осудить что-то, а для того, чтоб понять, что надо сделать в этой ситуации, предложу вашему вниманию еще один репортаж, менее благостный, чем белгородский.

Корр. : «Второй год в школах Чувашии преподается предмет «Основы православной культуры», рекомендованный Министерством образования республики. Прежде чем ввести новую дисциплину, в средней школе № 9 небольшого города Канаш собрали пап и мам восьмиклассников.
- Были у нас некоторые сомнения у родителей, чех, чьи дети не относятся к православной вере. И поэтому у некоторых родителей, возникали какие-то сомнения, будет ли полезен этот предмет их детям.

Православная культура способствует развитию духовности. Кто будет возражать против этого аргумента? Все родители дали свое согласие. Но на первых же занятиях стало ясно, что не все так просто.
- Этот урок у нас появился 1-го сентября. Он не интересен. Можно иногда послушать, только бывает так, что из класса выхожу и все забываю. То есть я отношусь к этому равнодушно.

Герману не нравится, что по итогам пройденных тем проводятся самостоятельные и контрольные работы. Как будто к экзамену готовят. Но так решил школьный педсовет, включив «Основы православия» в число обязательных предметов. Хотя в школах по соседству этот предмет факультативный. Папа Геры атеист, он не против нового предмета, ведь знания лишними не бывают. Только по его мнению, знакомиться бы надо с историями различных религий, а не только с христианством.
- Я-то сам атеист, почему изучается именно православие, какой смысл ходить детям, как бы у кого родители, ну и сами дети другой веры, какой смысл ходить на такие мероприятия? Тут не надо делать упор на какую-то определенную религию.

Родители недовольны некомпетентностью преподавателя нового предмета. Ведь этот урок обращается к душам детей. Здесь не должно быть случайных педагогов, и учительница музыки, которой не хватает учебных часов, по мнению многих, не может как следует заинтересовать учеников. Они называют эти уроки скучными и однотипными.
- Мы бы хотели выезжать на разные экскурсии за пределы школы.
- К нам еще ни разу не приходили священники, ну конечно хотелось бы услышать из уст священника его лекции.

Классный руководитель 8-го «А» Светлана Кузнецова в свою очередь искренне рада тому, что у детей совершенно разных вероисповеданий появилась возможность говорить о вечных ценностях – доброте, любви к ближнему, милосердии. Об этом она не устает говорить и родителям.
- Это заметно влияет на наших детей, то есть они становятся светлее, добрее, очень искренне относятся и к себе, и к близким, и к окружающему миру.

Как проходят уроки православия, посмотреть не удалось. Учительница музыки, по совместительству педагог ОПК, заболела. Остается надеяться, что конфликт изменит ситуацию с преподаванием. Ведь пока каким быть новому предмету, решают сами школы. И мнение учеников и родителей здесь не последнее».


- Вот как исправить эту чувашскую ситуацию, которая явно не столь благополучна?
- Да, но с другой стороны, это нормальный процесс. Где-то вот так, а где-то хорошо. Но из-за того, что в Чувашии в одной школе не очень хорошо, это не означает, что нужно весь проект отменять.

- Вот проблема педагогов. 60 тысяч школ, где взять 60 тысяч хороших педагогов? У вас в епархии, охотно верю, хорошие педагоги. В Белгородской области вот конкретно эта женщина хороший педагог. Но не могут возникнуть из воздуха.
- Для этого нужно работать. Местная епархия вместе с местными департаментами образования должны просто сесть там, где этого еще не сделано, и четко отработать алгоритм действий. Среди преподавателей у нас достаточно людей религиозных, вообще культурно продвинутых людей, способных преподавать этот предмет. Но нужно просто договориться о том, как эти люди будут получать образование, как они будут совершенствоваться в знаниях. Конечно, нужны методики, нужны методические указания. Но это вопрос техники. Самое главное нам - в принципе договориться о том, что без нарушения прав людей, без нарушения свободы выбора, в рамках нашей конституции и законов мы можем и должны, соединив усилия, преподавать основы религиозной культуры народов, которые составляют наше единое российское отечество, но также дать возможность и детям в случае их желания и желания их родителей изучать факультативно «Основы православия» или других традиционных религий нашей России. Полагаю, что это все при доброй воле легко и достаточно быстро можно решить в обозримом будущем. Но, к сожалению, у нас уже десять лет пока идут только тяжбы и общественные дискуссии, которые как-то не очень нас продвигают к этой цели.

- Но с другой стороны, опять же, без хороших, продуманных учебников, без грамотных и любящих свой предмет педагогов можно нанести и вред детям, потому что это оттолкнет их от Православия.
- Совершенно верно. Я именно за то, чтобы были хорошие учебники, чтобы эти учебники создавались специалистами, и чтобы педагоги были достаточно подготовленные. Но как я уже до этого сказал, это вопросы технические. В России есть интеллектуальный потенциал, чтобы эти вопросы решить. Была бы добрая воля и была бы, что называется, отмашка сверху. Вот тогда мы эти все вопросы решим.

- Спасибо большое.

Источник: Вести.ру



2008-06-03 18:01:00


Источник: http://nsad.ru/


Если ты проходишь мимо минарета, что-то кричит муэдзин, а ты не знаешь, что это за крики, жить так невозможно, надо знать, что вокруг тебя происходит. Точно также надо, если колокола забили в 6 часов утра, не с возмущением поворачиваться на другой бок, а
Статьи. Новое в данном разделе.
А на небе всё по-другомуА на небе всё по-другому
ЗмееловЗмеелов
православные cтатьи,христианство,литература,искусство,религия,православный журнал,литературный журнал,православие культура  Смайлики
За горы, за горизонтыЗа горы, за горизонты
православные cтатьи,христианство,литература,искусство,религия,православный журнал,литературный журнал,православие культура  Богоявление
православные cтатьи,христианство,литература,искусство,религия,православный журнал,литературный журнал,православие культура  Эуа!
ЧасыЧасы
Терпи хорошееТерпи хорошее
Обмен (рассказ)Обмен (рассказ)
Пункт Б (повесть)Пункт Б (повесть)
Шторм (рассказ)Шторм (рассказ)
Сила тяготения (рассказ)Сила тяготения (рассказ)
Самое лучшее (рассказ)Самое лучшее (рассказ)
Горение (рассказ)Горение (рассказ)
Буду любить его всегда (рассказ)Буду любить его всегда (рассказ)
Безгрешная машина (рассказы)Безгрешная машина (рассказы)
Чудесная причина (рассказ)Чудесная причина (рассказ)
Слезы на том берегу (рассказ)Слезы на том берегу (рассказ)
Трудная дорога к морю (повесть)Трудная дорога к морю (повесть)
Темная комната (повесть)Темная комната (повесть)

Домой написать нам
Дизайн и программирование
N-Studio
Причал: Христианское творчество, психологи Любая перепечатка возможна только при выполнении условий. Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены
© 2024 Причал
Наши спонсоры: