Режиссура общенародного подпевания на службе (технические рекомендации и видеоиллюстрации)
Предположим, что Вы, уважаемый читатель, взяли на себя эту высокую миссию – быть «зачинщиком» общенародного подпевания на богослужении. Предположим заодно, что Вы, как и я, регент своего храма (остальные тоже приглашаются к подглядыванию и комментированию).
С чего начнём? Прежде всего, с такого момента, что выделим в службе участки, которые прихожане, по Вашему мнению, ДОЛЖНЫ подпевать, и которые НЕ ДОЛЖНЫ. Если мы с этого не начнём, то этот процесс пойдёт самотёком, и неизвестно, к чему приведёт. Точнее известно – прихожане будут мешать хору, а хор – прихожанам. Мы ведь с Вами этого не хотим, правда?
Итак. Отдадим прихожанам в первую очередь «Верую» и «Отче наш». Это как бы разумеется. Во время причастия пусть попоют «Тело Христово»... А дальше возможны варианты, которые связаны с той конкретной ситуацией, которая существует в вашем храме. В определённые дни я, например, пою с прихожанами такие выразительные песнопения, как тропарь Пасхи (до отдания), «Царю Небесный» на Троицу, «Днесь благодать Святаго Духа» в Неделю Ваий, «Вечери Твоея тайныя» в Великий Четверг и много ещё. Это песнопения, которые неоднократно встречаются в службе и имеют в ней разную степень «акцентности». Это позволяет комбинировать красивые и сложные нотные варианты этих песнопений с обиходным общенародным их пением.
Неплохо, например, дать иногда прихожанам подпевать «Достойно есть» на евхаристическом каноне, «Богородице Дево», на воскресной всенощной (например, во второй из трёх раз) «Воскресение Христово видевше». Даже в изобразительные антифоны, спетые первым гласом, можно пригласить прихожан подпевать. А в своём храме, например, мы любим «развлекаться» с прихожанами попеременным пением внутри какого-нибудь несложного песнопения:
Сразу оговорюсь: для кого-то эти рекомендации будут слишком смелыми, а для кого-то – наоборот. Есть храмы, где ВСЕ неизменяемые песнопения поются с народом – и ничего, никто не протестует.
Следующий шаг. Вы наметили в службе эпизоды, которые, по Вашему мнению, можно спеть с прихожанами. Вот тут начинается самое главное.
О том, что можно издавать звуки, прихожанин должен узнать совершенно определённо (как и о том, что этого делать нежелательно). Как? Давайте разделим наши задачи на две – что нужно сделать, чтобы прихожане Вам подпевали («приглашающий» режим), или наоборот, чтобы не подпевали (запрещающий режим)
«Приглашающий» режим пения.
Излюбленная фраза массовиков-затейников: «Поют (танцуют) все!» в контексте службы неприемлема по многим причинам. Наименее заметна вот какая: после такой фразы рядовой прихожанин может впасть в глубокий психологический дискомфорт: « Как!? Надо петь? А у меня голос плохой (слух не абсолютный, из музыкальной школы выгнали). Лучше я помолчу, да послушаю, как поют остальные».
Значит, приглашение к подпеванию нужно производить в очень психологически-комфортном режиме. Лучший путь к этому – запеть самому (самой) мелодическую линию 2-го голоса из обиходного 4-хголосия (хору при этом петь ни в коем случае не надо!). Какое-то время голос запевалы может звучать «сиротливо». Пусть Вас это не смущает. Пойте, безмятежно глядя в потолок, всем видом показывая, что если никто подтягивать не будет, то вы собираетесь прокуковать сами до победного. Поверьте мне – это очень успокаивает – рядовой прихожанин поймёт, наконец, что Вы его не ЗАСТАВЛЯЕТЕ, а всего лишь ПРИГЛАШАЕТЕ подпеть Вашему голосу.
Дальше. Как только самые отчаянные из прихожан что-то, наконец, запели, соберите всю свою волю в кулак, подавите возмущённые музыкальные рефлексы, повернитесь к первым подпевалам и УЛЫБНИТЕСЬ! Что бы Вы не услышали, улыбнитесь. Продолжайте вести их за своим голосом.
Дальше. Как только масса подпевающих прихожан по суммарной силе голосов приблизится к Вашей, потихоньку убирайте свой голос. Это бесконфликтно перенесёт акустический «центр тяжести» в хор подпевающих. Возникнет иллюзия самостоятельного пения прихожан (они-то, конечно, не знают, что это иллюзия, но Вы-то знаете!). Удерживайте их в таковом следующим способом: эпизодически «поддавайте» голосом начало фразы, как будто не они Вам подпевают, а Вы – им.
В качестве примера – ежевоскресный «запричастный концерт», который звучит в нашем храме перед причащением. Я хожу с камерой между прихожанами и подпеваю (думаю, что это слышно).
Позвольте ввести очень важное в нашем разговоре понятие: ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИЙ ШАБЛОН. Это такой темп и такое соотношение долгих и коротких долей в обиходных песнопениях, которые устанавливаются произвольно, «по умолчанию». На наших регентских курсах я предлагаю студентам спеть «Богородице Дево» с закрытыми глазами, чтобы единственной информацией о темпоритме была слуховая координация с соседними голосами. Ни рука дирижёра, ни мимика, ничего не оказывает влияние на пение – только слышание соседей. В результате пение получается довольно слаженное, поскольку существует естественный «суммарный темп», который чувствуют все поющие. Это и есть шаблон.
Шаблонный темп обладает очень важным свойством: он зависит от объёма замкнутого акустического пространства.
Постараюсь растолковать последнюю формулировку:
Когда люди поют вместе, они слышат себя, своих ближних соседей и чуть хуже – дальних соседей. Единое монолитное пространство совместного пения образует некий акустический объём, за пределами которого поющие почти ничего не слышат. Чем больше людей поют вместе, тем больше их акустическое пространство и тем медленнее темп шаблона. Если же пространство пения компактное (клирос, например), то же самое песнопение будет петься в более быстром шаблоне.
Студентам курсов я ежегодно предлагаю такой эксперимент: Несколько человек стоят на клиросе, остальные равномерно рассредоточиваются по храму. Мы начинаем петь Символ веры. «Прихожане» должны петь активно, но ни на кого не смотреть. Клирошане – тоже.
Результат всегда одинаковый: на читках клирос убегает вперёд. Почему? Потому, что одновременно существуют ДВЕ замкнутые акустические группы с разным объёмом. Каждая поёт автономно, не слыша другую. Поэтому длинный читок (наиболее «капризный» по темпу элемент) сразу даёт ощутимую разницу в шаблонах.
К чему это нас обязывает? Если я стою на клиросе, но хочу, чтобы мне подпевали прихожане, то я:
а) буду вести пение клирошан в более сдержанном шаблонном темпе, чем хотелось бы и мне, и певчим,
б) попрошу хор не петь, чтобы ничто не мешало мне слышать темп прихожан,
в) отойду от клироса ровно настолько, чтобы войти в акустическое пространство прихожан.
Вообще-то пение по шаблону – штука довольно унылая, скажете Вы. Правильно. Если хор поёт «по шаблону», с фатально-безнадёжным чередованием слогов и распевов, как если бы не глядели на дирижёра, то слушать это невыносимо. Это НУДНО – не быстро, не медленно, а ШАБЛОННО. Хор без прихожан ни в коем случае не должен петь шаблонно.
Однако понятие «нудность» применимо только к пению хора, но никак не к пению прихожан. Чтобы возбудить к подпеванию прихожан, нужно обязательно запеть в шаблоне. Не быстрее, не медленнее. Вы должны почувствовать раскачку этого ритмического маятника, который заставит людей даже незаметно для них ему РЕЗОНИРОВАТЬ. И в первую очередь – подпевать.
Всё вышесказанное относится к «незаметному» управлению подпеванием. Это хорошо на первых порах Вашего воспитания прихожан (вот они удивятся, когда узнают, что Вы воспитываете их!), когда закладывается традиция пения ими одних и тех же эпизодов службы. Когда Вы, наконец, почувствовали, что Вас не боятся, не стыдятся, а ждут от Вас «мандата» на пение всего храма – подключайте руки.
Дирижирование прихожанами – наука тоже интересная. Классическая дирижёрская стойка и сетка по долям тут, конечно, отдыхают. Мелкий изысканный жест исключается. Руки делают широкие жесты, в которых, как норма, сочетаются спокойствие и энергия. Очень распространён в практике «диаконский» стиль ведения напева, когда короткое чередование слогов показывается не всей рукой, а только «рубящей» ладонью (ладонь вертикальная), или «шлёпающими» по слогам пальцами (ладонь горизонтальная).
Вот вкратце основные технологические приёмы для обеспечения благоприятного («ПРИГЛАШАЮЩЕГО») режима подпевания. О неблагоприятном режиме («ЗАПРЕЩАЮЩЕМ») напишу в следующей серии.